Общественные блага и особенности их производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке теоретических основ общественных благ и особенностей их производства.
В данной работе решаются следующие задачи:
- Определить понятие общественных благ и выявить их свойства;
- Исследовать конкуренция на рынке общественных благ;
- Рассмотреть особенности производства общественных благ.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы исследования общественных благ
1.1 Характерные особенности общественных благ. …. . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Классификация и свойства общественных благ …………. . . . . . . . . 8
2 Производство общественных благ
2.1 Особенности производства общественных благ ……………. . . . . . 17
2.2 Конкуренция на рынке общественных благ…………. . . . . . . . . . . . . . 22
2.3 Пути повышения эффективности производства общественных благ ……………………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Заключение ………………………………………………………………….. 28
Список использованных источников ….…………………………………… 31

Файлы: 1 файл

Общественные блага и особенности их производства м1101 мэ Лю Чэньбан.doc

— 372.00 Кб (Скачать файл)

Общественное благо в одном и том же количестве достается каждому из потребителей. Различия в предпочтениях проявляются в том, что индивиды проявляют разную предельную готовность платить за данное количество блага. Производство общественных благ - это определяемая индивидуумами цель, достижение которой возможно в составе коллектива, а не индивидуально, а государство - простой набор приемов, машина, которая делает возможным осуществление таких действий. Государство, таким образом, подлежит изменению, совершенствованию. Все члены общества, в конечном счете, причастны к определению путей использования принуждающей силы государства.

 

2.2 Конкуренция на рынке общественных благ

Важным аспектом анализа рынка общественных благ является выяснение особенностей конкуренции. Начнем с чисто общественных благ. Согласно имеющимся представлениям, чистые общественные блага создаются государством, а частный производитель не заинтересован в производстве такой продукции. А значит, чистое общественное благо обесценивает рыночную конкуренцию, поскольку с его появлением нейтрализуется принцип исключения неплательщика и обеспечивается неконкурентность потребления этого блага. Однако надо иметь в виду, что речь идет только о неконкурентности потребления и приобретения этих благ, а не отсутствие конкуренции при их производстве. Нужно сказать, что общественные блага конкурируют не только между собой за выделяемые на их производство ресурсы, но и с частными благами. При производстве общественных благ, таким образом, может возникать конкуренция, рассмотрим это на следующем примере.

Очевидные примеры чистого общественного блага — национальная безопасность и поддержание общественного порядка. Кажется ясным, что предоставление этих благ, возможно, только в условиях полной монополизации этого рынка государством. Однако возьмем пример обеспечения правопорядка. Если находится группа, достаточно сплоченная и заинтересованная в сохранение правопорядка, она может организовать удовлетворение потребности своих членов в данном общественном благе. Примером является американский рынок обеспечения правопорядка, существующий в большинстве сельских округов и небольших городов. В рамках данной системы поддержание правопорядка осуществляется шерифом, который избирается на определенный срок и получает все полномочия по организации системы поддержания общественного порядка. Соответственно шериф предоставляет городу услуги по охране общественного порядка. В период зарождения этой системы во времена «Дикого Запада» она представляла собой рынок, на котором в пределах определенного региона или даже всей страны существовало множество поставщиков услуг - шерифов, кочевавших из города в город. Их нанимали исходя из необходимости защиты общественного порядка и заращиваемой цены, сравнивая сложность ситуации в городе и репутацию шерифа. В это время в случае, когда в городе возникала потребность в защите порядка, жители этого города естественно стремились решить эту проблему как можно скорее и качественнее, с наименьшими последствиями, как для своих кошельков, так и для своей свободы. Поскольку в это время размеры большинства американских городов были весьма малы, то эти проблемы решались методами прямой демократии: на сходках или сборах в мерии или церкви. Естественно первое решение было организации полиции из числа местных добровольцев как наиболее дешевое и понятное, а также наименее опасное, это решение позволяло сохранить наибольшее количество денег и создавало наименьшую неопределенность, так как не появлялись новые люди, а всех членов милиции жители хорошо знали. Дальнейшее развитие зависело как от внешних факторов (как-то число бандитов и их опасность), так и от внутренних: качество добровольцев как полицейских их честность и верность долгу, наличие среди них талантливых лидеров. Если качество полиции не соответствовало опасности, с которой они сталкивались, то граждане города начинали искать другие способы защиты общественного порядка и, прежде всего, шерифов из других мест которые уже показали, что способны справится с такой ситуацией. Таким образом, они формировали спрос на национальном рынке правоохранительных услуг. Так как плата за услуги шерифов зависела от квалификации и опыта она соответственно значительно варьировалась. При этом горожане, делая свой выбор в пользу того или иного шерифа, могли ориентироваться только на его репутацию и соотносить плату с теми расходами, которые они несут вследствие не надлежащего обеспечения своей безопасности. Решение, скорее всего, принималось по-прежнему методами прямой демократии, что создавало собой проблему выявление потребностей и распределением расходов между различными группами граждан.

Конечно, наиболее вероятным является перекладывание расходов на немногочисленных наиболее богатых жителей, которые к тому же несут наибольшие потери от отсутствия шерифа, но в то время не было таких возможностей принудить к оплате налогов какие есть сейчас, кроме того, у богатых людей есть наибольшие возможности защитить себя как от криминальных элементов, так и от насильственных действий властей, следовательно, решение должно было учитывать и их интересы. Очевидно, что при прямой демократии решение о равном распределение расходов между всеми горожанами также не будет принято. Люди несущие наибольшие потери в сложившейся ситуации, а также те для кого субъективная стоимость дополнительных затрат на наем шерифа будут более склоны согласиться на принятие больших расходов по сравнению с другими индивидами. Соответственно наиболее вероятным представляется тот вариант, что после несколько голосований с отрицательным результатом будет представлено решение, удовлетворяющее в большей или меньшей степени все группы горожан.

Любой из шерифов будет стараться получить наиболее оплачиваемую работу, требующую меньше сил и знаний, с меньшим риском для жизни. Оплата шерифа зависит от того, насколько его ценят предполагаемые покупатели, насколько он известен людям, принимающим решение о найме. Так как в условиях большого числа городов и шерифов никто кроме самого шерифа не располагает полной информацией о его профессиональных качествах, то покупатели будут ориентироваться на ту небольшую информацию, что они могут получить из открытых источников и от самого шерифа. При этом шериф будет естественно заинтересован в создании наиболее благоприятного впечатления о себе, он будет заинтересован больше в производстве рыночных сигналов, чем в указание адекватных сведений. Таким образом, мы сталкиваемся с примером конкуренции на рынке с асимметрией информации, на рынке доверительных услуг. На таком рынке возникает тенденция к подмене реальной конкуренции на основе фактических характеристик предоставляемых услуг конкуренцией на основе рыночных сигналов, возникает проблема не оптимального отбора. При этом выбор шерифа может привести к недостаточному производству общественного блага, то есть общественный порядок будет наведен не в той мере, в которой хотелось бы жителям города. Однако такая ситуация возможна лишь в краткосрочный период, так как в долгосрочном периоде на основании своего опыта потребители устанавливают соответствие между сигналами и реальными характеристиками шерифа, таким образом формируется репутация у каждого шерифа, которая является хорошим ориентиром для потребителей при принятии решений. В этих условиях стратегии конкурентной борьбы в краткосрочном и долгосрочном периоде будут различаться в корне и соответственно выбор того или иного способа ведения конкурентной борьбы будет зависеть от ориентации на максимизацию прибыли в краткосрочной или долгосрочной перспективе.

 

2.3 Пути повышения эффективности производства общественных благ

Рост эффективности производства и распределения, общественных благ необходимо рассматривать в системе иерархических, соподчиненных и противодействующих интересов. Он является составной частью роста функции общественного благосостояния. Теоремы экономического благосостояния предусматривают ограничения, налагаемые, прежде всего, принципом справедливости в отношении к отдельному человеку. "Эффективность по Парето не обеспечивает распределения, возникающего в процессе конкуренции, в соответствии с существующими концепциями справедливости". Оптимальность может быть представлена как непрерывное совершенствование общественного договора на основе компромиссного согласования интересов. Сам процесс динамики согласования интересов - это "процесс непрерывного усовершенствования: нащупывания лучшего из возможных наборов политических курсов". Это динамика транзитивной экономики. Важной чертой таких реформ является то, что шаг, предпринятый в один период, может закрыть возможности выбора в последующие периоды. Можно выделить три основных блока преобразований в сфере воспроизводства общественных благ, которые могут быть реализованы с помощью указанного инструментария: финансовые преобразования; институциональные и организационные преобразования; структурные преобразования. Инструментарий и основные направления преобразований использованы для оптимизации производства общественных благ на национальном и локальном уровне. При соответствующей корректировке он также может быть использован в системе воспроизводства глобальных общественных благ, что является отдельной весьма динамично развивающееся проблемой. В общем виде системный подход решения проблемы оптимизации отражен на рисунке 3.

 

 

Рис 3.

 

Заключение

Общественные блага характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью и на основе этого были выявлены два характерных свойства:

- увеличение числа  потребителей блага не влечет  за собой снижения полезности, доставляемой каждому, из них;

- ограничение  доступа потребителей к такому  благу практически не возможно.

Из этого следует, что предоставление общественных благ посредством рынка, то есть исключение принудительного участия потребителей в финансирование производства таких благ, порождает ряд проблем, которые не позволяют рыночной системе эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары - это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

Из этого следует, что обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства.

Современный уровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это, во-первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовых странах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмов их распределения - локальных и общенациональных. Эти блага связаны, прежде всего, с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с поддержанием естественной среды.

Во-вторых,- интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, детерминировавшие появление феномена международных общественных благ. К их числу сегодня относятся международные: экономическую и экологическую устойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь, формы обмена общественными благами, деньги, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной) и тому подобное.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- обеспечение  производства общественных благ - первейшая функция любого государства. В этой связи для повышения эффективности общественного сектора экономики необходимо достижение баланса интересов производителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетного процесса.

- общественные  блага имеют огромное значение  в процессе удовлетворения потребностей населения. Государству следует уделять большое внимание развитию общественных благ и обеспечению ими населения на более высоком уровне, решать проблемы, связанные с финансированием предоставления общественных благ.

- к числу ключевых задач на заключительном этапе перехода России к рыночной экономике относится сохранение, а если необходимо, восстановление, потенциала производства общественных благ. Это, в свою очередь, предполагает продуманную политику развития общественного сектора. Его неизбежное и вполне оправданное количественное сокращение должно сопровождаться качественными преобразованиями, нацеленными на решительное повышение эффективности.

 

Список использованных источников

  1. Микроэкономика: теория, тесты, задача: учебник. Пособие / В.Г Белкин, И.И. Савченко, Л.И. Матузенко. - Владивосток: Издательский дом ДВФВ, 2013. - 464 с.
  2. Микроэкономика: учеб. для вузов/Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. - М.: КноРус, 2010.- 320с.
  3. Микроэкономика /Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. - М., 2013 - 640 с.
  4. Общая экономическая теория: учебник для вузов/Сидоров В.А. - М.: Элит, 2006.-528с.
  5. Современная экономика: учеб. пособие для вузов; под ред. О.Ю. Мамедова. - М.: КноРус, 2010. - 320с.
  6. Экономика/ Михайлушкин А.И., Шимко П.Д - М., 2012, гл.1.
  7. Микроэкономика/ Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. - Питер, 2013 -118с.
  8. Экономика /Под ред. А.С. Булатова - М., 2012, гл.2. -29с.
  9. Экономика общественного сектора / Г.А Ахинов, Е.Н. Жильцов - М.: ИНФА - М., 2012. - 345с.
  10. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2007. – С.358.
  11. Экономическая теория. / Под ред. Видяпина В.И, Добрынина А.И, и др. - М.: ИНФРА-М, 2005.
  12. Экономическая теория: учеб. пособие для вузов/Янова В. В., Янова Е.А.- М.:Эксмо, 2009. - 512с.
  13. Экономика: Учебник/ Под ред. д. э. н., проф. Ю.Ф. Симионова. - Изд. 2- е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 477 с.
  14. Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие, под ред. И. П. Николаевой. - М.: Проспект, 2008. - 336 с.
  15. Экономика: учеб. пособие для вузов/Сидоров В.А., Кузнецова Е.Л., Пак О.А., Соболев Э. В.; под ред. В. А. Сидорова. - М.: Экономистъ, 2007. - 304с.
  16. Биржа курсовых и дипломных проектов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-175172. 
  17. Российский информационно-образовательный ресурс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vevivi.ru/best/Obshchestvennye-blaga-ref115301.html.
  18. Реферат Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xreferat.ru/113/3774-2-obshestvennye-blaga.html.
  19. Студопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.net/10_124419_obshchestvennie-blaga-i-ih-rol-v-ekonomike-proizvodstvo-obshchestvennih-blag-v-sovremennoy-rossii.html.
  20. Современная экономическая теория [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://modern-econ.ru/micro/gosudarstvo/blago/proizvodstvo-blag.html

Информация о работе Общественные блага и особенности их производства