Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:39, контрольная работа
В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:
Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.
Введение……………..…………………………………………..……………………....3
1. Американская модель…………………………………….....…….………......…….. 5
2. Японская модель……………………………………………..…………........……….7
3. Шведская модель………………………………………….………....…….….…….10
Заключение…………………………………………..…..…..……….……...……..…..14
Список использованных источников……………..……..…….…………………..….15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное
учреждение
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф.Решетнева
Кафедра Экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «История экономики»
На тему: «Общая характеристика моделей смешанной экономики»
Сотникова В.А.
Проверил: Сочнева Е.Н.
Красноярск 2011 г.
Содержание:
Введение……………..………………………………………
1. Американская модель…………………………………….....…….……
2. Японская модель……………………………………………..………….
3. Шведская модель………………………………………….………....
Заключение…………………………………………..….
Список использованных источников……………..……..…….………………
Введение
Анализ экономической теории вне ее взаимосвязи с реальным экономическим развитием возможен и имеет самостоятельное значение, но представляется малопродуктивным, поскольку сводит экономическую теорию к ее собственным проблемам и не всегда указывает на ее перспективы. Между тем все основные направления и школы экономической теории сформировались в XIX веке и лишь немногие из них восприняли изменения экономического и социального развития XX века. Если даже находиться только в рамках развития рыночного хозяйства и не рассматривать опыт СССР и его отражение в теории, то и при таком подходе вполне очевидны трудности всего спектра экономических учений перед лицом явлений хозяйственной жизни на рубеже тысячелетий.
На данный момент можно констатировать тот факт, что экономика большинства стран мира является смешанной. Экономические системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение между двумя крайностями – чистым капитализмом и командной экономикой. Но обычно страна больше придерживается принципов какой-то одной экономической системы, хотя элементы других систем присутствуют. В таком случае мы относим экономическую систему к преобладающей. Например, бывший Советский Союз, хотя и являл собой весьма точное воплощение командной экономики, все до некоторой степени опирался в своем хозяйстве на рыночные цены и сохранял какие-то остатки частной собственности. недавние реформы в России, Китае и большинстве восточноевропейских стран призваны повернуть их хозяйственные системы от командной к капиталистической, рыночно-ориентированной экономике.
В зависимости от регулирующей роли
государства и его
Наличие разных моделей экономики объясняется различными возможностями, традициями тех или иных стран.
Для США характерно прогнозирование
и стратегическое планирование. Оно
обеспечивает основу для всех управленческих
решений. При разработке стратегического
плана учитывается ряд
Система стратегического планирования
рассматривается как
На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений – федеральные, а также штаты, и местные органы власти.
Система государственного регулирования состоит их многих звеньев:
Важнейшим инструментом государственного
регулирования экономики США
является государственный (федеральный)
бюджет. Бюджетно-налоговое
Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.
В настоящее время в США
В порядке помощи мелким фирмам только в виде поддержки 27 центров распространения технологий тратится в общей сложности 50 млн. долларов в год.
Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.
В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.
В США целый ряд отраслей именовался
«регулируемыми», потому что в отношении
их действовал особый правовой режим.
Так, в начале 80-х гг. федеральные
органы контролировали параметры ценообразования,
производства продукции в отраслях
на которые приходилось около 24%
ВНП (гражданская авиация, железные
дороги, автомобильный грузовой транспорт,
телефонная связь были национализированы).
Но регулирование отраслей все больше
оказывалось направленным в пользу
производителей, а не потребителей.
Поэтому в США стало
Особенность общегосударственного регулирования
в Японии заключается в использовании
системы социально-
Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.
Цель таких планов-прогнозов
заключается в том, чтобы дать
правительству и
Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.
Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.
Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.
Вторая особенность
В последние годы, когда японская
промышленность вышла на открытую борьбу
с фирмами США и ЕЭС за рынок
высококвалифицированных
Особый интерес для нас
Правительство стимулирует исследования
и разработки посредством налоговых
льгот и ускоренной амортизации.
Так, управление по науке и технологии
разработало ежегодно обновляемый
перечень тематики исследований, номенклатуры
новых изделий и услуг, в отношении
которых представляются льготы при
кредитовании и налогообложении. В
частности по предприятиям, выпускающим
новую продукцию, налоговые льготы
могут достичь 25 или 50%, а в отношении
особо важных изделий разрешается
производить в первый год амортизационное
отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно
могут применяться и
Ускоренная амортизация
Основной источник финансовых ресурсов
для технологического обновления –
льготное кредитование. Одним из направлений
поддержки рискованных
В первом случае Японии удалось выйти
из депрессии через 16 месяцев за
счет изменения промышленной структуры,
практически исчезли
Выход из второго кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.
Еще один признак умелого преодоления
кризисных явлений – это
3. Шведская модель
Термин «шведская модель»
В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Информация о работе Общая характеристика моделей смешанной экономики