Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:43, реферат
Экономическая задача типологизации регионов РФ определяется необходимостью разделения различных субъектов РФ на однородные группы при проведении межрегиональных сопоставлений, либо исследовании экономических процессов на региональном уровне.
В их число входят Татарстан, Ханты-Мансийский округ, Красноярский и Пермский края, Астраханская, Белгородская, Волгоградская, Кемеровская, Курская, Новгородская, Оренбургская, Самарская и Челябинская области.
Хуже всего приходится Челябинской и Кемеровской области. Они больше всего пострадали от падения поступлений от налога на прибыль – на 90 и 88% соответственно.
Лариса Ерошкина привела эти данные на заседании региональной секции сообщества финансистов России, состоявшемся в полпредстве президента в Северо-Западном федеральном округе.
Как добавил заместитель окружного полпреда Евгений Лукьянов, падение поступлений от налога на прибыль отмечают и в Северо-Западном округе. По данным за первые пять месяцев года, они сократились на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Причем наибольшие трудности у регионов-«доноров»: Петербурга, Ленинградской и Вологодской областей и Республики Коми.
Ранее замглава Минфина Сергей Шаталов сообщал, что за пять месяцев 2010 года собираемость налогов в России упала почти на треть – на 32%. При этом Шаталов отметил, что просадка по сборам налогов вызвана тем, что из-за кризиса «экономика стала другой».
В таких условиях Минфин пойдет на то, чтобы увеличить ставки по ряду налогов. Иначе бюджет окажется в сложном положении. Министерство предлагает с 2011 года повысить ставку на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на природный газ.
Кроме того, порядка 50 млрд рублей Минфин думает получить при пересмотре ставок госпошлин, которые не пересматривались с 2000 года и сегодня не очень соответствуют действительности. Еще 10–15 млрд рублей планируется дополнительно получить от индексации акцизов на алкоголь и табак.
Ситуация
действительно достаточно предсказуемая,
потому что речь идет о налоговых поступлениях
в бюджеты. Названные регионы - это как
раз те регионы, которые в докризисное
время в России были преимущественно на
наполнении бюджета из собственных доходов,
а не федеральных дотаций. Именно поэтому
сейчас они оказались в гораздо более
сложном положении, чем те регионы, которые
традиционно относились к так называемым
дотационным территориям, и раньше, и сейчас
преимущественно получая федеральную
помощь.
Что касается объёма падения
налоговых сборов, то здесь сложность
заключалась в том, что руководство этих
регионов предприняло меры для сокращения
своих расходов, и многие инвестиционные
программы были урезаны и т.д. Но было очень
трудно прогнозировать, насколько упадут
налоговые поступления, поскольку падение
производства и его продолжительность
– это сложно прогнозируемые факторы.
Поэтому было трудно рассчитать заранее.
В экспертном сообществе тоже никто не
может дать точных прогнозов.
Поэтому сейчас придётся в большей
степени придерживаться стратегии сокращения
издержек, кроме социальных расходов,
которые, в случае необходимости, будут
гарантированы за счёт федеральных субсидий.
Поэтому первоочередные социальные расходы
пострадать не должны.
Что же касается исправления общей ситуации, то здесь придётся всё-таки в большей степени надеяться на восстановление производства, потому что это всё регионы, где основные промышленные предприятия обеспечивали большую часть поступлений в бюджет. Поэтому именно программы по поддержке производителей будут востребованы.
Кроме того,
будут очень востребованы программы по
борьбе с безработицей, потому что серьёзное
снижение производства – это не только
снижение поступлений в бюджет за счёт
налогов на прибыль, но это кроме того
и рост числа безработных и сокращение
рабочих мест. Поэтому здесь будут нужны
региональные программы по поддержке
людей и по социальным гарантиям с тем,
чтобы не допустить каких-то осложнений
социального плана.
Список
использованной литературы:
Информация о работе Общие характеристики и особенности кризисных регионов РФ