Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:06, доклад
Перспективы работы информационно-консультационной службы напрямую связны с выстраиванием экономических механизмов взаимодействия ее с товаропроизводителями и иными партнерами. Анализ развития рынков продовольствия и сельскохозяйственного сырья в целом и его отдельных сегментов исходя из динамики последних лет выявил рост необходимых затрат сельскохозяйственных предприятий на информационно-консультационное обеспечение.
Применение комплексного подхода предполагает соотнесение планируемых доходов от реализации услуг центра с экономическими и рыночными выгодами предприятий аграрного сектора района, зоны, области в целом.
Специфика информационной сферы, как экономического механизма, заставляет сомневаться в возможности ее описания с помощью классических замкнутых экономических моделей типа модели межотраслевого баланса. Но эти особенности не исключают нелинейных макроэкономических моделей, основанных на понятии производственной функции. Существует возможность использования модифицированного закона Кобба-Дугласа. Согласно этому закону, достичь экономического эффекта можно не только за счет повышения фондовооруженности трудовых ресурсов, занятых в народном хозяйстве, но и за счет повышения его «информированности». Однако данная методика имеет больше научно-теоретический интерес, нежели практический.
Использование количественных характеристик при расчете эффективности в условиях переходной экономики затруднительно, в связи с тем, что эффект может проявляться не сразу и не в явном виде. Кроме того, пока не существует методик, позволяющих в достаточной степени достоверно определять эти показатели.
Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве призвана обеспечить доведение результатов научных исследований до уровня практического совета – научно-технической информации, которая, при содействии работников этой службы попадает к конечному пользователю – сельскохозяйственному производителю и обеспечивает при правильном ее применении получение эффекта. Исследования показали, что окупаемость инвестиций в консультационную службу самая высокая из вложений в аграрный сектор и намного превышает уровень 10...15%, что делает ее привлекательной для коммерческих структур.
Важным вопросом является определение критерия эффективности сельскохозяйственной информационно-консультационной службы. Его поиск не может быть сведен к выбору одного из уже известных показателей эффективности (прибыль, рентабельность и др.). Предлагается использовать признанный многими учеными следующий порядок определения критерия эффективности:
- по результатам анализа
информационно-
- проверяется гипотеза, что при наличии этих факторов сельскохозяйственная информационно-консультационная служба страны эффективна, а при отсутствии хотя бы некоторых из них может быть признана таковой;
- выявленные факторы
принимаются в качестве
По результатам анализа Кооперативной службы внедрения в США – VS Cooperative Extension Service (CES), Службы внедрения в Голландии и других выявлены факторы, в наибольшей степени влияющие на эффективность сельскохозяйственной информационно-консультационной службы:
Все перечисленные факторы были выявлены в хорошо работающих системах сельскохозяйственных знаний, внесших значительный вклад в развитие сельского хозяйства своих стран. В то же время они, как правило, отсутствуют в странах, где служба внедрения и система сельскохозяйственных знаний развиты слабо. Эти факторы могут быть использованы в качестве критериев эффективности информационно-консультационной службы.
Однако эти критерии можно использовать лишь для определения эффективности национальной информационно-консультационной системы. Практическое их использование на региональном и районном уровнях затруднительно. Здесь целесообразно использовать систему мониторинговых оценок.
Приведем пример расчета экономического эффекта создания и работы проектируемой ИКС.
Оценка количества постоянных клиентов по информационно-аналитическому обеспечению, бизнес-планированию, маркетинговому планированию и исследованиям проводилась по результатам анкетных опросов и собеседований руководителей сельхозпредприятий, а также согласно отчету ВИАПИ "Анализ эффективности службы рыночной информации, созданной в рамках проекта АРИС".
Список использованной литературы
Информация о работе Оценка экономической эффективности деятельности ИКС