Общие черты и особенности развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:07, реферат

Описание работы

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
По мнению автора статьи «Малый бизнес: зачем он нужен высокоразвитому государству?» в развитых странах существует самый настоящий культ малого предпринимателя. Не случайно 98%-99% американского, европейского бизнеса относится к категории «малого» и «среднего».
Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения явились предпосылкой развития малого бизнеса.

Файлы: 1 файл

Сущность финансов8.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  транспорта Российской федерации

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Омский государственный  университет путей сообщения (ОмГУПС)

Институт менеджмента и экономики

Кафедра «Экономика»

 

 

 

 

 

 

 

"Общие черты и особенности развития малого бизнеса в России"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Студентка гр. 59В

                                                                                      Чистякова К. Ю.

                                                                                      Руководитель –

                                                                                      Морозов И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск

 

 

 

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения [1].

 По мнению автора статьи «Малый бизнес: зачем он нужен высокоразвитому государству?» в развитых странах существует самый настоящий культ малого предпринимателя. Не случайно 98%-99% американского, европейского бизнеса относится к категории «малого» и «среднего» [2].

Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения явились предпосылкой развития малого бизнеса.

В конце 80-х годов появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах.

В 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.

Начало 90-х годов - произошел процесс приватизации старых государственных предприятий, который не обошел стороной и малый бизнес. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства.

Именно этот период (92-93 гг) явился началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т.д.

Экономический развал и политическая неразбериха (1991-1993 год) привели к тому, что значительная часть малого бизнеса была переориентирована на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не успели вовремя перестроиться на новую рыночную экономику, были разрушены и ликвидированы, ведь отныне главным видом деятельности в сфере бизнеса становится торговля.

С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных фондов (Пенсионный фонд, Соц.страх, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.

Последнее время государство пытается упростить процесс регистрации малый предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерацию

Правительство России понимает важность развития малого бизнеса и предпринимает необходимые меры по его поддержке.

23 сентября 2009 года на заседании форума «Опоры России» премьер-министр РФ В. В. Путин огласил инициативы Правительства РФ по содействию развития малого и среднего бизнеса России[1]:

Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011 г.).

Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование от налога на имущество на срок до трёх лет.

Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.

Освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.

Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.

Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.

Сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).

Пакет гос.помощи малому и среднему бизнесу в 2010 г. — 13 млрд руб.

 

Развитие малого бизнеса в США, европейских государствах и России имеет ряд общих черт.

По мнению автора [2] у малого бизнеса есть следующие преимущества:

                1. Создание новых рабочих мест. Как свидетельствует статистика и ленты новостей ведущих СМИ, ежегодно 2/3 рабочих мест создаётся за счёт мелкого предпринимательства [2]. Понятно, что в этом смысле его роль особенно важна в кризисные годы, а также в депрессивных зонах. Таким образом, малый бизнес помогает выживать в трудные времена миллионам, а значит, способствует ослаблению социальной напряженности в обществе.

        2. Эффективность малых фирм. Малые предприятия отличаются высокой эффективностью капиталовложений. К примеру, в американском малом бизнесе она почти в 9 раз выше, чем в сфере крупного предпринимательства. Речь идёт, прежде всего, о технологическом секторе малого предпринимательства. Уместно напомнить, что в последнее время в США почти 55% всех инноваций были созданы именно в этом бизнесе. В малых фирмах внедряется в 17 раз больше нововведений и разработок, чем в крупных предприятиях..

         3. Прибыльность. Известно, что малый бизнес зарабатывает больше крупного, в смысле, с каждого вложенного доллара или евро его инвесторы получают больше доходов, чем инвесторы крупных производителей.                            

         4. Большая конкурентоспособность. Это проистекает, прежде всего, из-за экономии на масштабах: за счёт меньших издержек, отсутствия лишнего бюрократического аппарата, снижения накладных расходов.

        5. Мобильность. Благодаря своим малым формам они быстрее реагируют на всё убыстряющиеся перемены на рынках, легче проникают в незаполненные ниши.

        6. Глубокая специализация и востребованность, без чего сегодня немыслима высокая эффективность. Малый бизнес обладает удивительной способностью производить востребованные товары,

        7. Сравнительно быстро окупается, даёт возможность начать бизнес с малым стартовым капиталом.

         8. Малый бизнес является фундаментом крупного. По мере развития успешные малые предприятия преобразуются в средние, а потом в крупные. Причем в этом случае крупные предприятия более жизнеспособны, чем при формировании сразу же крупного предприятия при наличии значительного стартового капитала.

Проблемы малого предпринимательства по материалам [2]:

        1. Любая кризисная ситуация больнее всего бьёт именно по небольшим фирмам, у которых нет серьёзных резервов

        2. Малый бизнес невысокоэффективен, он не имеет массового производства, и, конечно же, в производительности труда всегда проигрывает крупному бизнесу;

        3. Относительно короткий жизненный цикл многих малых предприятий, что напрямую связано с природой этого бизнеса. Так, по данным Всемирного банка, лишь половина новых малых предприятий переживает год со дня создания, через три года — 7-8%, а через пять лет остаётся на плаву не более 3%. До кризиса в США ежегодно возникали и исчезали более полумиллиона малых предприятий. Сегодня банкротства малых компаний превышают создание новых;

        4. Нехватка специализированного оборудования. Специализированное оборудование обычно достаточно дорого и привязано к ограниченному количеству продуктов. Приобрести его для малого бизнеса – большая проблема. В большинстве случаев стараются применять некоторое универсальное, что существенно снижает эффективность производства;

        5. Неэффективность налоговой системы. Налоговые системы несовершенны не только в России, но и в странах Европы и США. На самом верху рейтинга проблем малого бизнеса США стоит налоговое законодательство, точнее его запутанность. В прессе приводится просто-таки убийственный факт, за два предкризисных года налоговое законодательство США увеличилось на миллионы страниц;

       6. Малому бизнесу тяжело бороться с развитой бюрократической системой. Скажем, чтобы получить лицензию на торговлю алкоголем в Италии, потребуется года два походов по чиновникам.

      7. По малому бизнесу серьёзно бьют неплатежи. Так, в среднем задолженности по уплате за товары или услуги достигают трёх месяцев. За это время небольшая компания может обанкротиться.

Понимая важность малого бизнеса с одной стороны и его уязвимость с другой стороны в странах Европы, США и России создана целая и цельная система государственной поддержки небольших фирм [2]:

        1. Защита на уровне законодательства. Практически во всех странах регистрация предприятия является простой и быстрой процедурой. Например, в Испании предприниматель получает подтверждение уже спустя сутки после подачи документов. Сама регистрация проводится в режиме «одного окна». В США можно регистрироваться даже по домашнему адресу, что особенно распространено для бизнеса, связанного, например, с программированием. В Великобритании закон даёт право малым предприятиям с числом занятых до 50 человек, откладывать оплату за полученные товары и услуги на месяц. В России регистрация упрощена, но продолжает оставаться достаточно сложной.

        2. Гарантированная помощь малому бизнесу в получении государственных заказов. Например, в США уже давно 23% заказов госбюджета непременно достаётся малому бизнесу. В России также выделяется часть заказов для малого бизнеса.

       3. Дешёвые кредиты малому бизнесу. Известно заявление президента США Обамы о готовности предоставить малому бизнесу $30 миллиардов, которые вернули по программе TARP американские банки. Во Франции для кредитования малых предприятий существует специальный фонд объемом €2 млрд А в Южной Корее в своё время было принято решение для банков о том, что не менее 35% кредитов получают именно малые предприятия. В России также имеет место бюджетное финансирование малых предприятий на конкурсной основе.

      4. Налоговые льготы малому бизнесу. Одной из самых лучших государственных поддержек стартового бизнеса в Европе считается немецкая. Так, например, в Германии первые два года существования малое предприятие освобождается от всех выплат (в Испании – на 5 лет), в кризис налог на прибыль снизили с 39% до менее чем 30%, уменьшили отчисления в фонды соцстрахования (взнос по безработице – с 6,5% до 3,3 В России также имеются налоговые льготы, которые были оглашены 23 сентября 2009 года на заседании форума «Опоры России» премьер-министром РФ В. В. Путиным.

       5. Обеспечение доступной системы обучения и повышения квалификации предпринимателей. Во всех вышеперечисленных странах существуют программы обучения бизнесу.

        6. Создание материально-технических условий малому бизнесу. Здесь речь пойдёт, разумеется, о бизнес - инкубаторах, широко распространённых в европейских странах, США. Они позволяют начинающему бизнес на несколько лет, за символические деньги получить офис со всем необходимым оборудованием и мебелью. Благодаря инкубаторам 75% предприятий продолжают свою деятельность и по истечении 5 лет после её начала, в иных условиях до этого срока доживают только 33%. Такие бизнес - инкубаторы начали появляться и в России

По мнению, Леонтьева В.Е и Ковалева В.В [3], оценивая специфику РФ, можно отметить, что Россия имеет много отличий от стран с уже сформировавшейся рыночной экономикой. В частности, отметим следующие особенности российского малого предпринимательства:

        1. совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности из-за невозможности в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития. В России пока еще не устоялись ни сам рынок ни законодательство. В такой динамичной среде предприниматели считают опасным работать с узкой специализацией на один продукт и в своей деятельности стараются использовать несколько вариантов. С одной стороны это снижает эффективность, а с другой стороны увеличивает жизнеспособность предприятия;

       2. стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть малых предприятий за рубежом работает на условиях субподряда. В России пока еще не сформировано взаимодействие крупного и малого бизнеса. Например в Японии, как известно, крупное предприятие взаимодействует с большим количеством малых, которые являются поставщиками товаров, услуг, технологий. В России пока еще такого нет. Экономика, рынок, законодательство в России пока еще очень нестабильны;

Информация о работе Общие черты и особенности развития малого бизнеса в России