Оценка экономической эффективности деятельности ИКС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:06, доклад

Описание работы

Перспективы работы информационно-консультационной службы напрямую связны с выстраиванием экономических механизмов взаимодействия ее с товаропроизводителями и иными партнерами. Анализ развития рынков продовольствия и сельскохозяйственного сырья в целом и его отдельных сегментов исходя из динамики последних лет выявил рост необходимых затрат сельскохозяйственных предприятий на информационно-консультационное обеспечение.
Применение комплексного подхода предполагает соотнесение планируемых доходов от реализации услуг центра с экономическими и рыночными выгодами предприятий аграрного сектора района, зоны, области в целом.

Файлы: 1 файл

реферат 2.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 

Специфика информационной сферы, как  экономического механизма, заставляет сомневаться в возможности ее описания с помощью классических замкнутых экономических моделей типа модели межотраслевого баланса. Но эти особенности не исключают нелинейных макроэкономических моделей,  основанных на понятии производственной функции. Существует возможность использования модифицированного закона Кобба-Дугласа.  Согласно этому закону, достичь экономического эффекта можно не только за счет повышения фондовооруженности трудовых ресурсов, занятых в народном хозяйстве, но и за счет повышения его «информированности». Однако данная методика имеет больше научно-теоретический интерес, нежели практический.

Использование количественных характеристик  при расчете эффективности в условиях переходной экономики затруднительно, в связи с тем, что эффект может проявляться не сразу и не в явном виде.  Кроме того, пока не существует методик, позволяющих в достаточной степени достоверно определять эти показатели.

Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве призвана обеспечить доведение результатов научных исследований до уровня практического совета – научно-технической информации, которая, при содействии работников этой службы попадает к конечному пользователю – сельскохозяйственному производителю и обеспечивает при правильном ее применении получение эффекта. Исследования показали, что окупаемость инвестиций в консультационную службу самая высокая из вложений в аграрный сектор и намного превышает уровень 10...15%, что делает ее привлекательной для коммерческих структур.

Важным вопросом является определение критерия эффективности  сельскохозяйственной информационно-консультационной службы. Его поиск не может быть сведен к выбору одного из уже известных показателей эффективности (прибыль, рентабельность и др.). Предлагается использовать признанный многими учеными следующий порядок определения критерия эффективности:

- по результатам анализа  информационно-консультационных служб  в тех странах, где они внесли  значительный вклад в развитие  сельского хозяйства (США, Голландия), определяются факторы, обеспечившие  их успешную деятельность;

- проверяется гипотеза, что при наличии этих факторов сельскохозяйственная информационно-консультационная служба страны эффективна, а при отсутствии хотя бы некоторых из них может быть признана таковой;

- выявленные факторы  принимаются в качестве критериев  эффективности сельскохозяйственной информационно-консультационной службы.

 По результатам  анализа Кооперативной службы  внедрения в США – VS Cooperative Extension Service (CES), Службы внедрения в Голландии и других выявлены факторы, в наибольшей степени влияющие на эффективность сельскохозяйственной информационно-консультационной службы:

  1. Сельское хозяйство имеет большое значение для национальной экономики страны.
  2. Система сельскохозяйственных знаний, включающая в себя образование, науку и внедрение, функционирует как единое целое, ее структурные подразделения тесно взаимодействуют, объединенные общей целью – повышением эффективности сельскохозяйственного производства.
  3. Отлажена система получения, накопления, преобразования, обмена и использования информации, которая на всех стадиях и уровнях в разной степени координируется централизованной системой управления.
  4. Доступность и открытость системы знаний. Любой, работающий в какой-либо отрасли сельского хозяйства, может обратиться за помощью в информационно-консультационную службу.
  5. Объективность информации и консультаций. Информационно-консультационная служба обеспечивает объективную информацию на основе научно-исследовательских работ и практического опыта. Объективность консультаций означает их беспристрастность и отсутствие влияния личных мнений и предпочтений.
  6. Адаптация к изменяющимся потребностям сельского хозяйства. Информационно-консультационная служба может легко и быстро приспосабливаться к новым информационным потребностям клиентов. Это гарантируется их тесным взаимодействием.
  7. Сельскохозяйственные производители, их кооперативы, союзы и другие организации имеют возможность контролировать систему сельскохозяйственных знаний.
  8. Непосредственный прямой обмен информацией между специалистами системы и сельскохозяйственными производителями имеет значительно большее значение, чем ее распространение.
  9. Научная подсистема ориентирована на потребности практики, необходимость внедрения новых технологий, имеет критическую массу новых эффективных технологий.
  10. Учебные заведения постоянно поддерживают хороший образовательный уровень потребителей знаний, позволяющий воспринимать все новое.
  11. Консультационные службы информационно привязаны или создаются на базе опытно-экспериментальных станций, университетов, НИИ, хозяйств, позволяющих адаптировать научные разработки к зонально-полевым условиям, а сельскохозяйственным производителям ознакомиться с ними в процессе внедрения и оценить их эффективность.
  12. Существуют различия в профессиональных требованиях к научным работникам, преподавателям, работникам службы внедрения и товаропроизводителям.
  13. Работники службы внедрения имеют частые прямые контакты с сельскохозяйственными производителями непосредственно у них в хозяйствах.
  14. Неформальные, неофициальные связи между специалистами исследовательских, учебных и внедренческих структур имеют такое же важное значение, как и официальные.
  15. Наибольший эффект достигается тогда, когда все небольшие по территории районы страны имеют хорошо организованные структурные подразделения системы сельскохозяйственных знаний (учебные заведения, региональные испытательные станции, опытные хозяйства, информационно-консультационные центры и др.).

Все перечисленные факторы  были выявлены в хорошо работающих системах сельскохозяйственных знаний, внесших значительный вклад в развитие сельского хозяйства своих стран. В то же время они, как правило, отсутствуют в странах, где служба внедрения и система сельскохозяйственных знаний развиты слабо. Эти факторы могут быть использованы в качестве критериев эффективности информационно-консультационной службы.

Однако эти критерии можно использовать лишь для определения эффективности национальной информационно-консультационной системы. Практическое их использование на региональном и районном уровнях затруднительно. Здесь целесообразно использовать систему мониторинговых оценок.

Приведем пример расчета  экономического эффекта создания и  работы проектируемой ИКС.

Оценка количества постоянных клиентов по информационно-аналитическому обеспечению, бизнес-планированию, маркетинговому планированию и исследованиям проводилась по результатам анкетных опросов и собеседований руководителей сельхозпредприятий, а также согласно отчету ВИАПИ "Анализ эффективности службы рыночной информации,  созданной в рамках проекта АРИС".

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алехин А. Информационно-консультационная служба АПК Алтайского края. //Экономика сельского хозяйства России, № 2, 2008.
  2. Баутин В. Совершенствование информационно-консультационной деятельности в АПК России. //АПК: экономика, управление, № 3, 2010.
  3. Веселовский М. Я., Санду И. С. Информационно-консультационная деятельность в АПК и ее задачи на современном этапе. //Вестник Российской Академии с/х наук, № 1, 2009.
  4. Денисова Е. Н., Кувшинов А. И., Хижняк А. А. Информационное обеспечение сбытовой деятельности сельских товаропроизводителей. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2003.
  5. Зубровский А. Консультационно-экономические пункты для АПК. //сельский механизатор, № 10, 2008.
  6. Информационно-консультационная деятельность в АПК России. //Экономика сельского хозяйства России, № 2, 2010.
  7. Карол Х. Е. ИКС как инструмент развития сельского хозяйства и сельских регионов. //Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций, № 9, 2010.
  8. Концепция развития информационно-консультационной службы АПК России. - М., 2007
  9. Михалева Т. Региональная ИКС. //Экономика сельского хозяйства России, № 7, 2010.
  10. Организация информационно-консультационной службы в АПК (под ред. Ю. И. Клименко). Учебное пособие. - М.: Издательство МСХА, 2010.
  11. Попов Ю. Ю. Система Extention в АПК России. //Аграрная Россия, № 5, 2011.
  12. Развитие консультационных структур в аграрном секторе: опыт Германии. // Новое сельское хозяйство, № 2, 2011.
  13. Федичкин А. Развитие информационно-консультационной службы в АПК. //Экономика сельского хозяйства России, № 10, 2009.
  14. Чаянов А. В. Основные идеи и методы работы Общественной агрономии. - М., 2008.
  15. Шайтан Б. И. Роль образовательных учреждений дополнительного образования в развитии ИКС АПК. //Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций, № 6, 2009.
  16. Шевченко В. Е. Организация информационно-консультационных служб - основное решение кадровой проблемы на селе. //Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций, № 12, 2008.



Информация о работе Оценка экономической эффективности деятельности ИКС