Общая характеристика и понятия, связанные с рынками факторов производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы объясняется тем, что спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, то есть та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продукции и услуг, необходимых для конечного потребления. В реальной жизни предприниматель стремится найти такое сочетание компонентов производства, при котором обеспечивается наибольший выход продукции при наименьших затратах. Производство подвижно. В нем постоянно совершаются большие и малые революции в технике и технологии.

Файлы: 1 файл

Рынки факторов производства.docx

— 137.47 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

За производственными ресурсами, вовлекаемыми в хозяйственную деятельность всегда стоят их собственники (земли, капитала, труда, знаний и т.д.) и ни один из них не передаст безвозмездно право использования того или иного ресурса другим лицам.

Актуальность данной темы объясняется тем, что спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, то есть та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продукции и услуг, необходимых для конечного потребления. В реальной жизни предприниматель стремится найти такое сочетание компонентов производства, при котором обеспечивается наибольший выход продукции при наименьших затратах. Производство подвижно. В нем постоянно совершаются большие и малые революции в технике и технологии.

Экономическая наука выделяет четыре группы факторов производства (ресурсов): труд – человеческие ресурсы; капитал – физический или денежный; земля – природные ресурсы; предпринимательство, которые в рамках данной работы будут являться предметов исследования.

Целью настоящей работы является исследование принципов функционирования рынков факторов производства. Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:

  • дать общую характеристику и понятия факторных рынков;
  • сделать краткий анализ каждого из факторных рынков;
  • рассмотреть принципы формирования цен на производственные ресурсы.

В первой главе работы изучаются теоретические основы особенностей спроса, предложения и ценообразования на факторных рынках. Вторая глава посвящена анализу рынков земли, труда, капитала и предпринимательства.  Здесь каждый фактор производства рассматривается как объект равновесных рыночных отношений.

  1. Общая  характеристика  и  понятия,  связанные  с  рынками       факторов производства
    1. Виды и особенности рынков факторов производства

 

Рынки факторов производства – это рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода и ренты.

В отличие от рынка готовой продукции, где домохозяйства предъявляют спрос, а фирмы формируют предложение, на рынке ресурсов функциональные роли экономических субъектов кардинальным образом меняются. Теперь уже домохозяйства предлагают имеющиеся в их распоряжении экономические ресурсы и становятся субъектами предложения, а фирмы закупают необходимые им производственные ресурсы и выступают в качестве субъектов спроса. В целом на факторном рынке действуют те же законы спроса и предложения и тот же механизм конкурентного равновесия цен, что и на товарном рынке, однако они обладают некоторыми особенностями.

Различают два основных вида рынков производственных ресурсов:

а) рынок производственных ресурсов в условиях совершенной конкуренции, когда ни продавец, ни покупатель не могут влиять на цены ресурсов. На этом рынке одновременно действует большое число продавцов и покупателей;

б) рынок производственных ресурсов в условиях несовершенной конкуренции – либо покупатель, либо продавец могут оказывать влияние на цены ресурсов производства.

Фирма-монополист на рынке готовой продукции может контролировать и цену ресурса. Поскольку она стремится производить продукции больше, чем фирмы-конкуренты, ей всегда требуется больше ресурсов. Скупая основную часть ресурсов, она влияет на их цену.

Отраслевой спрос на производственные ресурсы – это сумма объемов спроса на ресурсы со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной цене на него. А рыночный спрос на ресурсы – это сумма всех отраслевых спросов.

Факторы производства (труд, капитал, земля) в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозамещаемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, природные сырьевые ресурсы могут быть заменены искусственными материалами. Однако и труд, и сырье, и техника сопряжены и взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из факторов производства вызовет изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним других факторов производства. Например, более высокая зарплата и относительно низкие цены на станки способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на оборудование, заменяющее рабочую силу.

Таким образом, значение факторного рынка связано с тем, что:

- во-первых, существующие на рынке ресурсов цены обуславливают уровень экономических издержек всех действующих предприятий, что в свою очередь определяет величину рыночного предложения на рынке готовой продукции;

- во-вторых, цены на факторы производства являются важнейшим фактором формирования денежных доходов продавца (в виде зарплаты, ренты, процента и прибыли), определяющих рыночный спрос на готовую продукцию;

- в-третьих, нормальное функционирование рынка факторов производства способствует эффективному распределению экономических ресурсов между экономическими субъектами, и тем самым, минимизирует альтернативные издержки производства того или иного вида готового продукта.

Рассмотрим более подробно особенности формирования спроса и предложения на рынке факторов производства.

    1. Спрос, предложение и особенности ценообразования

 

Спрос на экономические ресурсы предъявляется фирмами-производителями. Величина спроса на экономические ресурсы определяется количеством ресурсов, которые фирмы готовы приобрести при существующих ценах, в данном месте, в данное время.

В отличие от спроса на готовую продукцию, спрос на ресурсы имеет производный характер, поскольку непосредственно зависит не только от цены на ресурс, но и от спроса и цен на готовую продукцию, изготавливаемую фирмой при помощи данного ресурса.

То есть, спрос на факторы производства вторичен и определяется спросом на продукцию, производимую с помощью этих факторов. Чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос на ресурсы, из которых она сделана, и наоборот. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.

Для организации производственного процесса требуются многие факторы производства. Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от цен не только на каждый из них, но и на остальные сопряженные с ним ресурсы.

Среди наиболее важных факторов, определяющих спрос на используемый фирмой ресурс, выделяют следующие:

1. Спрос на готовую  продукцию, производимую при помощи  данного ресурса. Очевидно, что чем выше спрос на продукт, тем больше фирма заинтересована в его выпуске, и тем больше ей требуется ресурсов для его производства. И наоборот, спрос на ресурс, используемый для производства никому не нужной продукции, будет близок к нулю.

2. Производительность ресурса. Производительность ресурса может быть оценена через его предельный продукт. Если используемый ресурс отличается высокой производительностью, то при прочих равных условиях спрос на него будет более значительным, чем на ресурс с низкой производительностью.

3. Цена на ресурс. При прочих равных условиях (и, прежде всего, при неизменности цен на ресурсы-заменители) сокращение цены на ресурс в соответствии с законом спроса может вызвать рост величины спроса на ресурс, а его удорожание — сокращение величины спроса.

4. Величина предельного  дохода фирмы (MR). При неизменности всех прочих характеристик используемого ресурса, чем выше предельный доход фирмы (MR), тем выше и предельный продукт ресурса в денежном выражении (MRPi = MR х MPi), другими словами — доходность используемого ресурса, и, следовательно, тем выше будет спрос фирмы на данный ресурс.

5. Цены на другие ресурсы. В отличие от рынка готовой продукции изменение цен на другие ресурсы может вызвать два противоположных эффекта: эффект замещения и эффект объема выпуска. Степень влияния данных эффектов зависит от принадлежности анализируемых ресурсов к группе заменяющих, дополняющих или нейтральных факторов производства:

  • нейтральные ресурсы оказывают крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного фактора;

  • заменяющие ресурсы удовлетворяют аналогичные запросы фирмы-производителя, и потому являются конкурентами для основного фактора;

  • дополняющие ресурсы используются в производстве совместно с основным фактором в пропорциях, определяемых технологическим процессом.

Каково должно быть соотношение разных ресурсов, которое обеспечит фирме наименьшие издержки производства определенного количества продукции?

Для ответа на данный вопрос необходимо рассмотреть понятие «предельный продукт фактора производства». Предельный продукт (МР)– это прирост общего продукта, полученного в результате применения дополнительной единицы переменного фактора производства.

Фирма достигнет наименьших издержек производства определенного объема выпуска, если при спросе на ресурсы будет соблюдаться правило: отношение предельного продукта одного ресурса к цене этого ресурса равно отношению предельного продукта другого ресурса к цене этого ресурса:

где МРL и МРС – соответственно предельный продукт труда и предельный продукт капитала;

РL и РС – соответственно цена труда и цена капитала.

При соблюдении этого условия фирма находится в состоянии равновесия, то есть отдача всех факторов одинакова и никакое перераспределение денежных средств между ресурсами не снизит издержки производства.

Существует множество объемов выпуска, при которых издержки производства минимальны, но имеется только один объем производства, который обеспечивает максимальную прибыль.

Правило максимизации прибыли. Фирма обеспечит получение максимальной прибыли, применяя такое соотношение ресурсов, при котором предельная доходность каждого ресурса равна его цене, то есть

где МRPL и МRPC – соответственно предельная доходность труда и капитала.

Предельная доходность ресурса (МRР) или предельный продукт в денежном выражении характеризует прирост совокупного дохода в результате применения каждой дополнительной единицы вводимого ресурса. Таким образом, предельная доходность ресурса определяется умножением предельного продукта (МР) и его цены (Р).

Абстрагируемся от первой группы ресурсов и проанализируем влияние на спрос производителя изменения цен на дополняющие и заменяющие ресурсы. Предположим, что труд и капитал считаются ресурсозаменителями.

Если по какой-либо причине увеличивается цена на труд, то это может вызвать у производителя стремление заменить более дорогостоящий ресурс относительно более дешевым. Таким образом эффект замещения увеличит спрос на капитал.

Вместе с тем рост цен на труд может вызвать соответствующий рост общих издержек производства (ТС) и, как следствие, сокращение предложения готовой продукции и снижение спроса на все используемые ресурсы. В этом случае эффект объема продукции снизит спрос на капитал.

Фактическое воздействие изменения цены на труд, на спрос, на капитал будет зависеть от соотношения рассмотренных эффектов. Если труд и капитал относятся к дополняющим и применяются в строго фиксированных пропорциях, то эффект замещения будет равен нулю. В этом случае на рынок капитала будет воздействовать исключительно эффект объема продукции, т.е. рост цен на труд вызовет сокращение спроса на капитал.

Эластичность спроса на ресурс по цене показывает степень количественного изменения величины спроса на ресурс при изменении цены на 1%. Эластичность подсчитывается по стандартным формулам:

дуговой эластичности:

где Р1,Р2 — первоначальная и последующая цены;

Q1,Q2 — первоначальная и последующая величины спроса.

точечной эластичности:

где Q`(P) — производная функции спроса по цене;

Р — рыночная цена;

Q(P) — величина спроса при данной цене.

Факторы, определяющие эластичность спроса:

1. Наличие и доступность на  рынке ресурсов-заменителей. Если у ресурса много хороших заменителей, то эластичность спроса на него будет высокая, поскольку повышение цены заставит производителя резко сократить спрос и использовать альтернативные факторы производства. И наоборот, если у ресурса нет серьезных заменителей, то спрос на него будет относительно стабильным.

2. Доля затрат на данный ресурс  в совокупных издержках фирмы. При прочих равных условиях, чем меньше доля совокупных затрат приходится на рассматриваемый ресурс, тем ниже эластичность спроса фирмы на него.

3. Анализируемый период времени. При прочих равных условиях, чем менее продолжительный период времени мы рассматриваем, тем менее эластичен спрос на ресурсы. Очевидно, что в краткосрочном периоде производителю сложнее адаптироваться к росту цен и найти необходимые ресурсы-заменители.

Информация о работе Общая характеристика и понятия, связанные с рынками факторов производства