Общественные блага и зайцы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Динамика производства общественных благ в современных условиях развития мирового сообщества и России, как значительной и неотъемлемой его части, приобретает особое не только экономическое, но и политическое, социальное значение. Усиление всеобщей интеграции, взаимозависимости на всех уровнях: мировом, региональном и индивидуальном проявляет новые общественные потребности и, как следствие, проблемы, противоречия, в разрешении которых определяющая роль отводится сфере производства общественных благ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА С ПОЗИЦИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ_______________________________ 5
1.1. Свойства и классификация общественных благ____________________5
1.2. Специфика производства общественных благ_____________________10
1.3. Пути повышения эффективности производства общественных благ__14
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА «ЗАЙЦЕВ» В РОССИИ______________________ 20
2.1. Типичные способы уклонения физических лиц от уплаты налогов___ 20
2.2. Система наказания за конкретные способы уклонения от уплаты
налогов и сборов________________________________________________ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_________________________________________33
ПРИЛОЖЕНИЯ_____

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Общественные блага и зайцы в России.doc

— 477.00 Кб (Скачать файл)

     Результаты  использования неучтенной наличности различаются в зависимости от размера предприятия. В секторе  мелких и средних предприятий  применение «базовой» и «обратной» схем позволяет существенно снизить общий уровень издержек. Полученный экономический эффект направляется не только для потребления собственников, менеджеров и работников, но также используется для конкурентного снижения цен (это особенно характерно для рынка потребительских товаров) и в целях развития предприятия.

     Как правило, банки не имеют непосредственных контактов с фирмами-«однодневками». Каждый банк, вовлеченный в схему, обычно связан с финансовой или инвестиционной компанией, которая отвечает за создание и ликвидацию фирм-«однодневок», а также за контакты с клиентами. Эта компания открывает счет в банке и регулярно получает наличные на вполне законных основаниях (например, для покупки акций или векселей у физических лиц). Нормальная цена легальных наличных на межбанковском рынке, измеренная в безналичных рублях, не превышает 100,1 процента. Финансовая же компания платит банку за получение наличных 101 процент. В результате банк получает 0,9 процента в день на вложенные средства. Далее финансовая компания покупает векселя у неких физических лиц. Отметим, что сейчас в России можно приобрести «мусорные» векселя или акции за 0,1-0,2 процента от их номинальной стоимости. Естественно, что при этом цена, фиксируемая в контракте между финансовой компанией и физическими лицами, будет близка к номиналу - например - 98 процентов. После этого финансовая компания продает означенные векселя фирме – «однодневке» по безналичному расчету за 100 процентов от номинала. Тем самым финансовая компания, во-первых, выводит в неучтенный наличный оборот сумму, необходимую реальному предприятию-клиенту, уходящему от налогов, и, во-вторых, на вполне легальных основаниях получает на свой расчетный счет те безналичные средства, которые клиент первоначально перечислил фирме-«однодневке» по фиктивному договору. Основной риск выявления данной схемы связан с возможностью проверки физических лиц - в случае внешней ревизии деятельности финансовой компании. Поэтому в договорах на приобретение ценных бумаг часто используются данные, взятые из потерянных паспортов или из документов умерших людей. Эти же паспорта нередко используются при регистрации фирм – «однодневок».

     В секторе крупных предприятий  эффект от снижения налоговых платежей практически не используется на развитие производства. Выплаты «черных» премий распространяются лишь на доверенных представителей администрации.  

2.2. Система наказания за конкретные способы уклонения от уплаты

    налогов и сборов 

     Наказание за уклонение от уплаты налогов и сборов по УК РФ с 1 января 2004г. стало мягче, но освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием может иметь место не во всех случаях. 

     Контроль  над налоговой преступностью 

     Решение проблемы налоговой преступности требует  комплексного подхода. Рассмотрим основные направления борьбы с использованием неучтенных наличных как одного из наиболее широко распространенных методов уклонения от уплаты налогов. Для ликвидации системы использования неучтенных наличных для уклонения от уплаты налогов специалистами предложено использовать меры, которые бы учитывали интересы и мотивы разных групп налогоплательщиков.

     Персонификация  социальных отчислений, предполагающая поступление на индивидуальные пенсионные счета работников значительной части  средств, в настоящее время отчисляемых в Пенсионный Фонд. Это повысит заинтересованность каждого работника в уплате этих отчислений его работодателем. В результате он будет стремиться к получению

     Налоговые преступления, к которым относятся  уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст. 198 УК РФ), уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации (ст. 199 УК РФ). Преступления, непосредственно связанные с налоговыми: незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ), фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ) и ряд других.

     В последнее время тенденция правительства  направлена на соблюдение налоговой  дисциплины. Совместными Приказами МВД РФ и МНС РФ от 22.01.2004 утверждены Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных  налоговых  проверок, о  порядке  направления органами внутренних дел материалов  в  налоговые  органы  при   выявлении   обстоятельств, требующих совершения действий,  отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения. Во исполнения этих инструкций участились проверки организаций.

     С 1 января 2004 года введена в действие новая редакция статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации. Изменилась не только диспозиция (описательная часть) этой статьи, но также и название, и что не менее важно отметить – наказание.

     Теперь  наказание за уклонение от уплаты налогов стало гораздо мягче.

     Санкция (наказание) статьи 199 УК РФ содержит несколько  альтернативных видов наказания. Какое  из них выбрать решает суд при  вынесении приговора в зависимости  от обстоятельств дела и личности подсудимого.

     В отличие от старой редакции части 1 ст. 199 УК новая предусматривает лишение  свободы сроком до 2-х лет, не до 4-х  лет, как было раньше.

     «Лишение  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью» - в старой редакции было основным самостоятельным видом наказания и был установлен срок до 5 лет. В новой редакции этот вид наказания является дополнительным к лишению свободы, он может применяться, а может и не применяться. Этот вопрос остается на усмотрение суда. Также снижен срок, теперь лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть назначено судом более чем 3 года.

     На  мой взгляд, этот вид наказания  очень важен для человека. Потерять право работать по своей специальности, даже на небольшой срок, это очень болезненно. Сколько помню, для осужденных этот вопрос всегда был очень не безразличным. Законодатель, переместив «лишение права занимать определенные должности…» из основного вида наказания в дополнительный вид, присоединив его к самому строгому наказанию – лишению свободы и дав ему альтернативу, существенно смягчил в общем смысле наказание.

     Ничего  не изменилось с наказанием в виде ареста, срок его остался прежним  от 4 до 6 месяцев. Такой вид наказания  как арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Это не лишение свободы. Лица, получившие наказание в виде лишения свободы отбывают его в специальных учреждениях (исправительно-трудовых колониях). Арест назначается военнослужащим, которые отбывают его на гаупвахте. Для остальных лиц этот вид наказания фактически не назначается в виду отсутствия арестных домов.

     Новшество имеется во введении как самостоятельного вида наказания штрафа в размере  от 100 000 до 300 000 рублей. Это не болезненный вид наказания. Его введение также служит доказательством о смягчении.

     Санкция ч.2 ст. 199 УК РФ также имеет тенденцию  к смягчению. Так, если ранее лишение  свободы предусматривалось на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. То теперь лишение свободы предусмотрено на срок от 2 месяцев до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок до 3 лет. Однако, в новой редакции здесь добавлена альтернатива: или без такового. То есть суд не обязан назначать дополнительное наказание.

     Поскольку в старой редакции после ст. 198 УК РФ имелось Примечание о том, что лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные статьями 194, 198, 199 УК, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб. В действительности, это Примечание повторяло некоторые принципы, установленные статьей 75 УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием».

     Если  на сегодняшний день в производстве следователя, суда имеются уголовные  дела, по которым предъявлены обвинения  согласно старой редакции уголовного кодекса, необходимо поставить вопрос об изменении предъявленного обвинения с учетом новой редакции УК РФ. Потому что уголовный закон, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу (ст. 10 УК РФ). То есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Например, если лицо осуждено судом и отбывает наказание за уклонение от уплаты налогов по ч.2 пункта «б» ст. 199 УК РФ, то есть по квалифицирующему признаку «лицом ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных статьями 194, 198, 199 УК РФ». И при этом размер неуплаченных налогов составляет «крупный», а не «особо крупный» в исчислении по новой редакции кодекса, лицо имеет право на пересмотр приговора и снижение оставшейся части наказания». Переквалификация с части второй на часть первую – это уже серьезное реабилитирующее основание.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Изменения институциональной среды и экономических отношений во многом являются экзогенным, а не эндогенным элементом неоклассической системы. Это связано со сложностью формализации экономических интересов физических лиц и агрегированных субъектов. Однако именно данная методология позволяет раскрыть сущность явлений, отвечая на вопрос «почему так происходит», а не «каким образом». С эволюционной точки зрения « нет оснований считать неизменными границы между тем, что общество хочет оставить частным, и тем, что оно хочет сделать публичным. Часть экономической проблемы общества состоит именно в потребности непрерывно перекраивать эти границы. Если ортодоксия делает упор на достижение оптимального обеспечения общественными благами, то при эволюционном подходе в центре внимания изменения обстоятельств и спроса, требующие аппарата коллективного выбора». Производство общественных благ, таким образом, необходимо рассматривать относительно конкретных исторических реалий. Изучение экономических отношений в производстве общественных благ показало, что они детерминированы многоаспектными экономическими интересами, основанием которых являются взаимозависимые потребности отдельного индивида и социальных объединений, отражающие взаимосвязь части и целого. «Поскольку человеческая цивилизация развивается, усложняя среду своего обитания, все более интегрируясь в нечто целостное, роль и значение общих интересов возрастают». Это подтверждается развитием в последние десятилетия глобальных процессов и связанных с ними проблем экономического, социального и природного характера. Ущерб от непроизводства общественных благ более «высокого» социального уровня возрастает в обратной зависимости от роста индивидуального интереса в решении данных проблем.  

      Для производства общественных благ – это наиболее адекватные интересам всех граждан-налогоплательщиков ассортимент, качество, объем общественных благ при минимальных издержках. Это достижимо на основе сложного взаимовыгодного обмена между рядовыми гражданами и структурами, которые они создают для организации общества. В связи с этим необходим поиск компромиссных решений в отношениях: отдельного индивида и общества, бизнеса и общества, государства и общества, территории и общества. Определена взаимосвязь между производством общественных благ и балансом эффективности и справедливости в обществе. Необходимость перераспределения в пользу менее обеспеченных индивидов и территорий подтверждается на межиндивидуальном и межтерриториальном уровне. Это позволяет сделать вывод о том, что относительное выравнивание стартовых условий, потенциала индивидов и территориальных образований дает эффект, превышающий издержки, но проявляющийся в долгосрочной перспективе. Во многом он проявляется в устойчивом, безконфронтационном развитии общества. Тенденции и перспективы реформирования экономических отношений по производству общественных благ с целью их оптимизации определяются динамикой индивидуальных и агрегированных интересов, которые проецируются на взаимодействие формальных и неформальных социально-экономических институтов. В таких условиях происходит снижение издержек, обусловленных институциональной недостаточностью. Особая роль в этом процессе принадлежит формированию гражданского общества, определяющего и отстаивающего интересы граждан как первичных интересов в производстве и распределении общественных благ. 
 
 
 
 

      Список  литературы 

     законодательные материалы

      1. Гражданский Кодекс часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2010), - ст.807, 811, 812.

     Книги

      2. Абалкин Л. Смена тысячелетий и социальные альтернативы // Вопросы экономики. - 2007. - № 12. - С. 27-40.

      3. Агапова И.И. История экономических учений: Курс лекций. -М.: Юристъ, 2008.-285 с.

      4. Антоненко Л.А., Onpumoea К.А., Нескородев СМ. Общее и особенное в национальных моделях экономической трансформации // Кн. Экономическая теория на пороге XXI века-6. В 2-х книгах. Кн. 1. Философия хозяйства. Кн. 2. Теоретическая экономия / Под ред. Ю.М. Осипова, В.В. Чекмарева, Е.С. Зотовой. - М.: Юрист, 2009. - 655с.

      5. Артемьева С. Совершенствование системы межбюджетных отношений в современных условиях // Вопросы экономики. -2009.-№5. -С. 137-143.

Информация о работе Общественные блага и зайцы в России