Общие характеристики и особенности кризисных регионов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:43, реферат

Описание работы

Экономическая задача типологизации регионов РФ определяется необходимостью разделения различных субъектов РФ на однородные группы при проведении межрегиональных сопоставлений, либо исследовании экономических процессов на региональном уровне.

Файлы: 1 файл

Реферат по Татаркиной.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ» 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 
 

Реферат

 на  тему:

«Общие  характеристики и  особенности кризисных  регионов РФ» 
 

Выполнила студентка

факультета  ГМУ

группы 547

Шхиянц

Ирина

Игоревна 
 
 

Проверила:

Татаркина А. Н. 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2011

 

Общие характеристики и особенности  кризисных регионов РФ 

     Экономическая задача типологизации регионов РФ определяется необходимостью разделения различных субъектов РФ на однородные группы при проведении межрегиональных сопоставлений, либо исследовании экономических процессов на региональном уровне.

     В экономической науке (в том числе  в региональной экономике) разнообразные  территориальные звенья народного хозяйства изучены в большинстве своем очень обстоятельно, проведены подробные типологии. Среди литературных источников можно выделить немало фундаментальных монографических исследований, а также работ, носящих обзорный характер. Но обделенными в смысле изученности оказались такие виды территориальных объектов, как субъекты федерации. Как правило, исследование этих объектов проводилось большей частью в целях комплексного экономического изучения, а не с точки зрения планирования.

     Наиболее  важной целью прикладных типологий регионов является формирование такой региональной политики, в основе которой лежит не политический авантюризм, а объективная социально-экономическая ситуация. В разных странах с этой целью проводится классификация регионов с последующим отбором кризисных территорий для оказания им экономической помощи (в первую очередь финансовой) в рамках региональной политики. В ряде стран, и в первую очередь в Западной Европе, уже накоплен значительный опыт в проведении данных исследований, в России в настоящее время методика подобного отбора регионов является не до конца отработанной, что определяет необходимость проведения дальнейших исследований в этой области.

       Следует остановиться на некоторых  характерных чертах относительно  менее изученных территориальных объектов планирования - субъектов федерации. Как территориальная часть народного хозяйства, как объект экономического управления субъект характеризуется рядом специфических черт. Среди них выделяют следующие: своеобразная и достаточно жесткая форма организации производственной и социально-экономической жизни на территории; автономная самоуправляющаяся система; в границах субъекта локализуется подавляющая часть повседневной жизни людей, значительная часть хозяйственной деятельности. Субъект обладает развитой системой управления, своим социально-экономическим и хозяйственным развитием в лице местных исполнительных и законодательных органов, территориальных хозяйственных и финансовых организаций.

     Из  всего многообразия мнений остановимся  на позициях тех ученых, которые предлагают новую типологию регионов на основе сложившихся тенденций в ходе реформирования России и перехода к рыночной экономике. Так, классификация кризисных территорий, подготовленная в Центре геополитических исследований института географии РАН Бородулиной Н.А., включает 48 показателей уровня жизни, здоровья населения, здравоохранения и состояния природной среды, образования и социальных условий образования. Она может стать основой для разработки специальной программы поддержки регионов как информационная основа региональной политики.

     Научный интерес представляет и классификация  регионов РФ для целей региональной политики, представленная в работах  Б. Лавровского.

     Основной  целью типологии является выявление  кризисных территорий, использовано 3 показателя: уровня жизни - 1 из 10, характеризующие рынок труда - 1 из 7, экономические -1из18.

     Целью представленных классификаций регионов является отбор кризисных территорий для применения к ним в будущем  определенных механизмов региональной политики. При этом следует отметить, авторы классификаций по отбору кризисных территорий используют простую методику, применяемую в региональной политике ЕС, а также более сложные, например факторный анализ 48 показателей в работе Бородулиной. Это позволяет (по мере надобности то оперативно, то углубленно) строить типологии для того, чтобы целенаправленно проводить региональную политику, например выделение субсидий.

     Для целей управления можно выделить несколько экономических типов  регионов РФ, характеризующихся существенными объединяющими их особенностями, проблематикой, структурной спецификой. При этом отмечаются именно экономические особенности, а не различия в государственно-политическом устройстве регионов. Так можно выделить девять типов:

     - регионы, находящиеся в экстремальных природных условиях и не имеющие ценных природных ресурсов;

  • регионы, находящиеся в экстремальных природных условиях и располагающие ценными ресурсами;
  • узкоспециализированные индустриальные районы северной и средней полосы РФ;
  • крупные индустриальные регионы средней полосы РФ;
  • небольшие индустриально-аграрные регионы средней полосы РФ;
  • крупные индустриально-аграрные регионы южной полосы;
  • небольшие окраинные регионы юга РФ с низким уровнем социально-экономического развития;
  • столичные регионы;
  • пограничные регионы с ярко выраженной военной функцией.

     Первый  тип объединяет регионы, находящиеся  в северной и восточной части  Российской Федерации, часто в экстремальных  природно-климатических условиях. Обширные территории, преобладание малых узкоспециализированных городов и поселков, крайне редкое сельское население. Хозяйство в основном представлено малорентабельными отраслями добывающей промышленности, энергетики, цветной металлургии, лесопереработки. Большой удельный вес занимает громоздкая малоэффективная производственная инфраструктура. Низкая социальная обустроенность. Собственная сельскохозяйственная база практически отсутствует или очень незначительна. Крайне обострены экологические проблемы. Велик контингент временного населения. Удобные для проживания районы занимают очень небольшую часть территории.

     В финансовом плане регионы дотационные, база для формирования местных бюджетов недостаточна. Типичные представители - Мурманская и Тюменская области, Якутия.

     Второй  тип - крупные индустриальные области средней полосы и юга Сибири. Выделяются резким преобладанием тяжелой промышленности. Густая сеть крупных и средних городов, индустриальных поселков. Сельское население чрезмерно оттянуто в города, в результате сельское хозяйство потеряло свое былое значение и не играет существенной роли в обеспечении местных потребностей. Остры экологические проблемы. Экономика в целом рентабельна, регионы имеют значительное положительное финансовое сальдо. Социальная обустроенность не ниже среднего показателя. Типичные представители - Свердловская, Кемеровская и Ярославская области.

     Третий  тип - сравнительно небольшие компактные области и автономные республики средней полосы с равномерным  развитием обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Население  устойчиво, развита сеть исторических небольших городов. В хозяйстве значительна доля предприятий и организаций республиканского и местного подчинения. Социальная обустроенность на среднем уровне. Достаточная база формирования местного бюджета. В межтерриториальном разделении труда производство и потребление в целом уравновешиваются. Типичные представители - Тамбовская и Курганская области, Республика Чувашия.

     К четвертому типу относятся крупные  индустриально-аграрные области и  края южной полосы РФ. Сочетание  развитого индустриализированного сельского хозяйства и крупной обрабатывающей промышленности. Крупные разносторонне развитые города сочетаются с устойчивой системой сельского расселения, представленной в основном крупными благоустроенными пунктами. Уровень социальной обустроенности в целом выше среднего. Значительна роль личного подсобного хозяйства. Регионы притягивают население. Серьезные экологические проблемы. Финансовое положение регионов различно. Типичные представители - Краснодарский край, Ростовская и Оренбургская области.

     Естественно, что ряд регионов Российской Федерации  не вписывается четко в эту  схему, охватывающую наиболее распространенные типы; они могут занимать какое-то промежуточное положение, относиться к другим единичным специфическим типам, к числу последних относятся Московский и Петербургский регионы, где области и города федерального подчинения являются самостоятельными равноправными административно-территориальными единицами. Эти регионы практически по всем параметрам характеризуются показателями, существенно превышающими среднероссийский уровень. Это объясняется исключительной концентрацией здесь производственно-технического и научного потенциала и существенным вкладом регионов в народное хозяйство страны, а также определенным исторически сложившимся приоритетом для них в финансовом, материально-техническом и потребительском обеспечении. Для этих регионов характерно обострение ряда экологических, производственных, градостроительных и социально-демографических проблем.

     Негативной  тенденцией территориального развития России является появление большого числа проблемных регионов или территорий с особыми аномалиями, характеризующихся остротой социальных, экономических, экологических проблем. В соответствии с этим им выделены следующие типы регионов:

     -кризисные;

     -отсталые (слаборазвитые);

     -депрессивные;

     -проблемные.

     К кризисным относятся регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных  или техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов (Чечня), экстремальных спадов производства и уровня жизни, вызывающих разрушения накопленного экономического потенциала и огромные размеры вынужденной эмиграции населения.

     Группа  отсталых (слаборазвитых) регионов - это  субъекты Российской Федерации, экономический  потенциал которых в силу объективных и исторических причин в несколько раз ниже среднероссийских показателей, а экономика находится в состоянии длительного застоя и характеризуется малодиверсифицированной структурой промышленности, слаборазвитыми инфраструктурой и социальной сферой. К числу таких регионов относятся ряд республик Северного Кавказа, Республика Алтай и Республика Тыва, большинство автономных округов (за исключением нефтегазодобывающих), некоторые области в различных частях страны. Этим субъектам Российской Федерации государство вынуждено будет помогать еще длительное время.

     Депрессивные  регионы - это территории, которые  в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем  по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

     Отличительными  признаками депрессивных регионов являются:

     - высокий уровень накопленного  научно-технического потенциала;

     - значительная доля промышленности  в структуре экономики; 

     - относительно высокий уровень квалификации кадров.

     Чаще  всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих  причин:

     - снижение конкурентоспособности основной продукции;

     - отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса;

     - истощение минерально-сырьевой базы;

     - структурные сдвиги в экономике страны.

      

     Хотелось бы сказать, что Минфин  отмечает падение налоговых поступлений,  которое привело к тому что  в стране образовались 13 кризисных  районов. Их бюджетные показатели внушают министерству тревогу. Самым проблемным налогом оказался налог на прибыль – в некоторых регионах падение поступлений от него упало на 90%. Во многих случаях страдают регионы-«доноры». Это еще раз говорит, что после прихода кризиса экономика в России стала другой.

         Директор департамента межбюджетных отношений Минфина РФ Лариса Ерошкина рассказала о том, что 13 российских регионов входят в группу кризисных в связи с падением бюджетных доходов.

Информация о работе Общие характеристики и особенности кризисных регионов РФ