Обязательный аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:04, реферат

Описание работы

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудите 2008 г.) определяет аудит как независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Аудит может классифицироваться по различным основаниям. Так, по отношению к требованиям законодательства выделяют обязательный и инициативный аудит.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы понятия обязательного аудита
2. Практический аспект использования обязательного аудита в финансовой системе РФ
3. Проблематика в сфере обязательного аудита и пути ее решения
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Обязательный аудит.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Необходимость установления специальной ответственности именно за непроведение обязательной аудиторской проверки базируется и на правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 1 апреля 2003 г. N 4-П: "Обязательный аудит как завершающая стадия в системе официального бухгалтерского учета представляет собой независимый официальный контроль (надзор) за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности. Хотя выбор аудиторской организации и оплата оказываемых ею услуг осуществляются на коммерческой основе в рамках гражданско-правового договора, т.е. опосредуются частноправовой формой, по своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенного круга лиц и государства, т.е. в общественном интересе. Отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер. Осуществляющая ее аудиторская организация действует официально в качестве независимой контрольно-ревизионной (надзорной) инстанции в силу закона по уполномочию государства; проведение обязательного аудита не подразумевает инициативу аудируемого лица, а является его обязанностью, обременением публично-правового характера. Аудиторское заключение, составленное по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента; без него отчетность не может быть принята, а пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе государственные налоговые органы, не вправе считать ее достоверной".

Перечень организаций, обязанных привлекать аудитора для проведения обязательной аудиторской проверки, в целом коррелятивен списку организаций, бухгалтерская отчетность которых является публичной. Полагаю, что в силу публичной значимости обязательного аудита, в процессе реформирования законодательства о бухгалтерском учете, эти перечни должны стать тождественными.

Рассмотрев  установленные законодательством  критерии для обязательных аудиторских  проверок, обратимся к условиям их проведения.

Обязательный  аудит проводится ежегодно.

Закон об аудите 2008 г. предусматривает ограничения для проведения обязательных аудиторских проверок индивидуальными аудиторами. Так, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Отметим, что  Закон об аудите 2001 г. содержал абсолютный запрет для индивидуальных аудиторов  на проведение обязательных аудиторских проверок. Конституционность соответствующей статьи Закона об аудите 2001 г. была подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. N 4-П. Полагаю, что приведенное в данном Постановлении Конституционного Суда РФ обоснование актуально и в настоящее время, поскольку позволяет подтвердить конституционность установленного Законом об аудите 2008 г. ограничения для индивидуальных аудиторов: "...исходя из того, что проведение обязательного аудита направлено на защиту публичных интересов и на обеспечение достоверности официального бухгалтерского учета, т.е. относится к финансовому регулированию и имеет публично-правовой характер, федеральный законодатель определяет и организационно-правовую форму деятельности независимых аудиторов, осуществляющих обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя".

Заключение

Нужно обратить внимание на то, что утвержденный Законом  об аудите 2008 г. перечень случаев проведения обязательного аудита аудиторскими организациями является исчерпывающим. Однако анализ действующего законодательства показывает, что иными законодательными актами установлены требования проведения аудита аудиторскими организациями, выходящие за пределы перечня Закона об аудите 2008 г. Такое требование предусмотрено, например, применительно к бухгалтерской (финансовой) отчетности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.

Безусловно, деятельность организаций, в отношении которых предусмотрено проведение аудита аудиторскими организациями, социально значима, многим из них делегированы функции государственного управления. Как отмечено в литературе, обязанность проводить ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена для тех организаций, в отношении отчетности которых требуется повышенная гарантия ее достоверности9.

 

Список  использованной литературы

 

  1. ФЗ от 30.12.2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
  2. СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3422
  3. СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.
  4. СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3434.
  5. СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15.
  6.     Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: Изд-во «дело и сервис», 2008. – 464 с.
  7. Андреев В.Д. Практический аудит (справочное пособие). – М.: Экономистъ, 2010. – 366 с.
  8. Аудиторская деятельность: организационные основы, стандарты. – М.: ИКФ Омега-Л, 2009. – 432 с.
  9. Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. -М., 2005.- 250 с.
  10. Вайтман Е.В. Есть ли санкции за непроведение обязательного аудита? // Российский налоговый курьер. -2009. -N 23.

1 СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 15. Действует с изменениями от 1 июля 2010 г.

2 СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3434. Действует с изменениями от 1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 июня, 8 ноября 2008 г., 17 июля, 27 декабря 2009 г., 5 апреля 2010 г.

3 СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369. С изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября 2006 г., 23 ноября 2009 г., 8 мая 2010 г.

4 Постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной" // СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1416.

5 СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3422. С изменениями от 14 и 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г., 2 февраля и 3 ноября 2006 г.

6 СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251. Действует с изменениями от 27 февраля 2003 г., 9 мая, 18 июня, 18 июля, 26, 31 декабря 2005 г., 5 января, 17 апреля, 27 июля, 19 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 10 мая, 24 июля, 8 ноября 2007 г., 13 мая, 22, 23, 24 июля 2008 г., 7 мая 2009 г., 31 мая 2010 г.

7 Данные размещены на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http://www.minfin.ru)

8 Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М., 2005. С. 174.

9 Вайтман Е.В. Есть ли санкции за непроведение обязательного аудита? // Российский налоговый курьер. 2009. N 23.

 


Информация о работе Обязательный аудит