Общая характеристика переходной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение переходной экономики в целом и в Республике Беларусь в частности, ее особенностей и перспектив развития.
Задачи курсовой работы:
Дать общую характеристику переходной экономики.
Охарактеризовать концепции перехода к рыночной экономике и их реализацию в различных странах.
Рассмотреть особенности переходной экономики в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика переходной экономики
1. 1. Понятие и структура переходной экономики, её основные черты
1. 2. Главные цели и задачи переходного периода и пути их решения.
2. Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в различных странах
2. 1. Концепция градуализма
2. 2. «Шоковая терапия»
3. Особенности переходной экономики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач по ЭТ.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

В наиболее последовательном виде эта концепция была реализована  в Польше первым некоммунистическим правительством под руководством Лешека Бальцеровича. Польскому руководству удалось за два-три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы в сочетании с бурным развитием частного сектора и притоком иностранных инвестиций позволило Польше всего через три- четыре года после начала «шоковой терапии» войти в стадию экономического роста. Польским руководством также были предприняты следующие меры:

    • либерализация цен, рынка рабочей силы и экспорта;
    • реформа системы налогообложения;
    • сокращение дефицита бюджета;
    • приватизация;
    • формирование рынка капиталов;
    • жестко ограничительная политика доходов и монетарная политика, выражающаяся в резком сокращении денежной эмиссии, а также в применении высоких процентных ставок на кредиты [8,с.21].

Недолгая история переходной экономики показывает, сто почти все постсоциалистические страны в той или иной степени руководствовались доктриной «шоковой терапии». В некоторых странах – например, в Польше, Чехии и Эстонии – этот опыт был вполне успешен.

В тоже время существует и множество проблем, связанных  с реализацией «шоковой терапии»:

    1. В условиях, унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию, приводит к тому, что наиболее прибыльной сфере вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора.
    2. Стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию.
    3. Стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

Обобщая опыт первых лет  реформ, ученые пришли к выводу, что  выбор концепции трансформации  во многом зависит от специфических  особенностей страны и состояния  экономики в ней. Однако ни одна модель не может быть реализована в чистом виде.

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  переходной экономики в Республике  Беларусь

 

 

Конец XX в. для экономики  Республики Беларусь был поистине судьбоносным — распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

Весь период трансформации  экономики Беларуси можно разделить  на следующие этапы:

1991 — 1995гг. — период глубокого затяжного экономического кризиса;

1996 — 2000гг. — этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;

2001 — 2005 гг. и следующие пятилетия — переход на инновационный путь устойчивого экономического развития [11, с.31].

Экономический кризис проявился  в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы. Динамика основных экономических показателей страны за годы экономического кризиса приведена в табл. 1.

Таблица 3.1. «Изменение основных экономических показателей Республики Беларусь за 1991 — 1995 гг.» [9, с.34]

Показатель

1991г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1995 г. к 1990 г.

Валовой внутренний продукт, %

98,8

90,4

92,4

88,3

89,6

65,3

Продукция промышленности, %

99,0

90,8

90,6

85,4

88,3

61,4

Продукция сельского хозяйства, %

95,1

91,5

103,7

85,6

95,3

73,6

Инвестиции в основной капитал, %

104,0

71,0

85,0

89,0

59,0

38,5

Индекс роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), раз

1,8

16,6

21,0

20,6

3,4

43948,0

Реальные денежные доходы населения, %

100,2

80,2

115,9

90,8

73,5

62,2


 

Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни  населения стал 1995 г. По сравнению с 1990 г. (самым лучшим в дореформенный период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3 % , продукции промышленности — 61,4, сельского хозяйства — 73,6, инвестиций в основной капитал — 38,5 %. Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза.

Первые попытки осуществить  макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов —  либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики — не привели к ожидаемому результату. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Это смена приоритетов экономической политики в направлении достижения самодостаточности хозяйственной системы, при которой обеспечиваются хотя бы на минимальном уровне основные потребности населения и государства; приоритетное развитие современных технологий, присущих постиндустриальному обществу; расширение эффективных международных экономических связей; создание макроэкономических условий для структурной перестройки — перелива капиталов, материальных и трудовых ресурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные. Ведущая роль в осуществлении этих направлений принадлежит не денежно-кредитной, а инвестиционной составляющей и реализации комплексных мер по реформированию экономики, что обусловило необходимость разработки специальных программ.

В социально-экономическом  развитии Республики Беларусь 1996 – 2000 гг. явились переломным этапом в преодолении глубоких кризисных явлений, происходящих в стране вследствие развала СССР и проводимых с 1991 по 1994 гг. либеральных экономических реформ.

 В целях вывода  страны из кризисного состояния  в 1994г. была разработана Программа неотложных мер выхода из кризиса, реализация которой позволила в определенной мере снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. В этой связи возникла новая задача создать предпосылки для перехода от спада производства к его стабилизации и росту. В этих целях были разработаны и утверждены «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000гг.», где в качестве приоритетов были определены экспорт, жилье и продовольствие.

Их осуществление, наряду с другими мерами, позволило, начиная с 1996 г., преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров (табл.3.2).

Таблица 3.2. «Динамика роста основных экономических показателей Республики Беларусь в 1996 — 2000 гг.» [9, с.35]

Показатель

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2000 г. к

1995 г.

Валовой  внутренний продукт, %

102,8

111,4

108,4

103,4

105,8

135,8

Продукция промышленности, %

103,5

118,8

112,4

110,3

107,8

164,3

Производство  потребительских товаров, %

109,0

122,8

120,8

109,2

104,1

183,8

Продукция сельского хозяйства, %

102,4

95,1

99,3

91,7

109,3

96,9

Инвестиции в основной капитал,%

95,0

120,0

125,0

92,0

102,0

133,7

Индекс  роста  потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), раз

1,4

1,6

2,8

3,5

2,1

46,1

Реальные денежные доходы населения, %

117,0

106,0

119,0

97,0

120,0

171,6


 

 

Таким образом, второй период трансформации экономики, за исключением сельского хозяйства, характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80 %), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.

Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной  мере стабилизировать  положение  на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация  отношений собственности, которая  с целью создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

Первое пятилетие ХХI века должно стать важнейшим этапом в достижении стратегической цели социально-экономического развития страны – повышении благосостояния народа и приближении его к уровню экономически развитых европейских государств.

В соответствии с утвержденной Указом Президента страны «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы» основными задачами являются: 

 1) создание необходимых условий для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;

2) улучшение демографической ситуации в стране и укрепление института семьи;

3) создание условий для устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики;

4) снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население;

5) осуществление технического перевооружения и реструктуризации предприятий на базе внедрения новых и высоких технологий;

6) существенное увеличение среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства;

7) повышение уровня пенсий и стипендий;

8) улучшение экологической ситуации, осуществление действенных мер по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы;

9) обеспечение комплексности социально-экономического развития областей, районов и городов, стабилизация ситуации в проблемных регионах.

Исходя из поставленных целей и задач на 2001–2005гг. в  Беларуси были определены следующие приоритеты: 
· формирование эффективной системы здравоохранения; 
· активизация инновационной и инвестиционной деятельности; 
·наращивание экспорта товаров и услуг; 
· дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования; 
· развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.

Реализация целей и  задач в 2001–2005 годах проходила  в условиях некоторой неопределенности ожидаемых воздействий внешних и внутренних факторов на социально-экономические процессы. В связи с этим были предусмотрены два варианта развития экономики Беларуси.

Принципиальные различия между ними заключались в степени интенсивности использования факторов экономического роста для перехода в стадию устойчивого развития, а также в глубине и эффективности проводимых реформ, скорости приближения к новой экономической системе.

Первый (инерционный) сценарий основывался на сложившихся в  базисном периоде тенденциях и направлениях социально-экономического развития, умеренных темпах роста инвестиционной деятельности, некотором улучшении использования действующих производственных мощностей и незначительном обновлении основного капитала. В этом сценарии используется более жесткая бюджетно-налоговая и относительно мягкая кредитно-денежная политика. Интеграционные связи сохраняются или минимально растут по сравнению с базисным периодом, иностранные инвестиции и кредиты минимальны.

Второй (целевой) сценарий предусматривал более полное использование внутренних и внешних факторов экономического роста; активизацию инновационно-инвестиционной деятельности; более высокий уровень обновления основного капитала; реализацию бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и валютной политики, стимулирующей наращивание выпуска товаров и услуг; активную государственную поддержку предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Этот вариант аккумулирует задания ранее разработанных программ и прогнозов социально-экономического развития. Он предполагает высокий уровень развития интеграционных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья и более чем в два раза больший объем привлекаемых иностранных инвестиций и кредитов. В итоге все это определяет более высокие показатели роста уровня жизни населения и эффективности функционирования экономики.

Информация о работе Общая характеристика переходной экономики