Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 13:07, реферат
Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.
По мнению автора статьи «Малый бизнес: зачем он нужен высокоразвитому государству?» в развитых странах существует самый настоящий культ малого предпринимателя. Не случайно 98%-99% американского, европейского бизнеса относится к категории «малого» и «среднего».
Малый бизнес в России начал зарождаться примерно после «застойного» периода в 80-е годы. Партийные, комсомольские, производственно-хозяйственные объединения явились предпосылкой развития малого бизнеса.
3. высокий уровень квалификации кадров малого предпринимательства в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики. Необходимо отметить, что особенно в момент разрушения государственного сектора экономики на рынке труда оказалось большое количество высококвалифицированных специалистов. В это время возникли малые предприятия, например занимающиеся разработкой компьютерных программ, которые имея хороших специалистов могли решать достаточно серьезные задачи. Сейчас уровень классных специалистов в малом бизнесе несколько снизился, что объясняется, конечно, во первых общим снижением уровня образования в России, а во-вторых оттоком специалистов в крупные предприятия, особенно с иностранным капиталом, где достаточно высокая заработная плата для высококвалифицированных специалистов;
4. достаточная степень приспособляемости к сложной экономической обстановке. В настоящее время Россия находится в переходном периоде, когда существенным образом модифицируется политическая, экономическая. идеологическая системы страны. Поэтому очень важным является процесс выживания в такой обстановке малых предприятий, наиболее уязвимых (нет резервов);
5. стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных товарных рынков, в том числе выйти и на международные рынки. Особенно к расширению рынка стремятся малые предприятия с высококвалифицированными кадрами и обладающие самостоятельностью.
6. общий низкий технический уровень и слабая технологическая оснащенность в сочетании с достаточным инновационным потенциалом. В наследство от СССР достались хорошие специалисты, интересные разработки, готовые к внедрению и слабое техническое и технологическое обеспечение производства. В связи с нехваткой финансовых средств для модернизации производства, зачастю на малых предприятиях используется оборудование и технологии советских времен;
7. низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений. Эта проблема не является только проблемой малого бизнеса, но имеет место и в крупном. Одной из приоритетных задач в «РАО ЖД» является формирование корпуса высококвалифицированных специалистов высшего и среднего уровня. Высокий управленческий уровень в России наблюдается на ряде крупных предприятий, где существенно влияние международного бизнеса: «Билайн», «Softline» и.т.д. По мере выпуска специалистов-управленцев, конечно, положение будет улучшаться и в малом бизнесе;
8. неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Такая система только еще начала формироваться[3].
9. низкий процент венчурной специализации. В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в России же основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство (всего около 6%). На сегодняшний день это важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.
10. низкая легитимность малого бизнеса. Еще одной характерной особенностью развития малого бизнеса в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент предприятий функционирует в сфере теневой экономики. Используя «серые схемы» работы, занижая прибыль, компании уменьшают свои налоговые выплаты, а, следовательно, и доходы в бюджет страны. Корни этой проблемы зародились на начале 90-х годов, когда предпринимателям установили большие налоги. Часть предприятий перестала существовать из-за низкой рентабельности бизнеса, другая часть стала наращивать теневой оборот. И хотя с тех пор, налоговое бремя существенно снизилось, многие предприятия малого бизнеса не могут выйти из тени, опасаясь конкурентов. В настоящее время это целая проблема на уровне государства.
11. постоянная нехватка финансирования. Малый бизнес в России характеризуется острой нехваткой финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Весь с трудом собранный стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает временем обращения капитала. Таким образом, у малого бизнеса и появляется потребность – взять кредит для бизнеса. Но неудобство в том, что по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки на услуги кредитовании малого бизнеса выше. В результате некоторые предприятия становятся банкротом.
12. неустойчивость малого бизнеса .Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность. [4]
Финансирование малого бизнеса осуществляется из трёх видов внешних источников: кредиты, займы (у юридических и физических лиц), и за счёт бюджетного финансирования малого и среднего бизнеса.
Наиболее интересный вариант для малого бизнеса – финансирование за счёт бюджета, так как в этом случае денежные средства возвращать не нужно, и процент за их использование не начисляется. Единственное, что нужно будет сделать - представить отчёт о целевом расходовании данной финансовой поддержки [5].
В рамках целевых программ, разработанных на общегосударственном уровне и в регионах, финансирование малого бизнеса осуществляется на определённых условиях. То есть, чтобы получить субсидии, предприятие должно соответствовать определённым требованиям:
1. предприятие должно быть включено в Единый реестр субъектов малого предпринимательства;
2. предприятие не должно иметь задолженности по платежам в бюджет;
3. отсутствие просроченной задолженности по кредитам.
Следует также учитывать, что бюджетное финансирование малого бизнеса в рамках различных программ проходит, в основном, на конкурсной основе.
Финансирование малого бизнеса может быть выражено в следующей форме:
1. компенсация части процентной ставки по кредитам, которая, в зависимости от срока кредита, может составлять 1/3, 1/2 или 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ;
2. компенсация затрат на вознаграждения за предоставление банковских гарантий;
3. компенсация затрат по договорам лизинга (финансовой аренды);
4. возмещение части затрат по договорам на присоединение к электросетям;
5. возмещение части затрат на выполнение работ по присоединению к инженерным сетям, а также проектирование этих работ;
6. компенсация затрат по прохождению обязательной сертификации.
В зависимости от конкретной программы финансирования малого бизнеса, в список субсидируемых затрат могут включаться затраты на аренду зданий и помещений, оплату транспорта, услуг сторонних организаций (например, юридических, бухгалтерских) и другие.
Минэкономразвития опубликовал отчет, посвященный влиянию кризиса на российский малый бизнес.
В соответствии
с ней, сегодня в России
Это, во-первых,
субсидии и льготы для
Мировая практика показывает, что, несмотря на деятельность крупных предприятий, нормальное развитие экономики государства невозможно без существования малых форм ведения бизнеса, являющихся фундаментом для среднего и крупного бизнеса.
Интеграция России в мировую экономику потребует дальнейшего развития малого бизнеса, приведения российского законодательства в соответствие с нормами международного права, регулирующего его деятельность. В настоящее время в России развитию малого предпринимательства отводится особая роль. Социально-экономическое значение этого сегмента экономики бесспорно, что подтверждает опыт рыночного хозяйствования большинства зарубежных стран. В странах с развитой рыночной экономикой система малого бизнеса существует уже десятилетия. В результате в развитых странах малые предприятия производят до 70% ВВП, а также являются основными работодателями для населения (до 2/3 занятых). В России вклад этого сектора в экономику значительно скромнее: доля малых и средних фирм в ВВП России составляет около 15%, а в общей численности занятых - чуть более 10%.
Библиографический список
1. Малый бизнес [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%
2. Малый бизнес: зачем он нужен
высокоразвитому государству? [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.prostobiz.ua/
3.Бочаров В.В., Леонтьев В.Е.Корпоративные
финансы. 2004г.: [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: allbookz.ru/publ/knigi/
4. Ковалев В.В.
Введение в финансовый
5. Финансирование
малого бизнеса [Электронный
6. Сергей Семенов Особенности подсчета малого бизнеса в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.equipnet.ru/article
Информация о работе Общие черты и особенности развития малого бизнеса в России