Общая характеристика рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Хозяйственная система - особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных нематериальных благ. Процесс производства, обмена, распределения и потребления благ, осуществляющийся в разнообразных формах, всегда оказывается организованным тем или иным образом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. .2
1. Рынок, его инфраструктура…………………………………………………4
2. Экономические потребности и блага………………………………………6
3. Условия деятельности рынка. Закон стоимости……………...…………..12
4. Товар, его свойства………………………………………………………….13
5. Деньги, их функции…………………………………………………………14
6. Ценообразование…………………………………………………………….15
7. Цена, спрос и предложение. Равновесие на рынке………………………..16
8. Эластичность спроса и предложения………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………...24
Список используемых источников……………………………………………25

Файлы: 1 файл

общая хар-ка рыночной экономики.docx

— 109.23 Кб (Скачать файл)

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать  продавцы по определенной цене в течение  определенного периода времени.

Цена предложения - минимальная  цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товара или услуги.

Зависимость между объемом и  ценой предложения выражается в  законе предложения.

Закон предложения: чем выше цена товара, тем больше величина его предложения; чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения.

Закон предложения показывает, что  существует прямая зависимость между  ценой и объемом предложения. Тот факт, что объем предлагаемых товаров увеличивается с ростом цены на него, объясняется стремлением  производителей увеличить свою прибыль. Чем выше цена, тем больше у них  стимулов для производства и продажи  своего товара.

Основным, ведущим фактором в законе предложения выступает цена. Для  продавца цена - побудительный мотив  и стимул к тому, чтобы производить  и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены - сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает  покупать меньшее количество товара.

По каждому из великого множества  товаров цена свидетельствует о  необходимости либо сокращения его  выпуска, если спрос снизился, либо наращивания его производства, если спрос стабилен или повышается. От уровня цен предлагаемых товаров  выручка, доход, прибыль. Чем они  выше, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле предложение товаров на рынке - это сложный процесс, требующий соответствующего вознаграждения организации, собственно выпуска или, при необходимости, переориентации производства товаров в соответствии с потребностями. Рыночное предложение товаров имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по переориентации ресурсов, изменению технологий, объемов выпуска и продажи товаров.

Согласно закону предложения - при  прочих равных условиях, чем выше цена товаров, тем большее их количество может быть произведено и представлено к продаже на рынках.

Изменение предложения товаров  на рынках, происходит под воздействием следующих условий:

- изменение цен на факторы  производства;

- технический прогресс;

- сезонные изменения;

- налоги и субсидии;

- увеличение спроса на другие  товары;

- цены на товары, которые производятся  совместно с рассматриваемым  товаром;

- ожидания производителей;

- реклама, маркетинг

Все перечисленные факторы влияют на издержки производства данного товара, что оказывает решающее влияние  на изменения в предложении этого  товара на рынке. Рыночным процессом  ценообразования управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке  под влиянием тенденций и специфических  особенностей как спроса, так и  предложения. рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Различают частичное и общее  равновесие.

Частичное равновесие - равновесие на отдельно взятом рынке товаров и  услуг факторов производства.

Общим экономическим равновесием  называется такое состояние национальной экономики, при котором на всех рынках одновременно обеспечивается равенство  спроса и предложения, и ни один из этих экономических агентов не заинтересован  в изменении объема своих закупок  и продаж. рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Различают частичное и общее  равновесие.

Частичное равновесие - равновесие на отдельно взятом рынке товаров и  услуг факторов производства.

Общим экономическим равновесием  называется такое состояние национальной экономики, при котором на всех рынках одновременно обеспечивается равенство  спроса и предложения, и ни один из этих экономических агентов не заинтересован  в изменении объема своих закупок  и продаж. [7; 101-110 ]


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1

Кривые спроса и предложения классической постановке А.Маршалла

S- предложение

D- спрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Эластичность спроса  и предложения

Изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы в  условиях рынка. Одной из важнейших  характеристик спроса является его  эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и  другим параметрам) позволяет фирме  выбрать верную стратегию поведения  на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность  определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости  от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители  относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны  к изменениям цен, спрос неэластичен.

Ценовую эластичность спроса можно  определить, наблюдая за характером воздействия  изменения цены на величину общей  выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в  одном и том же направлении, спрос  неэластичен. В случае единичной  эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Количество доступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам  необходимости или роскоши, а  также длительность анализируемого периода времени - все это факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность предложения зависит  от трудности перераспределения  ресурсов между альтернативными  областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для  того, чтобы приспособиться, к данному  изменению цены.

Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание  и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре  экономики. [ 1; 76-21]

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

Рис. 2

Эластичность по дуге (дуговая эластичность) — применяется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения и предполагает знание первоначальных и последующих уровней цен и объемов.

  •  — начальная цена
  •  — новая цена
  •  — первоначальный объем
  •  — новый объем

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

  

    Степень изменения объема  предложения в зависимости от  изменения цены   характеризует 

эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является 

коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

   ΔS — изменение величины предложения;

ΔP — изменение рыночной цены на товар;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рынок - это сложная и многоплановая  категория, понятие которой менялось с развитием общественного производства и обращения. Все существующие на сегодняшний день определения рынка  верны, так как характеризуют  те или иные стороны этого сложного экономического явления. Рынок может существовать только при определенных условиях, к которым относятся: общественное разделение труда и специализация; отношения обмена результатами труда; свободный обмен ресурсами; экономическая обособленность субъектов рынка, которую, в свою очередь, можно осуществить лишь тогда, когда все они полностью независимы, автономны в принятии решений относительно того, что, как и для кого производить. Сущность рынка находит свое отражение в его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории. К основным функциям рынка относят ценообразующую, регулирующую, информационную, санирующую, посредническую функцию и функцию установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Рынок имеет сложную, разветвленную структуру, которая охватывает своим влиянием все сферы экономики. Деление рынков на виды в определенной степени условно, так как в жизни один и тот же рынок может отражать разные признаки. Структура рынка постоянно меняется, что связано с развитием общественного производства и обращения.

 

Список используемых источников:

1. Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф. Экономика: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное пособие. - М.: Владос, 1999.

2. Курс экономической теории: Учебник./под. Ред Чепурина М. Н., Киселесой Е. А. - Киров: «АСА», 1999.

3. Современная экономика. Общедоступный учебный курс./Под ред. Мамедова О. Ю., Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.

4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник - М.: Юристъ, 2000.

5. Видяпин В.И. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Чепурин М. Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2007.

7. Добрынин А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - М.: СПБ ГУЭФ, 2000. - 544 с.

8. Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. - М.: Издательство “Вита-Пресс”, 2002. - 496 с.

9. Камаев В. Д. Учебник по основам теории (экономика). - М.: “ВЛАДОС”, 2000. - 384 с.

 

 

 


Информация о работе Общая характеристика рыночной экономики