Общественные блага и зайцы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Динамика производства общественных благ в современных условиях развития мирового сообщества и России, как значительной и неотъемлемой его части, приобретает особое не только экономическое, но и политическое, социальное значение. Усиление всеобщей интеграции, взаимозависимости на всех уровнях: мировом, региональном и индивидуальном проявляет новые общественные потребности и, как следствие, проблемы, противоречия, в разрешении которых определяющая роль отводится сфере производства общественных благ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА С ПОЗИЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ_______________________________ 5
1.1. Свойства и классификация общественных благ____________________5
1.2. Специфика производства общественных благ_____________________10
1.3. Пути повышения эффективности производства общественных благ__14
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА «ЗАЙЦЕВ» В РОССИИ______________________ 20
2.1. Типичные способы уклонения физических лиц от уплаты налогов___ 20
2.2. Система наказания за конкретные способы уклонения от уплаты
налогов и сборов________________________________________________ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_________________________________________33
ПРИЛОЖЕНИЯ_____

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Общественные блага и зайцы в России.doc

— 477.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АСТРАХАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

                  Кафедра экономической теории 
                   
                   
                   
                   

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ОБЩЕСТВЕННЫЕ  БЛАГА И «ЗАЙЦЫ» В РОССИИ

( по  дисциплине “Экономика общественного сектора”) 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: ст-ка ФБиЭ

                  гр. ФН-34 ОЗО

                  Андриевская В.Ю. 

                  Научный руководитель:

                  ____________________ 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Астрахань 2011  
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение_____________________________________________________ 3

ГЛАВА 1. Общественные блага с позиции

экономических отношений_______________________________ 5

1.1. Свойства и классификация общественных благ____________________5

1.2. Специфика производства общественных благ_____________________10

1.3. Пути повышения эффективности производства общественных благ__14

ГЛАВА 2. Проблема «ЗайЦев» в россии______________________ 20

2.1. Типичные способы уклонения физических лиц от уплаты налогов___ 20

2.2. Система наказания за конкретные способы уклонения от уплаты

налогов и сборов________________________________________________ 26

Заключение_________________________________________________ 31

Список литературы_________________________________________33

ПРИЛОЖЕНИЯ_________________________________________________35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Динамика  производства общественных благ в современных  условиях развития мирового сообщества и России, как значительной и неотъемлемой его части, приобретает особое не только экономическое, но и политическое, социальное значение. Усиление всеобщей интеграции, взаимозависимости на всех уровнях: мировом, региональном и индивидуальном проявляет новые общественные потребности и, как следствие, проблемы, противоречия, в разрешении которых определяющая роль отводится сфере производства общественных благ.

     Во-первых, Россия, как держава глобального  масштаба, имеет многоаспектные интересы и объективно не может самоустраниться от решения межгосударственных мировых общественных проблем.

     Во-вторых, трансформации экономических отношений  в российской экономике существенно  изменили не только механизмы и объемы производства и распределения, общественных благ, но и наполнили новым содержанием базовые экономические категории.

     Именно  поэтому первая часть работы посвящена  раскрытию теоретической основы категории общественных благ во взаимосвязи  с динамикой развития экономических  отношений, государства и методологии экономической теории. Закономерное ослабление роли государства в результате реформ, особенно в части производства социально значимых общественных благ: здравоохранения, образования, науки неоднозначно воспринимается членами российского общества; зачастую назревшие проблемы вскрываются в виде открытых конфликтов между обществом и властью, которая призвана защищать его интересы. В целом медленное продвижение реформ и их слабая эффективность определяется природой институциональных изменений, когда сопротивление им со стороны различных слоев общества возрастает, то предельный эффект снижается.

     Актуальность темы заключается в том, что дальнейшая динамика экономических отношений в системе воспроизводства общественных благ уже не определяется спецификой перехода от плановой к рыночной экономике, а скорее является ответом на вызовы постиндустриального развития, с которыми сталкиваются многие страны, в том числе самые развитые и процветающие. Следовательно, заимствование их опыта в этих сферах полезно, но отнюдь не всегда столь бесспорно.

     Цель исследования заключается в изучении общественных благ и «зайцев» в России. В работе особое внимание уделено динамике интересов различных групп, обладающих различными лоббистскими возможностями. В такой борьбе «потенциальным аутсайдером» становится, прежде всего, самая многочисленная группа – население, потребители общественных благ. Выделив объективные противоречия в экономических отношениях по воспроизводству общественных благ, автором предлагаются конструктивные пути их разрешения. Поэтому работа нацелена на поиск нового баланса экономических интересов и теоретическое обоснование трансформаций финансовых, институциональных рычагов развития в сфере производства общественных благ.

     Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    - дать  основные понятия общественных  благ

    - рассмотреть  свойства и классификации общественных  благ

    - рассмотреть проблему «зайцев» в России

    - указать  типичные способы уклонения физических лиц от уплаты налогов

     Бесспорно, не все поставленные цели и задачи данной работы получили полное и законченное решение. Однако автор убежден, что изложенные в ней взгляды и высказанные предложения послужат дальнейшей активизации серьезных научных исследований в направлении путей повышения эффективности производства общественных благ. 

ГЛАВА 1. Общественные блага с позиции экономических отношений

1.1 Свойства и классификация  общественных благ 

     В современной экономике каждой страны большинство продуктов распределяется на рынках, когда покупатели платят за то, что они получают, а продавцы принимают деньги за то, что они предоставляют. В этих случаях цены на продукты служат сигналами, ориентируясь на которые принимают решения и покупатели и продавцы. Но существует ряд товаров, на которых нет привычных ценников, потребителю они предоставляются «бесплатно» (бесплатно с точки зрения обыкновенного потребителя, а не с экономической точки зрения). Если продукты предлагаются «бесплатно», привычные рыночные рычаги, обычно распределяющие ресурсы в экономике, прекращают действие. Поэтому экономический анализ данной совокупности товаров особенно труден. Стандартные категории провалов рынка - общественные товары (предмет нашего исследования), экстерналии или внешние эффекты, информационное воздействие, проблемы монополий и (в некотором роде) проблемы распределения прибыли. Маржиналисты первичным выделяли индивидуальный интерес, индивидуальные потребности. Все блага имеют одну и ту же первичную основу, которую выявил основатель Австрийской школы политэкономии, К. Менгер. «Человеческие потребности – вот откуда начинаются цепочки экономических причин и следствий».

     Развивая  данную теорию, Д. Роулз характеризует  блага как «то, чего хотят люди, будучи свободными и равными гражданами, а также нормальными членами общества, сотрудничающими всю жизнь». Эта теория позволяет выделить особую группу благ – общественные блага, как блага «высшего» порядка, опосредованно удовлетворяющих либо все человеческие потребности (выживание, безопасность, материальная удовлетворенность, статус и положение в обществе, оценка собственной значимости и моральная удовлетворенность) либо отдельные ее виды. Наиболее заметная традиция экономической науки девятнадцатого века – британская традиция laisser-faire – ограничивала теорию общественных благ. Фактом является то, что большинство наиболее известных экономистов перечисляли функции, которые, как они считали, должно представлять государство. Этот общий список включал, по крайней мере, обеспечение национальной безопасности, законности и правопорядка. Однако они не пояснили, какие общие черты заключены в этих функциях государства. В логике теории Маркса и Энгельса государство не может обеспечивать общественные блага, так как признается первичность классовых интересов и их доминирующее влияние на жизнь общества и политику государства. В целом государство выступает как инструмент, посредством которого господствующий класс управляет другим угнетенным классом. В капиталистический период истории государство является «исполнительным комитетом буржуазии»: оно защищает собственность капиталистического класса и проводит политику, в которой заинтересована буржуазия. «Политическая власть в собственном смысле слова – это организованное насилие одного класса для подавления другого». Таким образом, согласно марксистской экономической теории, блага, производимые государством, не могут быть использованы приоритетно в интересах отдельной личности, а только в интересах определенного класса. Такое положение может иметь и имело отрицательные последствия в форме подавления интересов личности вплоть до репрессий. Современные экономисты, развивая принципы неоклассики, провозглашают первичными индивидуальные интересы (индивидуальные потребности). Многие из них поддерживают минималистский подход к функциям государства – laisser-faire (оправдание существования государства в рамках «ночного сторожа»). В качестве примера такого подхода можно привести работу Нозика, чьи воззрения подытожены во введении к «Анархии, государству и утопии»: «минимальное государство, сведенное к узким функциям защиты против насилия, воровства, мошенничества, к инфорсменту контрактов и т.д., оправдано; более экстенсивное по функциям государство неизбежно нарушит право личности не быть принужденным к выполнению определенных вещей, оно неоправданно». Можно отметить: почему более широкое предоставление общественных благ в обстоятельствах, когда это способствует повышению благосостояния по Парето, непозволительно?

     Используя эти два качества понятия неисключаемости  М.И. Скаржинский, В.В. Чекмарев выделяют смешанное благо как «технически возможное к исключению при определенной выгоде общества общественное благо». При этом они выделяют такие разновидности смешанного блага как перегружаемое общественное благо и клубное благо. Перегружаемое общественное благо В.В. Чекмарев определяет как неисключаемое до некоторого порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, его перегрузка. (Понятие «пороговый уровень» аналогично понятию Аткинсона «определенный минимум предоставления общественных благ»). Для рассматриваемых смешанных благ можно построить оптимальную нелинейную функцию, где будет включена характеристика, «по которой не взимается никакой цены за потребление данного общественного блага в пределах определенного минимума». «Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает другого из потребления или уменьшает возможность потребления». Перегружаемое общественное благо до определенного уровня обладает свойствами и чертами «чистого» общественного блага. (Доступ к нему всех членов общества бесплатен). За пределами этого уровня оно обладает свойствами и чертами платного частного блага. «Клубное» благо может использоваться совместно также лишь до определенного предела. Полезность «клубного» блага для каждого из его пользователей зависит от их численности, начиная с определенной величины, называемой границей несоперничества. Когда пройдена граница несоперничества, неудобства, которые причиняют друг другу потребители начинают нарастать.

     Согласно  вышеприведенному анализу можно предложить на основе двух признаков следующую схему классификации общественных благ в общей системе экономических благ (Приложение 1).

     Общественные  блага возникали в различное  время, можно проследить и хронологию их появления, при этом подтверждается один факт – развитие общественных благ шло одновременно с развитием государства. Не случайно П. Самуэльсон выделяет государственные или общественные блага, выражая тем самым их тождественность. В данную совокупность он включает товары и услуги, которые «мы (представители общества, граждане) потребляем коллективно, с помощью государства». Общественные блага – это блага, отражающие объективные экономические интересы и обладающие свойствами неисключаемостии конкурентности в силу закрепления данных свойств формальными институтами1. Общественные блага удовлетворяют объективные потребности субъектов различных масштабов, поскольку общество – это «не масса независимых атомов, абсолютно не связанных органически друг с другом».

     Национальные  общественные блага обособляются на уровне государства. Национальные интересы в производстве данных благ оказываются зависимыми от интересов граждан страны, а также встроены в конкурирующую межгосударственную систему. Если при производстве глобальных благ страны объединяются на основе общих интересов, то при производстве национальных благ они конкурируют друг с другом. Для производства национальных благ требуется не только убеждение гражданина, но и принуждение (законная принудительная сила государства) вследствие недостаточно высокого проявления индивидуального интереса, неоднородности интересов. Потери от непроизводства общественных благ на данном уровне ограничиваются в большей степени потерями для отдельного государства. Обязанности государства по обеспечению данных благ прописаны, прежде всего, в Конституции, под защитой которой находится каждый гражданин. Одобрение положений Конституции всем многонациональным народом Российской Федерации дает право утверждать, что Конституция – это отражение интересов каждого гражданина России по поводу обеспечения как политических прав и свобод, так и экономических благ, потребляемых совместно. Локальные общественные блага. На данном уровне наиболее отчетливо проявляется противоречивая взаимосвязь интересов регионов, муниципальных образований (части) и государства (целого). Целостность государства предполагает значительную однородность в реализации интересов по производству общественных благ для всех территориальных образований. Местные органы власти, не нарушая целостности, также могут реализовывать интересы граждан отдельной территории в рамках своих финансовых и административных полномочий. В соответствии с Конституцией РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Конституцией, Федеративными и иными договорами разграничиваются предметы ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Каждый край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой Устав, где закреплено производство местных общественных благ. Данный уровень производства общественных благ встроен в конкурентную межрегиональную систему. Региональный, местный уровень самоуправления напрямую связан с функционированием субъектов институциональной среды, поэтому могут быть найдены пути активизации индивидуального интереса при производстве общественных благ через воздействие на данные субъекты.

     Групповые общественные блага – это блага, которые производят индивиды, объединяясь в неформальные союзы.2 (Могут быть выделены устойчивые группы (например, профсоюзы), которые формализовались через институты государства, имеющие долговременную динамику интересов, и неустойчивые группы (само объединение происходит ради производства единичного общественного блага). Данный уровень характеризуется высокой заинтересованностью индивида в производстве общественных благ, высокой однородностью интересов группы, высокой вероятностью воздействия внешнего положительного эффекта 100%). Потери локализуются на уровне членов группы. Неформальный лидер выполняет те же функции, что и государство при производстве общественных благ, только на другом уровне.

Информация о работе Общественные блага и зайцы в России