Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 12:05, реферат
Каждое последующее поколение, опираясь на опыт предыдущего, выявляло новые факторы, влияющие на экономический рост. Учёными были выделены два основных типа экономического роста: интенсивный и экстенсивный. Исследования продолжаются и в настоящее время. Развитые страны ищут новые пути экономического развития. Развивающиеся страны, изучая опыт высокоразвитых государств, ищут свои пути развития экономики. Каждое из современных государств вносит свой вклад в развитие экономической теории и экономики мира.
Ведущие экономисты России также разрабатывают наиболее эффективные пути экономического развития страны, предлагают среднесрочные и долгосрочные программы.
Введение 3
Понятие, сущность и факторы экономического роста 5
1.1. Понятие экономического роста 5
1.2. Показатели динамики экономического роста 7
1.3. Факторы экономического роста 7
2. Модели экономического роста 10
2.1. Моделирование как метод научного познания 10
2.2. Основные модели экономического роста 12
2.2.1. Историко-социологическая концепция роста У. Ростоу 13
2.2.2.Неокейнсианские модели роста Е. Домара и Р. Харрода 14
2.2.3.Неоклассические модели роста 19
3. Обеспечение стабильности экономического роста России 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Под моделирование понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.
Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.
Процесс моделирования включает три элемента: 1) субъект (исследователь), 2) объект исследования, 3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Пусть имеется или необходимо создать некоторый объект А. Мы конструируем (материально или мысленно) или находим в реальном мире другой объект В - модель объекта А. Этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте оригинале. Познавательные возможности модели обуславливаются тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объекта оригинала. Вопрос о необходимости и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть оригиналом), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала.
Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько "специализированных" моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.
На втором этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение "модельных" экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее "поведении". Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели R.
На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал - формирование множества знаний S об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели. Мы можем с достаточным основанием переносить какой-либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сходства оригинала и модели. Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить неправомерно.
Четвертый этап - практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.
Моделирование - циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта и ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития.
2.2. Основные модели
В современной экономической науке экономический рост трактуется двояко: в узком и широком смыслах.
В узком смысле – как рост основных показаний конечной продукции (ВВП, национального дохода или потребления на душу населения).
В широком смысле – как процесс изменений в социальных институтах (в структуре прав собственности, формах организации производства и распределения), которые обусловливают переход от одной стадии роста к другой.
В соответствии с этим подходом существует три направления в теориях роста:
Неокейнсианское;
Неоклассическое;
Историко-социологическое.
Первые два направления анализируют рост в узком смысле. Для историко-социологического направления характерно рассмотрение роста в широком смысле.
2.2.1. Историко-социологическая концепция роста У. Ростоу
Одним из наиболее ярких представителей этого направления является американский экономист и социолог У. Ростоу.
В изложенной им концепции в основе экономического роста и исторического перехода общества от одной стадии к другой лежат принципиальные различия трех основных характеристик:
Уровня развития техники;
Нормы накопления;
Уровня потребления.
В соответствии с качественным различием этих характеристик, а также изменением склонности людей к развитию науки и техники, рождению и воспитанию детей, созданию материальных благ У. Ростоу выделил пять стадий роста.
Великобритании – 1850 г. Швеции – 1930 г.
США - 1900 г. Японии - 1940 г.
Германии - 1910 г. России - 1950 г.
Франции - 1910 г. Канады - 1950 г.
В этот период развивается процесс урбанизации, повышается доля квалифицированного труда.
Теория стадий роста У. Ростоу стала заметным событием в общественной науке своего времени. Она представляла собой новый взгляд на историческую эволюцию общества, во многом отличный от марксисткой концепции социально-экономических формаций, а также технократических теорий роста первой половины XX века.
Однако теория У. Ростоу носит слишком общий характер и больше ориентирована на вопрос об истории роста в эпохальном плане, чем дает представление о механизме и об источниках самого экономического роста.
Предметом исследования экономического роста в узком смысле занимались представители неокейнсианского и неоклассического направлений.
2.2.2. Неокейнсианские модели роста Е. Домара и Р. Харрода
Эти модели возникли как развитие и критическая переработка кейнсианской теории макроэкономического равновесия.
Основными постулатами неокейнсианских моделей экономического роста экономики являются
Модель экономического роста Е. .Домара
Домар Е. как последователь Дж. Кейнса считал, что функцией инвестиции является образование доходов, которые в результате увеличивают совокупный спрос и занятость.
Однако это утверждение Дж. Кейнса базировалось на его гипертрофированной оценке роли государственных расходов, особенно той их части, которая шла на проведение общественных работ. Это было вызвано условиями кризиса перепроизводства, в которых важно создать эффективный платежеспособный спрос, а не выбрасывать на рынки лишнюю товарную массу, поэтому Дж. Кейнс исключил из своего анализа влияние инвестиций на предложение товара.
Модель Е.Домара именно в этом пункте дополняет теорию Дж. Кейнса – для Домара инвестиции являются не только фактором образования доходов, но и создание дополнительных мощностей производства.
Главной идеей модели экономического роста Е. Домара является вопрос: если инвестиции увеличивают производственные мощности и создают дополнительные доходы, то, как должны расти инвестиции, чтобы темп прироста дохода равнялся темпу прироста производственных мощностей?
Для решения этой проблемы Е. Домар вывел систему из трех уравнений.
1. Уравнение предложения показывает, какой прирост производственных мощностей создают инвестиции
ΔQ = I •β,
где ΔQ прирост производства;
I - капиталовложения;
β - средняя производительность капиталовложений
Символ β характеризуется также как капиталоотдача.
Следовательно, β = ΔQ/I – выражает величину нового продукта, созданного единицей инвестиции.
2. Уравнение спроса показывает, на какую величину должен возрасти спрос, чтобы занять дополнительные мощности. По теории мультипликатора при любой предельной склонности к сбережению α прирост национального дохода Δγ является результатом мультипликационного воздействия дополнительных инвестиций ΔI
Δγ = ΔI• (1/ α),
где 1/α – мультипликатор.
3. Уравнение равенства темпов прироста дохода и производственных мощностей достигается, когда
ΔI•(1/ α) = I•β
Решением устанавливаем, что ΔI/I = α• β
В левой части уравнения стоит годовой темп роста инвестиций, которые для поддержания полной занятости с помощью увеличений производственных мощностей должны расти с годовым темпом α• β. Доход должен расти с тем же темпом.
Главным выводом модели экономического роста Е. Домара является: только постоянно растущая аккумуляция капитала (рост инвестиций) обеспечивает в масштабе общества динамичное равновесие между совокупным спросом и предложением. Для поддержания сбалансированного роста инвестиций государство может воздействовать на долю сбережений в национальном доходе или на темпы НТП.
Модель экономического роста Р. Харрода
Эта модель сходна с моделью Е. Домара, однако имеет свои особенности. Цель исследования модели Р. Харрода является траектории роста экономики. Поэтому в ее основу положена теория акселератора, позволившая определить отношение прироста инвестиций к вызвавшему его приросту дохода.
Как уже отмечалось, в основу этой модели положен принцип акселератора. Это теория, объясняющая зависимость инвестиций от ожидаемого изменения объема производства (дохода). Согласно этой теории, рост спроса (или доходов) воздействует как ускоритель (акселератор) степени роста инвестиций, прежде всего в сфере основного капитала.
Принцип акселератора показывает, что возросшие доход и спрос ускоряют инвестиционный процесс. Таким образом, новые капиталовложения – функция прироста дохода, умноженного на коэффициент акселерации δ:
ΔI = Δγ• δ
Коэффициент акселерации – техническая величина, зависит от типа технического прогресса:
- при капиталоемком техническом прогрессе, требующем больших объемов капитала, значение δ растет;
- при техническом прогрессе, экономящем капитал, значение δ уменьшается.
В своей модели экономического роста Р. Харрод ввел в анализ три уравнения:
1) уравнение фактического темпа роста;
2) уравнение гарантированного темпа роста;
3) уравнение естественного темпа роста.
Уравнение модели Р. Харрода. Показывает, какой должна быть доля сбережений в национальном доходе, чтобы обеспечить накопление части прироста продукции, идущей на производство:
G•C = S,
где G – фактический прирост общего выпуска за определенный период:
G = Δγ/ γ, т.е. фактический темп роста;
С = I/ Δγ – капитальный коэффициент, являющийся обратной величиной производительности капитала β = 1/ С
S – доля сбережений в национальном доходе или склонность к сбережению.
В этом уравнении G•C – капитализируемая часть прироста продукции, идущую на производственные цели, которая должна быть обеспечена определенной долей сбережений S.
Gw•Cr = S,
где Gw - гарантированный темп роста;
Cr – требуемый коэффициент капиталоемкости.
Если бы G = Gw , то экономика имела бы устойчивое непрерывное развитие. Однако, на практике фактический темп роста всегда выше или ниже гарантированного.
Если G > Gw, то при S = const C< Cr
На основании этого Р. Харрод делает вывод, что производители, оценивая фактическую капиталоемкость как чрезмерно низкую, стараются увеличить товарно-материальные запасы, чтобы еще более увеличить превышение G над Gw.
Если же G < Gw, то при S = const C> Cr,
На основании чего производители делают вывод о том, что у них чрезмерно высокие запасы сырья и материалов и соответственно снизят их закупки, что еще больше снизит темпы фактического роста по сравнению с гарантированным.
Информация о работе Обеспечение стабильности экономического роста России