Общее понятие макроэкономического равновесия и его модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что достижение макроэкономического равновесия – это основная проблема для государственной макроэкономической политики. Макроэкономическое равновесие – это такое состояние экономической системы, когда достигнута совокупная сбалансированность, пропорциональность между экономическими потоками товаров, услуг и факторов производства, доходов и расходов, спросом и предложением, материально-вещественными и финансовыми потоками и пр.
В современной экономической науке существует два теоретических подхода к характеристике равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.

Содержание работы

Введение 5
1 Основное содержание макроэкономического равновесия как характеристика состояния национального воспроизводства. 7
2 Общее и частичное равновесие и основные условия их достижения и сохранения 11
3 Меры государственного достижения макроэкономического равновесия в экономике Республики Беларусь и их результативность 27
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Макроэкономика - Общее понятие макроэкономического равновесия и его модели - курсовая - МИТСО.doc

— 2.51 Мб (Скачать файл)

Изначально стратегия  роста имела положительные эффекты. Она стимулировала совокупный спрос, занятость и внутреннее потребление и, до некоторой степени, смягчила эффекты распада Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия оказалась неустойчивой. Денежный рынок страны характеризовался значительными дисбалансами. Инфляция, которая резко уменьшилась с 2000% в 1994 году до 53% в 1996 году, начала расти снова, превысив 200% в 1999 году (рисунок 3.1) [13].

 

Рисунок 3.1 – Реальный рост ВВП и инфляция в 1993-2012 гг.

 

В 2000 году правительство начало восстановление макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением и взяло инфляцию под контроль путем ужесточения денежно-кредитной политики – повышение ссудных процентов и ограничение вмешательства правительства в распределение кредитных средств. Оно начало также отходить от бартерной системы, которая сложилась с Россией, усовершенствовало управление бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет [11, c. 319].

Система множественных  обменных курсов, поддерживаемая с  первых лет переходного периода, была объединена. Экономика ответила на изменения политики и начала расти довольно быстрыми темпами, поддерживая рост на уровне более 8% с 2004 года до 2008 года (рис. 3.1). Структуру составляющих совокупного спроса в национальной экономике Республике Беларусь можно проанализировать на основе табл. 3.1.

Можно заметить, что, несмотря на положительную динамику основных составляющих совокупного спроса на протяжении последних лет наблюдается постоянное превышение импорта на экспортом товаров и услуг.

Это свидетельствует  о необходимости интенсификации усилий по снижению зависимости национальной экономики от импорта и развитию импортозамещающих производств.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1 – Структура  составляющих совокупного спроса

 

Также следует отметить стабильную динамику роста объема совокупного предложения в Республике Беларусь на протяжении последних 10 лет. Это, несомненно, свидетельствует об успехах государственной политики макроэкономической стабилизации (таблица 3.2).

 

Таблица 3.2 – Объем  совокупного предложения 

 

Установлению равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением и экономическому росту в Беларуси способствовали также внешние факторы. В начальный период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить преимущественный доступ на рынок для своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и газа. Например, к 2004 году Беларусь покупала газ у России по 48 долларов США за 1000 кубометров, тогда как Западная Европа платила 135 долларов США. Аналогичным образом Беларусь платила по 25 долларов США за баррель нефти по сравнению с международной ценой в 37 долларов США. Дешевые энергоносители, привилегированный доступ к российскому рынку и более низкие ставки заработной платы сделали белорусский экспорт в Россию весьма конкурентоспособным.

Одновременно экономический рост России стимулировал спрос на более дешевые белорусские товары. Быстрый темп экономического роста начал несколько снижаться с 2006 года, сократившись с 10 до 8%. Рост цен на нефть и газ в 2007 году, последовавший за новым соглашением с Россией по энергоносителям, явился важным фактором, объясняющим данное снижение темпа, поскольку 97% производства электроэнергии в Беларуси основано на газе, большая часть которого поставляется Россией. С 2010 г. условия поставок российских энергоносителей в Беларусь существенно изменились. Россия в 2010 г. беспошлинно поставила Беларуси только 6,3 млн. тонн нефти для внутреннего потребления. Кроме того, стороны согласовали и механизм расчета объема нефти, поставляемой беспошлинно на следующие годы. При этом Россия будет поставлять в Беларусь нефть в объеме, необходимом для внутреннего потребления за минусом внутренней добычи самой Беларуси, т.е. 6,3 млн. тонн - это 8 млн. внутреннего потребления корзины нефтепродуктов в Беларуси за вычетом 1,7 млн. тонн внутренней добычи в республике. В соответствии с контрактом между двумя странами, рассчитанная по формуле цена газа для Беларуси в I квартале 2012 г. составила около $165 за тысячу кубометров.

С целью недопущения  дестабилизации равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением и для принятия мер в ответ на изменения условий поставок энергоносителей начали реализовываться инициативы по переходу от использования газа к использованию энергии ветра и воды в качестве возможных альтернативных энергоносителей, включая привлечение ПИИ в данные области.

Важнейшей особенностью политики экономической стабилизации Республики Беларусь является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать о том, что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят значительные процессы реформирования, реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика.

На современном этапе  в политике стабилизации совокупного  спроса и совокупного предложения  белорусского государства важное место  занимают административные мероприятия  по ограничению роста цен. По сравнению с предыдущими периодами цены значительно либерализованы, однако определенное их регулирование по-прежнему существует. Влияние правительства распространяется в первую очередь на предприятия, находящиеся в государственной собственности, однако регулирование цен частных фирм, прежде всего в торговле, существует также. Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой — позволяет снизить темпы роста цен. Снижение основных индексов, характеризующих уровень инфляции в стране начиная с 2003 г. свидетельствует о том, что указанные меры белорусского правительства позволили значительно снизить уровень инфляции и позволили стабилизировать и взять под контроль инфляционные процессы в стране.

Показатели инфляции отражают успехи денежно-кредитной  политики белорусского Правительства (14% - в 2004, 8%, 6%, 12% и 13,3% в последующие года) (таблица 3.3). Однако финансово-экономический кризис отразился и на показателе инфляции в 2009 г. – 15,1%, по итогам 2010 г. этот показатель составил около 9%. В условиях валютного кризиса 2011 г. уровень инфляции в Беларуси резко возрос и составил более 200% по итогам года. [13].

 

Таблица 3.3 – Индексы  цен по отдельным секторам экономики

 

Фискальную и денежно-кредитную политику Республики Беларусь на современном этапе можно охарактеризовать как стимулирующую. В течение последних лет (2008-2010 гг.) наблюдался дефицит государственного бюджета страны, т.е. превышение государственных расходов над доходами государственного бюджета.

Закон о бюджете на 2012 год предусматривает дефицит государственного бюджета на уровене 0% (ноль), т.е. бездефицитный бюджет. Этими мерами правительство стимулирует совокупный спрос. Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении курса белорусского рубля, что имело целью поддерживать покупательную способность населения. Во многом это и привело к валютному кризису 2011 г.

В сфере денежно-кредитной  политики государство прилагало  усилия по снижению ставки банковского процента и увеличению объема кредитования экономики. Данное обстоятельство снижало стимулы населения к хранению своих средств на банковских депозитах, однако повышало заинтересованность в получении кредитов от предприятий. Использование льготного государственного кредитования белорусских предприятий, многие из которых кредиты не возвращали, также являлось стимулирующим инструментом денежно-кредитной политики белорусского правительства. Последняя также обеспечила значительные темпы прироста валового внутреннего продукта во второй половине 1990-х гг., однако имела своим последствием достаточно высокую инфляцию. В условиях выхода из валютного кризиса 2011 г. льготное кредитование предприятий и населения по большинству направлений было существенно снижено, а ставки по кредитам в 2012 г. достигли 35-50% годовых.

В политике поддержания  равновесия рынка труда белорусского государства также следует выделить аспект ограничения заработной платы. Влияние профсоюзов на рост оплаты труда, присущее многим развитым странам и не в последнюю очередь приводящее к росту безработицы и повышению инфляции, в Беларуси весьма слабо. Результатом является позиционирование в качестве одного из факторов экономического роста наличия квалифицированной и недорогой рабочей силы. Это позволяет предприятиям иметь более низкие производственные издержки и наращивать объемы производства, что в свою очередь ведет к росту предложения.

Недостатком такой политики является ограничение совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения благосостояния граждан. Дешевизна рабочей силы является распространенным в мировой практике стимулом экономического роста, но имеет ограничения по времени. Так, данный фактор нельзя использовать очень долго, поскольку в перспективе необходимо стремиться к росту доходов населения, в том числе и оплаты труда, компенсируя повышение издержек производства ростом производительности труда.

В соответствии с Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы, Национальной программой развития экспорта на 2011—2015 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другими программами в качестве основных направлений структурных преобразований на пути поддержания стабильного макроэкономического равновесия в Республике Беларусь определены:

- создание необходимых  нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

- опережающее развитие  наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;

- стимулирование процесса  реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;

- развитие и государственная  поддержка малого предпринимательства;

- повышение эффективности  деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

- разработка и реализация  социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.

Таким образом, установление макроэкономического равновесия в Республике Беларусь происходит при активном вмешательстве государства. Оно проводит широкую поддержку промышленности и сельского хозяйства. Важнейшей особенностью политики макроэкономической стабилизации на современном этапе является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. На современном этапе (2012 гг.) в политике макроэкономической стабилизации белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен и поддержания равновесия курса белорусского рубля. Фискальную и денежно-кредитную политику на современном этапе можно охарактеризовать как стимулирующую.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, макроэкономическое равновесие – состояние национальной экономики, при котором достигается равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Оптимальным макроэкономическим равновесием считается такое равенство этих агрегированных величин, при котором достигается максимально возможный объем производства, полная занятость и умеренный уровень цен. Проблема равновесия многогранна. В ней можно выделить социально-экономический, технический, экологический, международный и даже политический аспекты.

В современной экономической  науке существует два теоретических  подхода к характеристике равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Первый был изложен представителями классической политической экономии в первой половине XIX в. и развит их последователями — экономистами-неоклассиками во второй половине XIX — первых десятилетиях XX в. Второй подход был выдвинут Дж. Кейнсом в начале 1936 г. Расхождения во взглядах Дж. Кейнса и его предшественников в оценке эффективности функционирования рыночного механизма — следствие использования разных методологий экономического анализа.

Следует отметить, что  ни одну из моделей макроэкономического равновесия нельзя рассматривать в прямом смысле, поскольку каждая из них упрощает реальные процессы. Вряд ли приемлемо положение о том, что рынок сам все отрегулирует без всякого вмешательства государства. Заслуга Кейнса в том, что он показал, что государство может оказывать влияние на рыночную экономику и имеет инструменты для такого влияния. Острейшей проблемой является вопрос оптимального соотношения рынка и государства.

Базовые принципы белорусской  модели показывают, что наша страна отвергает крайности и либерализма, и огосударствленной экономики, выбирает свой путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией. В Республике Беларусь, принятая в качестве перспективной социально- ориентированная модель экономики выдвигает на первый план достижение таких принципиальных целей, как: рост благосостояния народа; стабильность денег и цен; высокая степень занятости; благоприятная для жизни окружающая среда.

Установление макроэкономического равновесия в Республике Беларусь происходит при активном вмешательстве государства. Оно проводит широкую поддержку промышленности и сельского хозяйства. Важнейшей особенностью политики макроэкономической стабилизации на современном этапе является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. На современном этапе (2012 гг.) в политике макроэкономической стабилизации белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен и поддержанию равновесия на валютном рынке. Фискальную и денежно-кредитную политику на современном этапе можно охарактеризовать как стимулирующую.

Информация о работе Общее понятие макроэкономического равновесия и его модели