Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 11:13, лекция
Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Экономика – это и совокупность общественных отношений, связанных с производством. Это та или иная производственная система, хозяйство. Это и научная учебная дисциплина, которая изучает хозяйственную жизнь человека, предприятия, общества в целом.
Лекция № 1. Общие понятия экономической теории
1. Предмет, структура, функции и методология экономической теории
Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Экономика – это и совокупность общественных отношений, связанных с производством. Это та или иная производственная система, хозяйство. Это и научная учебная дисциплина, которая изучает хозяйственную жизнь человека, предприятия, общества в целом.
Наиболее общее определение выглядит следующим образом: экономика – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.
Общество – это совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития определенными производственными отношениями, которые влияют на все другие отношения в обществе.
Современная экономика состоит из двух сфер:
1) сфера материального производства (какие-либо товары);
2) непроизводственная сфера (какие-либо услуги).
Материальное производство состоит из производства материальных благ (промышленность, сельское хозяйство, строительство) и производства материальных услуг (транспорт, торговля и т. д.).
Нематериальное производство состоит из производства нематериальных благ (создание духовных ценностей) и производства нематериальных услуг (научное консультирование, здравоохранение, образование и т. п.).
На предмет экономической науки также нет однозначного ответа. Некоторые считают, что экономическая наука – наука о выборе в условиях ограниченности ресурсов. Другие считают, что это наука о богатстве и об экономических законах. Третьи экономисты предметом экономической теории считают анализ рыночного хозяйства, а четвертые видят ее предмет в экономическом поведении людей.
Экономическая теория служит базой для множества других экономических наук, т. е. она изучает основы и общие принципы экономики. Остальные же науки можно считать конкретными экономическими науками. К таким относятся:
1) отраслевые экономические науки, например экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика строительства, экономика труда и т. д.;
2) функциональные экономические науки, например бухгалтерский учет, финансы, статистика и т. д.;
3) экономические науки, связанные с другими науками; экономическая география, экономическая психология и т. д.
В современной экономической теории принято выделять 3 раздела:
1) микроэкономика – часть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической единицы (фирмы, домашнего хозяйства) или сферы частного бизнеса;
2) макроэкономика – часть экономической теории, которая рассматривает экономические вопросы в масштабах страны, при этом общество рассматривается как совокупность фирм и домашних хозяйств;
3) мировая экономика (интерэкономика) изучает экономические отношения в мировом сообществе.
Существует
несколько функций
1) эмпирическая функция – суть ее заключается в том, что все экономические исследования основываются на практическом опыте;
2) теоретическая функция состоит в раскрытии сути экономических законов, явлений и хозяйственных процессов;
3) методологическая
функция предполагает
4) практическая
функция заключается в
5) критическая
функция состоит в раскрытии
сильных и слабых сторон
6) прогностическая
функция предполагает
Исследуя общество и хозяйственные процессы в нем, экономическая теория использует ряд следующих методов:
1) наблюдение
и сбор информации (целенаправленное
отслеживание объекта и
2) метод научной абстракции (абстрагирование), который позволяет формулировать те или иные отвлеченные понятия (абстракции);
3) метод анализа и синтеза:
а) при анализе
исследуемое явление или
б) при синтезе, наоборот, происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое и изучается уже их взаимодействие;
4) метод индукции и дедукции:
а) индукция – это движение от частных фактов к общему выводу;
б) дедукция – это движение мысли от общего к частному;
5) системный комплексный подход – вся экономика состоит из множества больших и малых систем, а также сама является элементом более сложной системы;
6) метод единства
исторического и логического
подхода – экономическая
7) экономический
эксперимент предполагает
8) моделирование
или построение экономической
модели; экономическая модель –
это упрощенное описание
9) графические (с помощью различных схем, диаграмм, графиков и т. д.);
10) расчетно-аналитические;
11) статистические и др.
2. Производство и экономика
Для удовлетворения своих потребностей человеку и обществу в целом необходимо производить товары и прочие блага, т. е. необходим процесс производства. Производство (наиболее обобщенно) – это сфера непосредственного создания ценностей. Производство предполагает функционирование в каждом обществе определенных производительных сил, которые включают в себя ряд элементов и факторов. В период развития человечества главными факторами производства остаются рабочая сила и средства производства. К рабочей силе можно отнести человеческий фактор, а к средствам производства – материальный фактор.
Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность его умственных и физических сил, которые применяются в производстве. С развитием общества постоянно меняются, развиваются и совершенствуются производительные силы. К ставшим уже традиционными рабочей силе и средствам производства добавляются новые факторы производства, например экология, наука, информация, технология и т. д. Реализация рабочей силы происходит в процессе труда, поэтому понятия «рабочая сила» и «труд» отождествляются. Труд – это целенаправленная деятельность людей по созданию жизненных благ. Важнейшим его показателем является производительность труда (результат). Она измеряется:
1) количеством продукции в единицу времени;
2) количеством времени на единицу продукции.
Благодаря повышению производительности труда трудовые ресурсы удешевляют производство, и растет богатство общества.
Существуют факторы, которые влияют на уровень производительности труда:
1) уровень квалификации, образованности, профессионализма работников, занятых на производстве;
2) степень заинтересованности производителей в результатах своего труда;
3) уровень развития
науки и техники и их
4) степень эффективности
использования ресурсов
5) интенсивность (напряженность или скорость) труда;
6) природные условия (ресурсы, почва, климат); живой труд – непосредственный труд людей, занятых на производстве, вытесняется работой машин, созданных прошлым человеческим трудом; доля прошлого труда увеличивается, а доля живого труда, наоборот, снижается.
В новых условиях роль работника в производстве принципиально меняется. Он перестает быть исполнителем и становится главным звеном в технологическом процессе. Это обусловливает потребность в работнике нового типа, которого отличают высокая и всесторонняя образованность, компетентность, самостоятельное и творческое мышление, активность и ответственность в действиях.
Основные пути формирования работника нового типа:
1) разносторонняя
образовательная и
2) интеллектуализация
труда – проявляется в том,
что труд приобретает
3) гуманизация
труда – это «очеловечивание»
производства; его подстройка к
запросам работников
4) демократизация
производства – осуществляется
через участие работников в
акционерном капитале
Свою способность
к труду человек может
Средства производства состоят из средств труда и предметов труда. Средства труда – это предметы, с помощью которых человек создает необходимые блага (например, машины, инструменты, оборудование, здания, сооружения, транспорт). Предметы труда – это предметы, на которые человек воздействует в процессе производства и которые составляют материальную основу будущего продукта (например, дерево, металл, сырье и другие материалы).
По происхождению средства производства делятся на два вида:
1) природные ресурсы – те, которые созданы самой природой (земля, леса, водные ресурсы);
2) произведенные ресурсы – предметы, созданные или обработанные человеком и предназначенные для дальнейшего использования их в производстве (инструменты, машины, оборудование, здания, сооружения, сырье и т. д.).
Необходимо выделять три уровня производства:
1) труд индивидуального работника;
2) производство на микроуровне (фирме, предприятии);
3) производство
на макроуровне (в рамках
Для того чтобы
произведенный товар нашел
Производство – это этап непосредственного создания товаров и услуг. Эта фаза играет наиболее важную роль.
Распределение – это этап, на котором распределяются итоги производства (результаты общественного труда), а также распределяются необходимые ресурсы для возобновления производства.
Обмен – это этап, на котором происходит обмен деятельностью между людьми и обмен продуктами труда.
Потребление – это этап, на котором произведенный продукт используется для удовлетворения потребности человека. Это заключительная фаза воспроизводства.
Но ни одна из фаз воспроизводства не может существовать отдельно, они тесно связаны между собой.
Воспроизводство бывает двух видов:
1) экстенсивное – в производство вовлекаются дополнительные природные и трудовые ресурсы, при этом техническая основа производства остается без изменения (изменение количества, а не качества);
2) интенсивное – предполагает совершенствование технологий производства, оборудования, что приводит к повышению производительности труда (изменение качества, а не количества).
Для эффективного
развития экономике страны необходимо
перейти на интенсивный тип
Различают две формы воспроизводства:
1) индивидуальное воспроизводство – в масштабе фирмы или отдельного домашнего хозяйства;
2) общественное воспроизводство – в масштабах страны, национальной экономики в целом, что предполагает образование фондов:
а) фонд возмещения – обеспечивает возобновление средств, потраченных в процессе создания продукта (заработная плата работников, средства на покупку сырья, обновление технологического оборудования и т. п.);
б) фонд накопления – обеспечивает организацию процесса воспроизводства, образование страховых запасов и резервов страны;
в) фонд потребления – обеспечивает удовлетворение потребностей всех членов общества.
Следует различать 2 типа воспроизводства:
1) простое воспроизводство. Суть данного типа воспроизводства состоит в том, что в течение года произведенный продукт (а точнее его размер и качество), остается неизменным. При этом вся полученная выгода (прибавочный продукт) идет на личное потребление;
2) расширенное воспроизводство. Суть этого типа воспроизводства состоит в том, что в течение отчетного периода произведенный продукт меняется, т. е. меняется его размер и качество. Источником расширенного воспроизводства является прибавочный продукт. При этом прибавочный продукт распадается на фонд потребления (данный фонд используется для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека) и на фонд накопления (используется для расширения производства и создания резервов и запасов).