Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 17:43, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке теоретических основ общественных благ и особенностей их производства.
В данной работе решаются следующие задачи:
- Определить понятие общественных благ и выявить их свойства;
- Исследовать конкуренция на рынке общественных благ;
- Рассмотреть особенности производства общественных благ.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы исследования общественных благ
1.1 Характерные особенности общественных благ. …. . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Классификация и свойства общественных благ …………. . . . . . . . . 8
2 Производство общественных благ
2.1 Особенности производства общественных благ ……………. . . . . . 17
2.2 Конкуренция на рынке общественных благ…………. . . . . . . . . . . . . . 22
2.3 Пути повышения эффективности производства общественных благ ……………………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Заключение ………………………………………………………………….. 28
Список использованных источников ….…………………………………… 31
Общественное благо в одном и том же количестве достается каждому из потребителей. Различия в предпочтениях проявляются в том, что индивиды проявляют разную предельную готовность платить за данное количество блага. Производство общественных благ - это определяемая индивидуумами цель, достижение которой возможно в составе коллектива, а не индивидуально, а государство - простой набор приемов, машина, которая делает возможным осуществление таких действий. Государство, таким образом, подлежит изменению, совершенствованию. Все члены общества, в конечном счете, причастны к определению путей использования принуждающей силы государства.
2.2 Конкуренция на рынке общественных благ
Важным аспектом анализа рынка общественных благ является выяснение особенностей конкуренции. Начнем с чисто общественных благ. Согласно имеющимся представлениям, чистые общественные блага создаются государством, а частный производитель не заинтересован в производстве такой продукции. А значит, чистое общественное благо обесценивает рыночную конкуренцию, поскольку с его появлением нейтрализуется принцип исключения неплательщика и обеспечивается неконкурентность потребления этого блага. Однако надо иметь в виду, что речь идет только о неконкурентности потребления и приобретения этих благ, а не отсутствие конкуренции при их производстве. Нужно сказать, что общественные блага конкурируют не только между собой за выделяемые на их производство ресурсы, но и с частными благами. При производстве общественных благ, таким образом, может возникать конкуренция, рассмотрим это на следующем примере.
Очевидные примеры чистого общественного блага — национальная безопасность и поддержание общественного порядка. Кажется ясным, что предоставление этих благ, возможно, только в условиях полной монополизации этого рынка государством. Однако возьмем пример обеспечения правопорядка. Если находится группа, достаточно сплоченная и заинтересованная в сохранение правопорядка, она может организовать удовлетворение потребности своих членов в данном общественном благе. Примером является американский рынок обеспечения правопорядка, существующий в большинстве сельских округов и небольших городов. В рамках данной системы поддержание правопорядка осуществляется шерифом, который избирается на определенный срок и получает все полномочия по организации системы поддержания общественного порядка. Соответственно шериф предоставляет городу услуги по охране общественного порядка. В период зарождения этой системы во времена «Дикого Запада» она представляла собой рынок, на котором в пределах определенного региона или даже всей страны существовало множество поставщиков услуг - шерифов, кочевавших из города в город. Их нанимали исходя из необходимости защиты общественного порядка и заращиваемой цены, сравнивая сложность ситуации в городе и репутацию шерифа. В это время в случае, когда в городе возникала потребность в защите порядка, жители этого города естественно стремились решить эту проблему как можно скорее и качественнее, с наименьшими последствиями, как для своих кошельков, так и для своей свободы. Поскольку в это время размеры большинства американских городов были весьма малы, то эти проблемы решались методами прямой демократии: на сходках или сборах в мерии или церкви. Естественно первое решение было организации полиции из числа местных добровольцев как наиболее дешевое и понятное, а также наименее опасное, это решение позволяло сохранить наибольшее количество денег и создавало наименьшую неопределенность, так как не появлялись новые люди, а всех членов милиции жители хорошо знали. Дальнейшее развитие зависело как от внешних факторов (как-то число бандитов и их опасность), так и от внутренних: качество добровольцев как полицейских их честность и верность долгу, наличие среди них талантливых лидеров. Если качество полиции не соответствовало опасности, с которой они сталкивались, то граждане города начинали искать другие способы защиты общественного порядка и, прежде всего, шерифов из других мест которые уже показали, что способны справится с такой ситуацией. Таким образом, они формировали спрос на национальном рынке правоохранительных услуг. Так как плата за услуги шерифов зависела от квалификации и опыта она соответственно значительно варьировалась. При этом горожане, делая свой выбор в пользу того или иного шерифа, могли ориентироваться только на его репутацию и соотносить плату с теми расходами, которые они несут вследствие не надлежащего обеспечения своей безопасности. Решение, скорее всего, принималось по-прежнему методами прямой демократии, что создавало собой проблему выявление потребностей и распределением расходов между различными группами граждан.
Конечно, наиболее вероятным является перекладывание расходов на немногочисленных наиболее богатых жителей, которые к тому же несут наибольшие потери от отсутствия шерифа, но в то время не было таких возможностей принудить к оплате налогов какие есть сейчас, кроме того, у богатых людей есть наибольшие возможности защитить себя как от криминальных элементов, так и от насильственных действий властей, следовательно, решение должно было учитывать и их интересы. Очевидно, что при прямой демократии решение о равном распределение расходов между всеми горожанами также не будет принято. Люди несущие наибольшие потери в сложившейся ситуации, а также те для кого субъективная стоимость дополнительных затрат на наем шерифа будут более склоны согласиться на принятие больших расходов по сравнению с другими индивидами. Соответственно наиболее вероятным представляется тот вариант, что после несколько голосований с отрицательным результатом будет представлено решение, удовлетворяющее в большей или меньшей степени все группы горожан.
Любой из шерифов будет стараться получить наиболее оплачиваемую работу, требующую меньше сил и знаний, с меньшим риском для жизни. Оплата шерифа зависит от того, насколько его ценят предполагаемые покупатели, насколько он известен людям, принимающим решение о найме. Так как в условиях большого числа городов и шерифов никто кроме самого шерифа не располагает полной информацией о его профессиональных качествах, то покупатели будут ориентироваться на ту небольшую информацию, что они могут получить из открытых источников и от самого шерифа. При этом шериф будет естественно заинтересован в создании наиболее благоприятного впечатления о себе, он будет заинтересован больше в производстве рыночных сигналов, чем в указание адекватных сведений. Таким образом, мы сталкиваемся с примером конкуренции на рынке с асимметрией информации, на рынке доверительных услуг. На таком рынке возникает тенденция к подмене реальной конкуренции на основе фактических характеристик предоставляемых услуг конкуренцией на основе рыночных сигналов, возникает проблема не оптимального отбора. При этом выбор шерифа может привести к недостаточному производству общественного блага, то есть общественный порядок будет наведен не в той мере, в которой хотелось бы жителям города. Однако такая ситуация возможна лишь в краткосрочный период, так как в долгосрочном периоде на основании своего опыта потребители устанавливают соответствие между сигналами и реальными характеристиками шерифа, таким образом формируется репутация у каждого шерифа, которая является хорошим ориентиром для потребителей при принятии решений. В этих условиях стратегии конкурентной борьбы в краткосрочном и долгосрочном периоде будут различаться в корне и соответственно выбор того или иного способа ведения конкурентной борьбы будет зависеть от ориентации на максимизацию прибыли в краткосрочной или долгосрочной перспективе.
2.3 Пути повышения эффективности производства общественных благ
Рост эффективности производства и распределения, общественных благ необходимо рассматривать в системе иерархических, соподчиненных и противодействующих интересов. Он является составной частью роста функции общественного благосостояния. Теоремы экономического благосостояния предусматривают ограничения, налагаемые, прежде всего, принципом справедливости в отношении к отдельному человеку. "Эффективность по Парето не обеспечивает распределения, возникающего в процессе конкуренции, в соответствии с существующими концепциями справедливости". Оптимальность может быть представлена как непрерывное совершенствование общественного договора на основе компромиссного согласования интересов. Сам процесс динамики согласования интересов - это "процесс непрерывного усовершенствования: нащупывания лучшего из возможных наборов политических курсов". Это динамика транзитивной экономики. Важной чертой таких реформ является то, что шаг, предпринятый в один период, может закрыть возможности выбора в последующие периоды. Можно выделить три основных блока преобразований в сфере воспроизводства общественных благ, которые могут быть реализованы с помощью указанного инструментария: финансовые преобразования; институциональные и организационные преобразования; структурные преобразования. Инструментарий и основные направления преобразований использованы для оптимизации производства общественных благ на национальном и локальном уровне. При соответствующей корректировке он также может быть использован в системе воспроизводства глобальных общественных благ, что является отдельной весьма динамично развивающееся проблемой. В общем виде системный подход решения проблемы оптимизации отражен на рисунке 3.
Рис 3.
Заключение
Общественные блага характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью и на основе этого были выявлены два характерных свойства:
- увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому, из них;
- ограничение доступа потребителей к такому благу практически не возможно.
Из этого следует, что предоставление общественных благ посредством рынка, то есть исключение принудительного участия потребителей в финансирование производства таких благ, порождает ряд проблем, которые не позволяют рыночной системе эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары - это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.
Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.
Из этого следует, что обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства.
Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это, во-первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов их распределения - локальных и общенациональных. Эти блага связаны, прежде всего, с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды.
Во-вторых,- интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие появление феномена международных общественных благ. К их числу сегодня относятся международные: экономическую и экологическую устойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь, формы обмена общественными благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной) и тому подобное.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- обеспечение
производства общественных благ
- первейшая функция любого госуд
- общественные блага имеют огромное значение в процессе удовлетворения потребностей населения. Государству следует уделять большое внимание развитию общественных благ и обеспечению ими населения на более высоком уровне, решать проблемы, связанные с финансированием предоставления общественных благ.
- к числу ключевых задач на заключительном этапе перехода России к рыночной экономике относится сохранение, а если необходимо, восстановление, потенциала производства общественных благ. Это, в свою очередь, предполагает продуманную политику развития общественного сектора. Его неизбежное и вполне оправданное количественное сокращение должно сопровождаться качественными преобразованиями, нацеленными на решительное повышение эффективности.
Список использованных источников
Информация о работе Общественные блага и особенности их производства