Общая характеристика рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Хозяйственная система - особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных нематериальных благ. Процесс производства, обмена, распределения и потребления благ, осуществляющийся в разнообразных формах, всегда оказывается организованным тем или иным образом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. .2
1. Рынок, его инфраструктура…………………………………………………4
2. Экономические потребности и блага………………………………………6
3. Условия деятельности рынка. Закон стоимости……………...…………..12
4. Товар, его свойства………………………………………………………….13
5. Деньги, их функции…………………………………………………………14
6. Ценообразование…………………………………………………………….15
7. Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке………………………..16
8. Эластичность спроса и предложения………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………...24
Список используемых источников……………………………………………25

Файлы: 1 файл

общая хар-ка рыночной экономики.docx

— 109.23 Кб (Скачать файл)

Например, если не хватает средств для привычного удовлетворения потребностей, то некоторая часть людей готова экономить на пище и одежде, но не сокращать посещение кино, театров, концертов, приобретение книг и картин. Другая часть, наоборот, ради нормального потребления необходимых благ готова пожертвовать общением с культурой и искусством, т.е. экономить на потреблении духовных благ.

Но в абсолютном большинстве  стран наметилась прочная тенденция  в изменении пропорций между  объемами потребляемых товаров и  услуг С развитием цивилизации, насыщением рынков потребительскими товарами усиливается стремление к удовлетворению потребностей в самых разнообразных услугах. Естественное и реально осуществимое стремление людей к освобождению от второстепенных забот и увеличению свободного времени ведет к неуклонному росту доли услуг в совокупном объеме потребления, росту самых различных видов обслуживания. В частности, в России в произведенном ВВП доля услуг уже давно превышает 50%.

Структура потребностей и их удовлетворения во многом зависит от уровня доходов  населения как в целом, так и его отдельных групп. Еще в XIX в. прусский статистик Эрнест Энгель доказал, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Согласно его утверждениям, подтвержденным практикой, с увеличением абсолютного размера дохода его доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на менее необходимые продукты увеличивается. Самая первая потребность, и притом ежедневная, - это потребность в пище. Поэтому закон Энгеля находит выражение в том, что с ростом доходов уменьшается их доля, идущая на покупку продовольствия, и растет та часть их, которая расходуется на приобретение других товаров. Если доходы падают, то проявляется обратная тенденция. [1; 49-52]

Для социально-экономического анализа  потребностей и определения некоторого ориентира в экономической политике государства имеет значение научная  разработка рациональных норм потребления  материальных благ. Сравнительно проще  эти нормы определить для продуктов  питания, поскольку они напрямую связаны с физиологическими потребностями .

Соответственно разрабатываются  рациональные нормы потребления  прочих материальных благ. Разумеется, эти нормы являются более подвижными, так как зависят от изменения уровня культуры, цивилизации, степени насыщения хозяйств предметами первой необходимости.

Проблема потребностей имеет не только теоретическое, но и важное практическое, прикладное значение. Организация бизнеса  предполагает наличие четкой информации относительно состояния, уровня, динамики потребностей в товарах и услугах  своих сегодняшних и завтрашних покупателей.

Потребности - это еще не спрос, но нет спроса без потребностей. Поэтому каждый предприниматель  обязан знать, на удовлетворение какого объема и какой структуры потребностей он может направить свой бизнес. Необходимо всегда знать, где та «ниша» неудовлетворенных потребностей, которую  он может заполнить продукцией своего предприятия.

Коль скоро потребности меняются, значит, надо рассчитывать не только текущие  потребности соотечественников  и зарубежных покупателей, но и потребности  в будущем, уметь их прогнозировать, перенацеливать направленность своего бизнеса.[3; 56-78]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Условия деятельности  рынка. Закон стоимости.

1.Экономические (право собственности  предприятий, свободное ценообразование,  конкуренция, налогообложение, кредит, валютная политика и предпринимательская  деятельность);

2.Социальные (пенсионное обеспечение, защита от безработицы и социальная помощь детям и молодёжи);

3.Правовые и социально-психологические  (право на забастовку, на участие  в управлении предприятием, образование,  проф.подготовка и соц.ответственность личности перед трудовым коллективом).

Т.к. производство товаров и их распределение  является беспрерывным процессом, то изменение  в общественном производстве происходит постоянно, и регулируются они законом  стоимости(1закон),который регулирует производство и обмен товаров в соответствии с их общественной стоимостью. Этот закон действует в 3-х функциях: а) Регулирует товарное производство(распределение всех ресурсов по отраслям промышленности); б) Развитие производственных сил общества(автоматизация производства, расширение производственных площадей и мощностей); в) Диффирициация товаропроизводителей (одни товаропроизводители обогащаются, другие разоряются). С ценой товара непосредственно связаны спрос и предложение. Это явление объясняется законом спроса и предложения (2закон), который регулирует величину товара в зависимости от соотношения спроса и предложения. Цена товара не может быть на одном уровне, потому что, производство развивается, а движение цены колеблется возле стоимости товара. Т.к. на рынке спрос и предложение товара преобразуют стоимость в цену, то это означает, что уже действует закон цен.[8; 102]

      

 

 

 

 

4. Товар, его свойства

Товарное производство зародилось в глубокой древности в первобытном  общинном строе. В феодальном строе  товарное производство являлось эффективной  формой хозяйствования, а наибольшее развитие получило при капитализме, когда отдельно выделилась рабочая  сила и средство производства.

Товар - это продукт труда производимой для обмена на другие товары. Товар обладает следующими свойствами: а) потребительная стоимость, т.е. это способность товаров удовлетворять потребность общества. С этим свойством связана мировая стоимость, при которой товары обмениваются в определённой пропорции. б) стоимость создаётся общественным трудом и показывает запреты общества на производство товаров. в) двойственный характер труда. Стоимость и потребительская стоимость обуславливают двойственный характер труда т.к. труд работника является одновременно конкретным и абстрактным. Конкретным - является труд, который создаёт предметы быта одежды и т.д. идущие на удовлетворение потребности людей. Абстрактным - является труд, затраты умственной, физической энергии человека. г) величина стоимости товаров. Стоимость определяется стоимостью, которая создаётся абстрактным трудом. Величина стоимости зависит от рабочего времени, которое необходимо для производства товаров. Для этого существуют понятия общественно необходимых затрат труда. Т.е. рабочего времени необходимого для изготовления товара при наличии хороших условий производства. Общественно необходимое рабочее время отображает среднюю загруженность рабочего через интенсивность труда.[2; 46-47]

 

 

 

 

 

5. Деньги, их функции

Как известно деньги являются средством  отображения стоимости товара. В  процессе исторического развития общества когда производство и обмен товаров  стали постоянными, то в каждой области  стали появляться самые ходовые  товары т.е. общий эквивалент. Расширение понятия торговли постепенно привело к образованию единого товара - золота, а затем серебра. Таким образом, эти металлы и явились деньгами. Т.е. особенным товаром, которые выражают стоимость всех товаров.

Денежное выражение стоимости  товара определяет его цену. Чтобы  измерить стоимость товара нужно  знать какое количество золота в условных единицах заложено в каждом товаре и это называется масштабом цен.

В России бумажные деньги впервые  были введены в 1769 г. и назывались ассигнациями, а в Китае они  появились в 12 веке. Эта функция  денег выполняется при помощи доведения стоимости товаров  к деньгам, т.е. ценообразованием.

Средство накопления сокровищ и  богатства. Когда деньги начинают изыматься  из оборота, то они накапливаются  у людей, а потом происходит накопление богатств и сокровищ.

Средство платежа. Происходит выплата  зарплаты, выдача кредита, стипендии, пенсии т.д.

Мировые деньги. Раньше в международной  торговле расчёт производили при  помощи золота, а в настоящее время  золото постепенно вытесняется национальными  валютами экономически - сильных государств. [ 9; 86, 90]

 

 

 

 

 

 

6. Ценообразование

В экономике в зависимости от отрасли промышленности цены делятся  на: 1. оптовые (на промышленные товары); 2. закупочные (на сельхоз.продукцию); 3. тарифы(бытовые и коммунальные ); 4. розничные (на товары отпускаемые населению); 5. фиксированные (устанавливаются государством на отдельные виды товаров имеющих соц.значение - квартплата, электроэнергия и др.); 6. регулируемые (увеличение их ограничивается государством, путём введения граничного уровня); 7. договорные, свободные (устанавливают их в зависимости от спроса и предложения товара без ограничения размера прибыли).

Цена товара состоит из таких  элементов:

1. Себестоимость - это расходы предприятия на производство и реализацию товаров; 2. Прибыль - это часть дохода предприятия принадлежащая ему (стимулирование труда работников, покупка оборудования, сырья;

3. Акцизный сбор - это не прямой  налог входящий в цену высокоприбыльных товаров (товарные изделия, автомобили, спиртные напитки);

4. Налог на добавленную стоимость  - это доход, установленный в  ценах на большинство товаров (исключения: квартплата, детское питание, медикаменты);

5. Транспортные расходы - оплачивают  двумя путями: за счет предприятия-изготовителя  или за счет бытовых организаций; 

6. Торговая наценка - является  источником исчисления затрат  торгующих организаций и обеспечивает  им нормальную рентабельность, (окупаемость). Взаимодействие спроса и предложения товара ведет к установлению цены равновесия или рыночной цены, т.е. цены товара при которой он будет действительно обменен на деньги.

 

7. Цена, спрос и предложение.  Равновесие на рынке

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность  потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени, т. е. спрос - форма выражения потребности.

Важно заметить, что спрос характеризует  не просто желание покупателя иметь  этот товар, но и его способность  заплатить за этот товар. Важнейшими характеристиками спроса являются объем  спроса и цена спроса.

Объем спроса на какой-либо товар или  услугу - это количество товара или  услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение  определенного периода времени.

Цена спроса на какой-либо товар  или услугу - это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить  за определенное количество товара или  услуги.

Спрос - это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Характерные для него причинно-следственные зависимости имеют вид устойчиво  действующих экономических законов. Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос - это платежеспособная потребность  общества в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

Рыночный спрос определяется путем  суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах. Закон спроса: чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него; и наоборот, чем ниже цена товара, тем больше величина спроса на него.

В частности закон спроса выражает:

- обратную зависимость между  ценой и покупаемым количеством  товаров;

- постепенное убывание спроса  на данный товар или услугу.

Согласно закону спроса, при прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит  от уровня их цен. При этом, чем выше цена и отчетливей тенденция к ее росту, тем меньше количество товаров или услуг будет куплено потребителями.

Закон спроса отражает и другой важный процесс: постепенное убывание спроса. Снижение количества продаж данного  товара или услуги происходит не только вследствие роста их цены, но и вследствие насыщения потребительского спроса. Убывание спроса происходит потому, что  каждая последующая покупка одного и того же товара или услуги приносит потребителю сравнительно меньшую  пользу, выгоду, удовлетворение.

Кроме цены самого товара на спрос  оказывает влияние множество  других факторов. Учесть их всех очень  трудно. Однако возможно выделить наиболее существенные:

- цены на товары-заменители;

- цены на дополняющие товары;

- доходы покупателей;

- мода, вкусы и предпочтения  покупателей;

- реклама;

- сезонные изменения в спросе;

- ожидания покупателей.

Спрос не бывает статичен, он постоянно меняется под воздействием неценовых факторов, Изменения спроса на товары вызывает адекватную реакцию со стороны рыночного предложения этих товаров.

Предложение какого-либо товара или  услуги - это готовность производителей продать определенное количество этого  товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Иначе, предложение - это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

Информация о работе Общая характеристика рыночной экономики