Оценка эффективности рынка совершенной конкуренции по сравнению с другими типами рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:15, контрольная работа

Описание работы

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:
Как степень состязательности на рынке;
Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;
Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка

Содержание работы

Введение. 4
1. Теоретическая часть. Оценка эффективности рынка совершенной конкуренции по сравнению с другими типами рынка. 6
2. Практическая часть. Задача. 9
Заключение. 10
Список использованных источников. 11

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 36.83 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет»

Ивановский филиал

 

 

Кафедра Финансов, кредита и мировой экономики

Учебная дисциплина: Микроэкономика

Тема

«оценка эффективности рынка совершенной  конкуренции по сравнению с другими  типами рынка» 

 

 

 

Выполнил:

студент (ка) ___1____ курса

                                                                                                               _заочной____ формы обучения

по направлению подготовки  «Экономика»  
по профилю «Финансы и кредит»

Никитова  Е. О

 

Проверил:

                                                                                                                                  доц. Шевченко А. В

 

                                           Иваново 2012

 

 

Оглавление.

Задание. 3

Введение. 4

1. Теоретическая часть. Оценка эффективности рынка совершенной конкуренции по сравнению с другими типами рынка. 6

2. Практическая часть. Задача. 9

Заключение. 10

Список использованных источников. 11

 

 

Задание.

      

1. Теоретическая  часть.

Оценка эффективности  рынка совершенной конкуренции  по сравнению с другими типами рынка.

2. Практическая часть.

Марина заплатила 6 тыс. руб. за обучение на курсах парикмахеров, при этом она планирует работать в этом качестве 4 года. Ставка процента равна 15%. На какую величину должна увеличиться годовая заработная плата Марины, чтобы ее затраты окупились?

 

Введение.

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

С экономической точки  зрения, конкуренция рассматривается  в 3 основных аспектах:

  • Как степень состязательности на рынке;
  • Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;
  • Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:

    • отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;
    • отсутствие ограничений на количество участников рынка;
    • однородность одноименных представленных продуктов на рынке;
    • свободные цены;
    • отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим.

Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку  совершенной конкуренции, может  служить сельское хозяйство.

Несовершенная конкуренция. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной  конкуренции являются:

    • демпинговые цены;
    • создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров;
    • ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам);
    • использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации;
    • распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров;
    • замалчивание важной для потребителя информации.

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Модель монополии:

    • единственный продавец;
    • отсутствие близких продуктов-заменителей;
    • диктуемая цена.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической  конкуренцией характерно следующее:

    • товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;
    • на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;
    • продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;
    • на рынке есть условия для входа и выхода

Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.

1. Теоретическая часть. Оценка эффективности рынка совершенной конкуренции по сравнению с другими типами рынка.

Проведем сравнительный  анализ рынков монополии и совершенной  конкуренции. Данные типы рынков диаметрально противоположны.

Совершенная конкуренция  совершенна в том смысле, что при  такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.

Монополией в экономической  теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции. Модель монополии, как и модель совершенной конкуренции, основана на ряде допущений.

На рынке совершенной  конкуренции существует свобода  входа и выхода. Все продавцы и  покупатели обладают полной свободой входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее (ухода с рынка). Это значит, что предприятия вольны начать производство данной продукции, продолжить или прекратить его, если сочтут это целесообразным. С другой стороны, никто не обязан оставаться в отрасли, если это не соответствует его желаниям. Отсутствует государственное вмешательство в организацию рынка (селективные субсидии и налоговые льготы, квоты и другие формы рационирования спроса и предложения). Субъекты рынка (покупатели, продавцы, владельцы факторов производства) обладают совершенным знанием всех параметров рынка. Информация распространяется среди них мгновенно и ничего им не стоит.

Монополия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и разнообразны. Среди них:

    • наличие у предприятия-монополиста патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;
    • существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров;
    • контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;
    • наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль;
    • высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять множество локальных монополистов.

Кроме того, и само предприятие-монополист может проводить такую политику цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов.

Вторым условием существования  монополии является отсутствие совершенных  заменителей. Предприятие-монополист может выпускать однородную или  дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов. Конечно, все потребительские товары являются взаимозаменяемыми в том смысле, что все они конкурируют или соперничают за деньги покупателей. Однако если товары, выпускаемые совершенно конкурентным предприятием, имеют совершенные субституты, производимые другими предприятиями той же отрасли, то субституты товаров, производимых монополистом, менее чем совершенны. Иначе говоря, перекрестная эластичность спроса между продуктами монополиста и любым другим товаром либо равна нулю, либо пренебрежимо мала. Противоположная ситуация наблюдается на рынке совершенной конкуренции: все единицы ее товара абсолютно одинаковы в представлении покупателей и у них нет возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица. В терминах это значит, что продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму прямой. Совокупность всех предприятий, производящих какой-то однородный продукт, образует отрасль. Примером однородного продукта могут быть обыкновенные акции определенной корпорации, обращающиеся на вторичном фондовом рынке. Каждая из них совершенно идентична любой другой, и покупателю нет дела до того, кем именно продается та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной. Фондовый рынок, на котором обращаются акции множества корпораций, можно рассматривать как совокупность многих рынков таких однородных товаров. Однородными являются также стандартизированные товары, продающиеся обычно на специализированных товарных биржах. Это, как правило, различные виды сырьевых товаров (хлопок, кофе, пшеница, нефть определенных сортов) или полуфабрикаты (сталь, золото, алюминий в слитках и т. п.). Не является однородной продукция, хотя и одинаковая, производители (или поставщики) которой могут быть легко распознаны покупателями по производственной ими торговой марке (аспирин, ацетилсалициловая кислота), фирменному знаку или другим характеристичным особенностям, если покупатели придают им, конечно, существенное значение. Таким образом, анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным. Совершенная взаимозаменяемость однородной продукции разных предприятий означает, что перекрестная эластичность спроса на нее по цене для любой пары предприятий-производителей близка к бесконечности.

Третьим параметром, на основании  которого можно провести сравнительный  анализ является степень информированности  субъектов рынка. И покупатели, и  единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ, других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности имеет для монополиста едва ли не большее значение, чем для совершенно конкурентного предприятия. Последний, как мы знаем, является ценополучателем, а значит, ему вовсе не обязательно знать отраслевую или рыночную кривую спроса. Для него рыночная цена является экзогенным параметром, а его индивидуальная кривая спроса представляется прямой, параллельной оси выпуска. Чтобы максимизировать при данной рыночной цене свою прибыль, ему достаточно лишь знать свою функцию затрат. Другое дело предприятие-монополист, кривая спроса на продукцию которого является и кривой спроса отрасли. Следовательно, манипулируя в целях максимизации прибыли объемом выпуска или уровнем цены, монополист должен знать кривую спроса на свою продукцию, т. е. все возможные соотношения между ценами спроса и его объемами. Более того, в некоторых ситуациях, например при осуществлении монополистом ценовой дискриминации, ему нужно знать и функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка. Очевидно, что допущение о совершенной информированности субъектов рынка в случае монополии не более реалистично, чем при совершенной конкуренции, и мы увидим, что предприятия, обладающие в той или иной степени монопольной властью, при недостаточной информированности о кривых спроса обычно пользуются при установлении цен некоторыми эмпирическими правилами.

Все перечисленное дает основания  утверждать, что рынок совершенной  конкуренции и монополии являются диаметрально противоположными структурами.

2. Практическая часть. Задача.

Марина заплатила 6 тыс. руб. за обучение на курсах парикмахеров, при этом она планирует работать в этом качестве 4 года. Ставка процента равна 15%. На какую величину должна увеличиться годовая заработная плата Марины, чтобы ее затраты окупились?

Для нахождения решения за основу берем формулу сложной процентной ставки:

FV = PV * (1 + i)n

Эту формулу мы будем использовать для составления другой формулы. Мы затраты  (З) приравняем к сумме  дисконтированных зарплат (ЗП) за каждый год и получаем:

З = ЗП/(1 + П) + ЗП/(1 + П)2 + ЗП/(1 + П)3 + ЗП/(1 + П)4;

З = 6 т. р.

П = 15% = 0,15

ЗП (х) = ?

Вычисляем.

6=x/(1+0.15)+x/(1+0.15)2+x/(1+0.15)3+x/(1+0.15)4;

Информация о работе Оценка эффективности рынка совершенной конкуренции по сравнению с другими типами рынка