Общая характеристика и понятия, связанные с рынками факторов производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы объясняется тем, что спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, то есть та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продукции и услуг, необходимых для конечного потребления. В реальной жизни предприниматель стремится найти такое сочетание компонентов производства, при котором обеспечивается наибольший выход продукции при наименьших затратах. Производство подвижно. В нем постоянно совершаются большие и малые революции в технике и технологии.

Файлы: 1 файл

Рынки факторов производства.docx

— 137.47 Кб (Скачать файл)

Цена земли не тождественна земельной ренте. Если последняя представляет собой цену услуг земли как фактора производства, то цена земли определяется как запас некоего блага и определяется на основе капитализации ренты, т.е. представляет собой сумму всех будущих арендных платежей, которые, как ожидается, способен принести конкретный земельный участок. Естественно, что чем выше рента, тем выше цена земли.

Допустим, что какой-то участок в прошлом году приносил ренту в сумме R. Сколько должен заплатить за землю покупатель, если размер арендной платы не изменится?

Для ответа на этот вопрос необходимо определить альтернативную стоимость полученных за землю денег. Цена земли должна быть равна сумме денег, положив которую в банк бывший собственник земли получал бы такой же процент на вложенный капитал:

Рz = R / n,

где Рz – цена земли;

R – годовая рента;

n – рыночная ставка ссудного процента.

Цена земли прямо пропорциональна величине ренты (R) и обратно пропорциональна ставке ссудного процента (n). При неизменном рентном доходе цены на землю могут возрастать, когда снижается ставка ссудного процента.

Важным фактором, влияющим на изменение спроса на сельскохозяйственную землю, является постепенное сокращение доли продовольствия в бюджете потребителя. По мере роста доходов все большая часть бюджета расходуется на непродовольственные блага (жилье, автомобили, путешествия). Это выражается в том, что доля сельского хозяйства в национальном доходе сокращается.

Что же касается несельскохозяйственного спроса на землю (для строительства жилья, объектов инфраструктуры, промышленный спрос и даже инфляционный спрос), то он имеет устойчивую тенденцию к росту. При высоких темпах инфляции страхование от обесценивания денег обусловливает рост спроса на недвижимость, в том числе на землю.

 

2.4. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя

 

Предпринимательство – неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, при котором свободное предпринимательство служит основой и источником процветания. Но лишь на рубеже ХIХ и ХХ вв. экономисты признали решающее значение этого фактора производства для экономического прогресса. Альфред Маршалл добавил к трем классическим факторам производства – труду, капиталу и земле – четвертый – организацию, а Йозеф Шумпетер в книге «Теория экономического развития» дал этому фактору современное его название – предпринимательство.

Шумпетер называл предпринимателем такого организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: «Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие …и не так, как делают другие». К функциям предпринимателя Й. Шумпетер относил: создание нового, еще незнакомого потребителю материального блага (или прежнего блага, но с новыми качествами); введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства; завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего; использование нового вида сырья или полуфабрикатов; введение новой организации дела (например, монополии или, наоборот, преодоление ее).

Борясь с рутиной, осуществляя реализацию нововведений и тем самым обеспечивая экономической рост, предприниматель становится, по словам Шумпетера, «созидающим разрушителем».

Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Создание всевозможных новых способов комбинации экономических ресурсов, по мнению Й. Шумпетера, является главной задачей предпринимателя и отличает его от обычного хозяйственника.

В современной литературе принято выделять три функции предпринимательства.

Первая функция – ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы объективные факторы (средства производства) и субъективные, личные (работники с достаточными знаниями и умениями).

Вторая функция – организаторская. Ее сущность: обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели.

Третья функция – творческая, связанная с организационно-хозяйственным новаторством. Значение этой функции для бизнеса резко возросло в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции.

Чтобы успешно выполнять эти функции, человек должен обладать определенными способностями, в числе которых обязательно должны присутствовать инициативность, способность к самостоятельному мышлению и принятию решений, упорство в достижении цели, умение организовать и повести за собой коллектив.

Вознаграждением услуг предпринимателя является прибыль. В экономической теории существует несколько подходов к определению источников образования прибыли.

Согласно первому из них – бухгалтерскому – прибыль трактуется как разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, произведенными им в процессе производственной и сбытовой деятельности. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, установленной в договорном порядке, а выступает в качестве остаточного дохода. Такой взгляд утвердился в науке не сразу. Прибыль долгое время не отличали от зарплаты и от процента на капитал.

Современные экономисты трактуют прибыль как вознаграждение за выполнение функций предпринимателя, т.е. как доход от фактора предпринимательства. Таким образом, под чистой (экономической) прибылью в экономической теории принято понимать избыток над процентной ставкой, над рентными платежами, над ставкой заработной платы, над нормальной предпринимательской прибылью. Это своеобразная «зарплата предпринимателя».

Часто прибыль рассматривают как своеобразную плату за риск, с которым сопряжена предпринимательская деятельность.

И, наконец, прибыль рассматривается как монопольный доход. Крупная фирма может получить его установлением более высоких цен на рынке, а, следовательно, с помощью завоевания этого рынка и превращения совершенной конкуренции в несовершенную.

Конкретную оценку прибыли можно произвести как разницу между общими доходами предприятия и его совокупными издержками. Иными словами, прибыль можно определить как чистый доход, или доход без учета затрат и налогов. Поэтому, когда статистики рассчитывают прибыль, они обычно суммируют общую стоимость продаж предприятия (выручку) и из нее вычитают все издержки (заработная плата, стоимость материалов и энергии, арендная плата, проценты по ссудам и т.п.), а также налоги.

Таким образом, предпринимательский доход (экономическая прибыль) состоит из двух частей:

1) нормальной прибыли предпринимателя, входящей в состав внутренних (альтернативных) издержек, которая  представляет собой минимальный  доход, необходимый для продолжения  функционирования фирмы в выбранной  сфере деятельности;

2) чистого дохода предпринимателя  – части прибыли, оставшейся в  распоряжении предпринимателя после  выплаты процентов за ссуду.

Важным показателем, характеризующим экономические результаты деятельности фирмы, является норма прибыли – доля прибыли в выручке от реализации или доля прибыли в цене изделия.

В любом случае надежда на получение прибыли является стимулом технического прогресса, перераспределения капиталов по отраслям производства. Ожидание прибыли стимулирует наиболее эффективное распределение и использование ресурсов, снижение издержек производства, освоение новых технологий, рост инвестиций в экономику, увеличение производства и занятости, а, в конечном счете, экономический рост и более полное удовлетворение потребностей людей. Как сказал Й. Шумпетер, «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».

В западных странах определены перспективные направления предпринимательства в ХХI столетии. Так, в Японии ставка делается на информационный бизнес, в Германии, Великобритании и Франции – на промышленные технологии (считается, что тот, кто силен в промышленном производстве, будет иметь успех во всех областях науки и техники). В США в центре внимания – наращивание интеллектуального уровня работников, их образования и квалификации, ибо от этого зависит технологический потенциал бизнеса.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рынки факторов производства — это рынки труда, капитала, земли, полезных ископаемых, информации, знаний, интеллектуальных способностей, предпринимательского таланта. Экономические ресурсы (Факторы производства) включают четыре группы:

Природные ресурсы: земля; полезные ископаемые; водные ресурсы

Инвестиционные ресурсы (капитал): здания; сооружения; оборудование

Трудовые ресурсы. Труд — совокупность всех физических и умственных способностей людей используемых при процессе производства, за исключением предпринимательской способности, которая включается в отдельную категорию.

Предпринимательский талант. Предпринимательская способность — умение организовать производство, принимать решения по управлению бизнесом; быть новатором.

Важную роль играет использование первичных ресурсов — труда, капитала и земли. Рынки факторов производства имеют свои особенности, которые необходимо учитывать.

В современной экономике рынки факторов производства выполняют разнообразные функции, благодаря которым обеспечивается ресурсное обеспечение всех субъектов хозяйственной деятельности, решаются задачи рационального использования ограниченных ресурсов, формируются хозяйственные связи, решается проблема: что, как и для кого производить.

Изучение специфических особенностей спроса, предложения и ценообразования на рынке факторов производства играет важную роль в понимании происходящих в экономике процессов.

 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Агапова Т.А. Макроэкономика: учебник. – М.: «Дело и сервис», 2004. – 512 с.;
  2. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 231 с.;
  3. Основы экономической теории: учеб. пособие для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 319 с.;
  4. Экономическая теория/под ред. А.И.Добрынина. – СПб.: Питер, 2000. – 544 с.;
  5. Экономическая теория: учебник для вузов/под ред. Н.В.Сумцовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 655 с.;
  6. Экономическая история России 19-20 вв.: Современный взгляд. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 624 с.
  7. Экономическая теория: учеб. пособие/под ред. проф. Ф.П.Евсеенко. – Брянск: изд-во БГУ, 2003. – 151 с.;
  8. Куликов, Леонид Михайлович. Основы экономической теории. - М., 2006.
  9. Экономическая теория: Учеб.пособие/ Под ред .проф. А.Г.Грязновой. – 4-е изд.;стер.- М.: КНОРУС, 2008.
  10. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учеб.пособие. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект,2008.
  11. Станковская, И.К.; Стрелец, И.А. Экономическая теория; М.: Эксмо, 2011. - 480 c.
  12. Голова И. М. Инновационные возможности научных организаций / И. М. Голова // Журнал экономической теории. - 2010. - № 1.
  13. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория : учеб. для вузов / Е.Ф. Борисов ; М-во образования РФ. - М. : Высшее образование, 2006.
  14. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория : учеб. пособие / Г.М. Гукасьян ; Учеб.-метод.об-ние по образованию. - СПб.: Питер, 2006.
  •  

     


    Информация о работе Общая характеристика и понятия, связанные с рынками факторов производства