Общая характеристика моделей смешанной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:
 Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
 Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.

Содержание работы

Введение……………..…………………………………………..……………………....3
1. Американская модель…………………………………….....…….………......…….. 5
2. Японская модель……………………………………………..…………........……….7
3. Шведская модель………………………………………….………....…….….…….10
Заключение…………………………………………..…..…..……….……...……..…..14
Список использованных источников……………..……..…….…………………..….15

Файлы: 1 файл

история экономики.docx

— 39.97 Кб (Скачать файл)

Шведская модель организации экономической  и политической жизни позволяет  выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного  времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая  при этом высокий уровень жизни  и социальных гарантий для большинства  населения. Назовём главные из них.

  • высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);
  • в экономической сфере – высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);
  • в социальной области – возрастание среди традиционных факторов производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы) значения человеческого фактора – высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация).

Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической  эффективности и высокие жизненные  и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении  своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и  мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант «общества всеобщего процветания», хотя и «продвинутый».

Шведская разновидность государства  всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском «доме для народа» высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.

Экономическое регулирование в  Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство.

Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей  силы, обеспечивая рабочие места  примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения  Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные  работники правительственных или  муниципальных учреждений, либо как  получатели социальных пособий или  пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.

Страна продолжает сохраняться  в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения  внешнеэкономической ориентации. В  последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические  правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической  системы показывает динамика изменения  цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения – в 4, в то время как на потребительские  товары – только в 2 раза.

Высокая экономическая эффективность  промышленности Швеции и высокий  уровень благосостояния ее населения  основываются на развитом инновационном  секторе ее экономики и специализации  на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых  предприятий, на которых работает почти  треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает  примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые  предприятия делают наибольший вклад  в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система  производства эффективна, государство  не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора  и как можно большем перераспределении  государством части прибыли через  налоговую систему и государственный  сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она  наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников, автомобилестроение, черная металлургия, электротехника, деревообрабатывающая и целлюлознобумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.

Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели – полной занятости и равенства – видимо, потребует новых методов, которые  должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели – низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный  сектор и соответственно тяжелое  налоговое бремя, или же модель соответствовала  лишь особым условиям послевоенного  периода.

Изучение этих моделей имеет  практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании  с учетом конкретных условий, сложившихся  в нашей стране.

 

 

Заключение

 

Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день, предстает  наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в  ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого  капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма  и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам (Япония, Швеция, ФРГ).

В смешанной экономике, представляющей совокупность структур экономического производства, при котором частная  система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики, само по себе государство играет роль организатора проведения мероприятий, корректирующих и стабилизирующих текущие процессы в экономике, но не оказывает значительного  влияния. Государство в смешанной экономике играет роль экономического субъекта, опосредованно воздействующего на рыночный механизм в целом, причем оно не может воздействовать непосредственно на характер происходящих экономических процессов.

Достоинством смешанной экономики  является эффективность использования  ресурсов и экономическая свобода  производителей. Смешанная экономика  диктует наиболее эффективное использование  ресурсов,  способствует внедрению  более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает  её ставка на личную свободу. Предприниматели  и рабочие перемешаются из отрасли  в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения экономических  проблем. Общество с различным историческим и культурным наследием, разными  обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования  собственных ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. - М.: «Прогресс» 1991.- 248с.

2. Журавлева Г.П. Мильчакова Н.Н. Теоретическая экономика. Политэкономия. Учеб.для экон.вузов. Под ред.Г.П.Журавлевой, Н.Н.Мильчаковой - М.: Банки и биржи,ЮНИТИ, 1997.- 485с.

3. Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: Учебник. 14-е издание. - М.: Инфра-М, 2002.-750с.

4. Мамедов О.Ю. Смешанная экономика.  Двухсекторная модель: Учебник для вузов.- Ростов- на Дону.: Издательство «Феникс», 2001.-224с.




Информация о работе Общая характеристика моделей смешанной экономики