Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 11:12, реферат
По прогнозам, российский рынок кондитерских изделий к 2010 году вырастет на 15% по сравнению с 2002 годом. В 2002 году объем российского рынка кондитерских изделий составил 1,576 млн тонн, из них 732 тысячи тонн пришлось на бисквиты, 423 тысячи тонн - на продукцию из сахара и 421 тысяча тонн - на шоколад.
По оценкам экспертов, сейчас российский кондитерский рынок является вторым в мире по емкости после рынка Соединенных Штатов.
Вместе с тем потребление на душу населения в России ниже, чем в других странах. Если в Великобритании на одного человека приходится 10,2 килограмма шоколада в год, в Германии - 7,8 килограмма, в США - 4,5 килограмма, то в России - всего 2,5 килограмма.
Обзор кондитерского рынка России.
По прогнозам, российский рынок кондитерских изделий к 2010 году вырастет на 15% по сравнению с 2002 годом. В 2002 году объем российского рынка кондитерских изделий составил 1,576 млн тонн, из них 732 тысячи тонн пришлось на бисквиты, 423 тысячи тонн - на продукцию из сахара и 421 тысяча тонн - на шоколад.
По оценкам экспертов, сейчас российский
кондитерский рынок является вторым в
мире по емкости после рынка Соединенных
Штатов.
Вместе с тем потребление на душу населения
в России ниже, чем в других странах. Если
в Великобритании на одного человека приходится
10,2 килограмма шоколада в год, в Германии
- 7,8 килограмма, в США - 4,5 килограмма, то
в России - всего 2,5 килограмма.
Потребление всех кондитерских изделий
в стране снизилось с 9,5 килограмма на
человека в 1998 году до 6,5 килограмма в настоящее
время. Это связано с появлением на рынке
ряда продуктов параллельного спроса,
таких как чипсы, орешки, сухарики.
На российском кондитерском рынке отмечаются самые низкие цены в мире, что не совсем устраивает западных инвесторов. Вместе с тем, россияне тратят на сладости 2,5-3% средств, что значительно больше, чем в других странах.
Что касается российского рынка печенья, то его можно разделить на две части – развесной и фасованной продукции, которая сильно различается как по цене, так и по структуре. В период 2002–2004 годов в подсегменте развесного печенья было отмечено, хоть и незначительное, но стабильное увеличение числа потребителей. К первому полугодию 2004 года доля потребителей развесного печенья составляла около 75% от числа всех российских домохозяйств, в то время как аналогичный показатель для подсегмента упакованного печенья был равен 40%. Если говорить о видах печенья, то около 45% потребителей этой продукции отдают предпочтение сахарному или песочному.
Всем известно, что вафли – продукт, давно присутствующий на российском рынке, они пользуются значительно меньшим спросом, чем печенье: в первом полугодии 2004 года их потребляли только 25,4% россиян.
ПЕЧЕНЬЕ:
Популярность развесного печенья вполне объяснима, – производители этой разновидности мучных кондитерских изделий постоянно расширяют ассортимент, предлагая россиянам все более интересные рецептурные решения. К тому же цена на различные виды развесного печенья может варьироваться чрезвычайно широко, благодаря чему представители практически всех социальных слоев населения могут его купить. Таким образом, развесное печенье – более доступный и, следовательно, более востребованный продукт, чем упакованное. Кроме того, преимущество развесной продукции перед упакованной состоит в возможности увидеть товар, что для многих потребителей часто оказывается стимулом к совершению покупки.
Среди печенья в упаковке наиболее известна
и потребляема продукция ОАО «Кондитерская
фабрика «Большевик» (Москва), в частности
под торговой маркой «Юбилейное». Причина
популярности печенья этого брэнда объяснима
– большинству россиян оно знакомо с детства.
К тому же оно является «классическим»,
а 51% потребителей предпочитают печенье
без глазури, 34% – без каких-либо вкусовых
добавок или ароматизаторов.
Второе место по уровню знания и потребления
занимает печенье марки «Причуда», этого
же производителя. Положение данного брэнда
обусловлено тем, что покрытое шоколадной
глазурью печенье, к которому и относится
«Причуда», предпочитает около 36% от числа
всех потребителей. Марка «К чаю» фабрики
«Большевик» занимает третье место, хотя
не исключено, что, называя данную марку,
респонденты могут не делать различий
в производителях. В целом продукция КФ
«Большевик» пользуется спросом у 73% потребителей
упакованного печенья.
В то же время, если говорить о наименованиях печенья безотносительно производителей, то второе место в рейтинге потребления принадлежит овсяному печенью – его предпочитают более 27% потребителей, тогда как «Причуду» выбирают около 23% респондентов. Следует отметить и тот факт, что локальные марки печенья уступают место общероссийским, однако назвать рынок печенья развитым было бы преувеличением. А вот брэнд «Причуда» можно назвать примером успешного продвижения марки на рынке.
ВАФЛИ:
Что касается сегмента вафель, то в нем представлена самая разнообразная продукция: вафли в шоколадной глазури, в обсыпке широчайшего вкусового ассортимента. Однако при всем богатстве выбора больше половины потребителей этой продукции – около 55% – предпочитают обычные вафли, не покрытые шоколадом и без обсыпки. Самым популярным вкусом является шоколад – такие вафли пользуются спросом у 42% потребителей. В то же время количество брэндов в сегменте вафель не очень велико, и большинство марок известно отечественным потребителям со времен Советского Союза, как, например, «Артек» и «Рот-Фронт». Именно эти брэнды лидируют в рейтингах знания и потребления. Кроме того, на рынке вафель в каждом конкретном регионе первые позиции держат местные марки, неизвестные за пределами региона.
И рынок печенья, и рынок вафель едва ли можно назвать насыщенными, возможности для создания и новых марок, и даже новых категорий продуктов в этих сегментах практически безграничны. Но, к сожалению, пока эти виды кондитерских изделий остаются вне сферы внимания крупных производителей других мучных кондитерских изделий.
ИМПОРТ
Как известно, уже после кризиса 1998 года ведущие иностранные производители с целью снижения себестоимости продукции были вынуждены организовать собственные производства на территории России. Именно это позволило таким компаниям, как Nestle и Kraft Foods, завоевать прочные позиции на российском рынке. Однако, несмотря на это, импортные поступления кондитерских изделий в Россию из-за рубежа продолжают неуклонно увеличиваться. За период с 2002 по 2004 годы объем рынка вырос на 55% и достиг $419 млн. в денежном выражении и 372 тысячи тонн в натуральном.
Что касается предпочтений россиян по видам импортных кондитерских изделий, то наибольшим спросом пользуется шоколад и шоколадные конфеты. На долю этой категории приходится 37,6% всех импортированных в Россию в 2004 году сладостей. На втором месте по популярности находятся джемы, желе и мармелады с долей рынка 21%. Тройку популярных импортных продуктов замыкает карамель - ей принадлежит 12,7% рынка. Именно эти продукты оказали влияние на рост рынка в целом.
Наиболее динамично развивающимися на протяжении последних трех лет в импорте кондитерских изделий следует признать сегменты сладких паст и масс, а также фруктов и орехов, консервированных с помощью сахара. Объемы поступлений такой продукции в денежном выражении за рассматриваемый период выросли более чем в 3 раза. Однако пока эти позиции не оказывают сколько-нибудь существенного влияния на рынок, так как суммарная доля их чрезвычайно низка - в 2004 году она составила лишь 0,6%.
Что касается страновой структуры импорта, то основными конкурентами российских производителей остаются кондитеры Украины, Польши и Германии. На долю этих трех стран приходится 63,8% всего потока поступающих в Россию кондитерских изделий. Закономерно, что темпы роста объемов поступлений товаров из этих государств определяют рост объемов внешнеторгового рынка в целом.
Поставки из Украины остаются наиболее
значимыми на внешнеторговом кондитерском
рынке России. Сейчас на долю украинских
производителей приходится 41% от общего
потока кондитерских изделий. Что касается
структуры украинского импорта, то 37% всех
поставок составляют шоколадные изделия,
28% - карамель. Позициям "Печенье"
и "Вареные конфеты" принадлежит
соответственно 12 и 9% товаропотока из
этой страны.
Более 30 украинских производителей специализируются
на поставке шоколада и шоколадных конфет
на российский рынок. Крупнейшими игроками
выступают такие компании, как ЗАО "А.В.К"
- на его долю приходится более 10% всего
импортируемого в Россию шоколада и 24%
потока шоколадных изделий Украины, и
ОАО "Винницкая кондитерская фабрика"
- 8,8% рынка импортного шоколада. Ассортимент
поставляемых ими в Россию шоколадных
изделий очень обширен и включает в себя
шоколад в плитках, шоколадные батончики
с начинкой, весовые и фасованные в коробки
конфеты целого ряда наименований.
Украина издавна была ведущим поставщиком на российский кондитерский рынок продукции нижнего ценового сегмента, тогда как производство более качественной, а значит, и дорогой продукции оставалось привилегией российских компаний. Сейчас эксперты говорят о переориентации кондитерской промышленности Украины. Тенденция подтверждается повышением цены на продукцию из этой страны в среднем на 39% за последние три года.
Второе
место по объему импортируемых в Россию
сладостей по праву принадлежит Польше.
По итогам 2004 года, на ее долю пришлось
15,8% рынка импортных кондитерских изделий.
За последние три года объем поставок
из этой страны вырос на 65,6% и в прошедшем
году превысил $66 млн. Основным товаром,
поставляемым на российский рынок польскими
кондитерами, являются джемы - на их долю
в 2004 году пришлось около 48% всего потока
польских сладостей. В товарной структуре
импорта за последние три года произошли
некоторые изменения. В частности, следует
отметить значительный рост поставок
шоколадных изделий при одновременном
снижении экспорта мучных, что ранее было
нехарактерно для этой страны.
Ведущими польскими производителями,
работающими на российском рынке, являются
компания Ferrero Polska Sp. z o.o., экспортирующая
шоколадные конфеты Rafaello, шоколадные яйца
Kinder Surprise и пасту Nutella, и фирма Zentis Polska,
поставляющая в Россию ингредиенты для
творожков и йогуртов, в частности, джемы
и фруктовые пюре. На их долю приходится,
соответственно, 27,2 и 25,4% всего объема
импортированных польских сладостей.
Третье место среди стран, поставляющих кондитерские изделия в Россию, занимает Германия. В 2004 году 7% импортированных кондитерских изделий были выпущены именно в этой стране. В структуре товаропотоков из Германии тоже не обошлось без серьезных изменений. В частности, за три года поставки шоколадных изделий выросли более чем в 2 раза и достигли объема в $21,1 млн. Таким образом, сейчас на их долю приходится 72,2% всех кондитерских изделий, ввезенных в Россию из Германии. Среди немецких производителей лидерами продаж в России являются компания Alfred Ritter GmbH & Co., выпускающая шоколад марки Ritter Sport, - на ее долю приходится более 28% сладостей, ввозимых из Германии, и немецкое отделение компании Ferrero, контролирующее 27,4% сегмента. Ferrero на российский рынок поставляет конфеты с одноименным названием и шоколадные изделия марки Kinder.