Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 17:43, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке теоретических основ общественных благ и особенностей их производства.
В данной работе решаются следующие задачи:
- Определить понятие общественных благ и выявить их свойства;
- Исследовать конкуренция на рынке общественных благ;
- Рассмотреть особенности производства общественных благ.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы исследования общественных благ
1.1 Характерные особенности общественных благ. …. . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Классификация и свойства общественных благ …………. . . . . . . . . 8
2 Производство общественных благ
2.1 Особенности производства общественных благ ……………. . . . . . 17
2.2 Конкуренция на рынке общественных благ…………. . . . . . . . . . . . . . 22
2.3 Пути повышения эффективности производства общественных благ ……………………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Заключение ………………………………………………………………….. 28
Список использованных источников ….…………………………………… 31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный федеральный университет
|
ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА |
Кафедра экономической теории
Лю Чэньбан
ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОИЗВОДСТВА |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика»
Специальность 080100.68 «Экономика»
Очной формы обучения
Студент группы М1101 мэ | ||
Руководитель
____ И.И. Савченко (подпись) (и.о.ф) | ||
Регистрационный № ________ ___________ ___________________ подпись И.О.Фамилия « _____» ___________________ 2014 г. |
Оценка _________________________ _______________ (подпись) (и.о.ф) «_____» ________________ 2014 г.
|
г. Владивосток
2014
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………… |
3 |
1 Теоретические основы исследования общественных благ |
|
1.1 Характерные особенности общественных благ. …. . . . . . . . . . . . . . |
6 |
1.2 Классификация и свойства общественных благ …………. . . . . . . . . |
8 |
2 Производство общественных |
|
2.1 Особенности производства общественных благ ……………. . . . . . |
17 |
2.2 Конкуренция на рынке общественных благ…………. . . . . . . . . . . . . . |
22 |
2.3 Пути повышения эффективности производства общественных благ ……………………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
26 |
Заключение ………………………………………………………………….. |
28 |
Список использованных источников ….…………………………………… |
31 |
Введение
Общественное благо, в отличие от частного, - это благо, использование или потребление которого приносит больше полезности или снижать издержки более чем одному лицу одновременно.
Динамика производства общественных благ в современных условиях развития мирового сообщества и России, как значительной и неотъемлемой его части, приобретает особое не только экономическое, но и политическое, социальное значение. Усиление всеобщей интеграции, взаимозависимости на всех уровнях: мировом, региональном и индивидуальном проявляет новые общественные потребности и, как следствие, проблемы, противоречия, в разрешении которых определяющая роль отводится сфере производства общественных благ. В современной России проблема развития исследуемых экономических отношений обостряется, прежде всего, по двум причинам. Во-первых, Россия, как держава глобального масштаба, имеет многоаспектные интересы и объективно не может самоустраниться от решения межгосударственных мировых общественных проблем. Во-вторых, трансформации экономических отношений в российской экономике существенно изменили не только механизмы и объемы производства и распределения, общественных благ, но и наполнили новым содержанием базовые экономические категории. Именно поэтому первая часть работы посвящена раскрытию теоретической основы категории общественных благ во взаимосвязи с динамикой развития экономических отношений, государства и методологии экономической теории. Закономерное ослабление роли государства в результате реформ, особенно в части производства социально значимых общественных благ: здравоохранения, образования, науки неоднозначно воспринимается членами российского общества; зачастую назревшие проблемы вскрываются в виде открытых конфликтов между обществом и властью, которая призвана защищать его интересы. В целом медленное продвижение реформ и их слабая эффективность определяется природой институциональных изменений, когда сопротивление им со стороны различных слоев общества возрастает, то предельный эффект снижается. Заметим также, что дальнейшая динамика экономических отношений в системе воспроизводства общественных благ уже не определяется спецификой перехода от плановой к рыночной экономике, а скорее является ответом на вызовы постиндустриального развития, с которыми сталкиваются многие страны, в том числе самые развитые и процветающие. Следовательно, заимствование их опыта в этих сферах полезно, но отнюдь не всегда столь бесспорно. В работе особое внимание уделено динамике интересов различных групп, обладающих различными лоббистскими возможностями. В такой борьбе «потенциальным аутсайдером» становится, прежде всего, самая многочисленная группа - население, потребители общественных благ. Выделив объективные противоречия в экономических отношениях по воспроизводству общественных благ, автором предлагаются конструктивные пути их разрешения. Поэтому работа нацелена на поиск нового баланса экономических интересов и теоретическое обоснование трансформаций финансовых, институциональных рычагов развития в сфере производства общественных благ. Кроме того, следует отметить, что теоретическая системная изученность экономических отношений в системе воспроизводства общественных благ с позиции экономики соглашений, контрактной парадигмы и поиска компромиссных решений остается недостаточной.
Актуальность -- Необходимость изучения проблематики функционирования общественных благ и особенности их проихводства.Имеющиеся научные исследования не в полной мере учитывают объективной логики развития сферы предоставления общественных благ. Между тем, общественные блага всегда были и остаются фактором роста благосостояния, важнейшим показателем качественного состояния производительных сил.
Цель исследования состоит в разработке теоретических основ общественных благ и особенностей их производства.
На данной работе решаются следующие задачи:
- Определить понятие общественных благ и выявить их свойства;
- Исследовать конкуренция на рынке общественных благ;
- Рассматрить особенности производства общественных благ.
Объектом исследования являются изучить общественные блага и особенности их производства.
1 Теоретические основы исследования общественных благ
1.1 Характерные особенности общественных благ
В самом общем виде общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность, и т. д.
Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости и несоперничества в потреблении.
Свойства неисключаемости, несоперничества в потреблении общественных благ и создают трудности для обеспечения и производства этих благ частным сектором. Поэтому производство общественных благ обеспечивается главным образом государством. Важнейшей проблемой при этом является то, как при отсутствии рыночного спроса государство определяет объем производства общественных благ.
Неисключаемость блага предполагает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить других лиц из сферы потребления этого блага, т. е. невозможно запретить потребление блага другими лицами. Если имеется уличное освещение, то все, кто идет по улице, пользуются светом фонарей. Если существует система национальной обороны, то она защищает всех жителей страны.
Несоперничество в потреблении блага означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами. Иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага. С точки зрения издержек предоставления блага индивидуальному потребителю несоперничество в потреблении означает, что предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю (MCU = 0). Тот же пример с уличным освещением показывает, что, сколько бы пешеходов ни было на улице, число фонарей от этого не меняется, не меняется также количество света от уличных фонарей.
В действительности для большинства смешанных общественных благ характерно так называемое переполнение. Оно происходит тогда, когда множество людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо. Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило не мешая другим. Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа других автомобилей к дороге.
Таким образом, переполнение означает, что при большом количестве потребителей общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении блага. При этом предельные издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю, а больше нуля (MCU > 0).
При характеристике общественных благ необходимо иметь в виду, что не все блага, предоставляемые государством, являются общественными благами. Например, талоны на питание, которые получают спортсмены по линии Федерального агентства по спорту, являются частными благами. С другой стороны, нужно также иметь в виду, что некоторые общественные блага поставляются частным сектором. Это относится, в частности, к услугам, предоставляемым любителям купания на частном пляже.
Особенности общественных благ проявляются при формировании спроса на общественные блага, а также при определении условий равновесного объема производства общественных благ. При определении условий равновесного объема производства общественных благ необходимо принимать во внимание такое их свойство, как несоперничество.
1.2 Классификация и свойства общественных благ
В современной экономике каждой страны большинство продуктов распределяется на рынках, когда покупатели платят за то, что они получают, а продавцы принимают деньги за то, что они предоставляют. В этих случаях цены на продукты служат сигналами, ориентируясь на которые принимают решения и покупатели и продавцы. Но существует ряд товаров, на которых нет привычных ценников, потребителю они предоставляются "бесплатно" (бесплатно с точки зрения обыкновенного потребителя, а не с экономической точки зрения). Если продукты предлагаются "бесплатно", привычные рыночные рычаги, обычно распределяющие ресурсы в экономике, прекращают действие. Поэтому экономический анализ данной совокупности товаров особенно труден. Стандартные категории провалов рынка - общественные товары, экстерналии или внешние эффекты, информационное воздействие, проблемы монополий и проблемы распределения прибыли. Маржиналисты первичным выделяли индивидуальный интерес, индивидуальные потребности. Все блага имеют одну и ту же первичную основу, которую выявил основатель Австрийской школы политэкономии, К. Менгер. "Человеческие потребности - вот откуда начинаются цепочки экономических причин и следствий". К. Менгер в "Основах политической экономии", произведя детальный анализ продукта как блага, выделяет четыре условия в их нераздельном единстве, при которых продукт приобретает характер блага - человеческая потребность; свойства продукта, делающие его годным быть поставленным в причинную связь с удовлетворением этой потребности; познание человеком этой причинной связи; возможность распоряжаться продуктом таким образом, чтобы действительно употребить его для удовлетворения этой потребности. При этом выделяются блага высшего и низшего порядка, непосредственное и опосредованное распоряжение благами. К. Менгер отмечает, что "блага высшего порядка получают и удерживают свой характер не по отношению к потребностям настоящего времени, но исключительно по отношению к тем потребностям, которые предусмотрены человеком и проявляются по окончании производственного процесса". Исследование ученым движения ценности (как неотъемлемого качества блага) по всей экономической системе впервые выявляло весьма важное различие между непосредственным и опосредованным потреблением соответственно благ первого и более высоких порядков.
Развивая данную теорию, Д. Роулз характеризует блага как "то, чего хотят люди, будучи свободными и равными гражданами, а также нормальными членами общества, сотрудничающими всю жизнь". Эта теория позволяет выделить особую группу благ - общественные блага, как блага "высшего" порядка, опосредованно удовлетворяющих либо все человеческие потребности (выживание, безопасность, материальная удовлетворенность, статус и положение в обществе, оценка собственной значимости и моральная удовлетворенность) либо отдельные ее виды. Наиболее заметная традиция экономической науки девятнадцатого века - британская традиция laisser-faire - ограничивала теорию общественных благ. Фактом является то, что большинство наиболее известных экономистов перечисляли функции, которые, как они считали, должно представлять государство. Этот общий список включал, по крайней мере, обеспечение национальной безопасности, законности и правопорядка. Однако они не пояснили, какие общие черты заключены в этих функциях государства. В логике теории Маркса и Энгельса государство не может обеспечивать общественные блага, так как признается первичность классовых интересов и их доминирующее влияние на жизнь общества и политику государства. В целом государство выступает как инструмент, посредством которого господствующий класс управляет другим угнетенным классом. В капиталистический период истории государство является "исполнительным комитетом буржуазии": оно защищает собственность капиталистического класса и проводит политику, в которой заинтересована буржуазия. "Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого". Таким образом, согласно марксистской экономической теории, блага, производимые государством, не могут быть использованы приоритетно в интересах отдельной личности, а только в интересах определенного класса. Такое положение может иметь и имело отрицательные последствия в форме подавления интересов личности вплоть до репрессий. Современные экономисты, развивая принципы неоклассики, провозглашают первичными индивидуальные интересы (индивидуальные потребности). Многие из них поддерживают минималистский подход к функциям государства - laisser-faire (оправдание существования государства в рамках "ночного сторожа"). В качестве примера такого подхода можно привести работу Нозика, чьи воззрения подытожены во введении к "Анархии, государству и утопии": "минимальное государство, сведенное к узким функциям защиты против насилия, воровства, мошенничества, к инфорсменту контрактов и т.д., оправдано; более экстенсивное по функциям государство неизбежно нарушит право личности не быть принужденным к выполнению определенных вещей, оно неоправданно". Можно отметить: почему более широкое предоставление общественных благ в обстоятельствах, когда это способствует повышению благосостояния по Парето, непозволительно?
Информация о работе Общественные блага и особенности их производства