Общая характеристика переходной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение переходной экономики в целом и в Республике Беларусь в частности, ее особенностей и перспектив развития.
Задачи курсовой работы:
Дать общую характеристику переходной экономики.
Охарактеризовать концепции перехода к рыночной экономике и их реализацию в различных странах.
Рассмотреть особенности переходной экономики в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика переходной экономики
1. 1. Понятие и структура переходной экономики, её основные черты
1. 2. Главные цели и задачи переходного периода и пути их решения.
2. Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в различных странах
2. 1. Концепция градуализма
2. 2. «Шоковая терапия»
3. Особенности переходной экономики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач по ЭТ.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

В 2006 году успешно стартовала реализация «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы».

Анализируя результаты выполнения программы за 2006 – 2008 года, можно сделать вывод о том, что по некоторым социально-экономическим показателям наблюдается превышение фактического уровня показателей над прогнозируемыми. Это говорит о положительных темпах социально-экономического развития страны. Например, в 2008 году индекс изменения ВВП составил 130,9 %, хотя прогнозируемый уровень был 124,8 – 128,9 %. Фактический индекс изменения продукции промышленности составил 134,2 % и превысил прогнозируемый на 7,1 %. Индекс изменения продукции сельского хозяйства за 2006- 2010 годы составил 120,5 %, а ожидаемый уровень предполагался 119,1 – 124,8 %. Инвестиции в основной капитал за этот период составили 189,1 %, что существенно превышает прогнозируемый уровень в 148,8 – 156,1 %.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение поставленной цели будет осуществляться через  реализацию следующих приоритетных направлений: 

  • развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
  • радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств; 
  • стимулирование предпринимательства и деловой инициативы; 
  • рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; 
  • развитие импортозамещающих производств; 
  • устойчивое развитие регионов; 
  • строительство качественного и доступного жилья; 
  • повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Основными задачами социальной политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Экономическая политика государства в предстоящем  пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

На основе совершенствования экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.

Точка роста экономики  республики в предстоящем пятилетии  — динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%. 

Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.

В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.

Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок.

Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.

Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза.

Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления.

В предстоящем пятилетии  продолжится реализация мер по дальнейшему  развитию малых и средних городских  поселений. Усилится их роль как центров  развития предпринимательства и  инновационных технологий, агропромышленного производства, туристско-рекреационной деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курсовая работа позволяет  сделать следующие выводы:

  1. Необходимость реформирования административно-командной системы, её преобразования в рыночную обусловлена неэффективностью её функционирования. Процесс формирования рыночной экономики занимает довольно длительный период времени, в течение которого существует экономика переходного периода, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переход от административно-командной экономики к рыночной означает коренное преобразование всей системы экономических отношений (форм собственности, распределения ресурсов, связей между экономическими агентами и т.д.).
  2. Основной целью переходной экономики является экономическая свобода и создание на этой основе социально-ориентированной хозяйственной системы, способной обеспечить динамичное развитие экономики и достойное благосостояние граждан страны, преодолев отставание от других стран.
  3. Переход к рынку осуществляется по следующим главным направлениям: либерализация экономики, институциональные преобразования, формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения.
  4. Существуют две концепции перехода к рыночной экономике: градуализм и «шоковая терапия». Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, объёме регулирующих функций государства и др. Однако, ни одна модель не может быть реализована в чистом виде [12, с.265].
  5. Большинство стран СНГ, в числе которых и Беларусь, пошли по пути постепенных экономических преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль.
  6. Республике Беларусь необходима своя модель рыночного хозяйства в переходный к рынку период. При этом экономика страны должна носить смешанный характер с преобладанием государственного сектора и его дальнейшим укреплением посредством акционирования государственных предприятий [4, с.48].
  7. В переходный период, характерный для экономики Беларуси, необходимость государственного вмешательства обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества: обеспечением крупных структурных сдвигов, финансовой поддержкой приоритетных направлений развития, расширением объектов социальной и производственной инфраструктуры, решением проблем безработицы, инфляции и экономического роста, справедливым распределением доходов, социальной  защитой бедных, т.е. с теми направлениями экономики, которые определяют экономическую стратегию развития государства, регулирование макроэкономических пропорций и пути достижения целей общенациональной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алымов  Ю.А. Анализ макроэкономической ситуации в Беларуси / Ю.А. Алымов // Банковский вестник. – 2006. - №26. – 112с.  
  2. Курс экономической теории: Учебное пособие./ Под.ред. Тура А.Н., Плотницких М.И. – Мн.: «Мисанта», 1998г. – 348с.
  3. Лобкович Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: Науч.-метод. Пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000г. – 70с.
  4. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб.пособие/  Под общ. ред. В.Н.Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 761с.
  5. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы. Мн.: Беларусь, 2001.
  6. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы. Мн.: Беларусь, 2006.
  7. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. Мн.: Беларусь, 2011.
  8. Рудый К.В. Развитие и механизмы стабилизации переходной экономики / К.В. Рудый // Вестник ассоциации белорусских банков. – 2006г. - №46 – с.14-22.
  9. Статистический ежегодник Республики Беларусь: Стат. сб. Мн.: Мин-стат РБ, 2004г.
  10. Теория переходной экономики. Т.2. Макроэкономика: Учебное пособие. / Под.ред. Е.В.Красниковой. – М.: «ТЕИС», 1998г. – 231с.
  11. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы:  / В.Н.Шимов, В.Н. Бусько, Л.П. Черныш // Белорусский экономический журнал. – 2001. - №2 – 117с.
  12. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн.: БГЭУ, 2000г. – 632с.

 


Информация о работе Общая характеристика переходной экономики