Оценка масштабов теневой экономики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия и содержания теневой экономики, а также путей ограничения ее роста.
Основными задачами работы являются:
изучение теоретического аспекта теневой экономики, а именно ее сущности, причины возникновения, структуры, основных механизмов функционирования и оценки;
рассмотрение функционирования теневого сектора в Республике Беларусь, а также изучение основных мер борьбы с теневой экономикой в международной практике и, в частности, в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Понятие теневой экономики
1.2 Причины и условия возникновения
1.3 Структура теневой экономики
1.4 Некоторые механизмы функционирования теневой экономики
1.5 Легализация доходов от криминальной деятельности
1.6 Методы оценки теневой экономики
ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И БОРЬБА С НЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Теневая экономика в Республике Беларусь
1.2 Пути уменьшения теневой экономики в мире и в Республике Беларусь
1.2.1 Мировая практика
1.2.2 Пути уменьшения теневой экономики в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Оценка масштабов теневой экономики в Республике Беларусь.docx

— 60.89 Кб (Скачать файл)

Электронная торговля. “Отмывание”  денег традиционными методами уже  является серьезной проблемой для  мировой экономики, а внедрение  новых технологий электронной торговли создает еще более опасный  потенциал, превращающий “отмывание”  денег в широко распространенное явление, бороться с которым становится все сложнее. Главный недостаток электронной торговли для правоохранительных органов состоит в том, что  в сети Интернет осуществление сделок и денежных переводов практически  невозможно проследить. В последнее  время все чаще наблюдается тенденция  к вербовке “отмывателями” служащих и руководителей банков, а также других внебанковских финансовых организаций, потому что они, как никто другой, знают такие механизмы оборота денежных средств, при которых проследить нарушения практически нереально.

3. “Сушка“

На этой стадии деньги интегрируются  в законном бизнесе. Главное —  получение легального дохода от криминальных денег.

Использование казино и других букмекерских мест. Казино является основным местом, где “отмываются” деньги. В  кассе казино наличные деньги меняются на фишки. Через пару игр в той  же кассе эти же фишки обмениваются на чек, который по просьбе преступника  переводится на его счет в банке. Затем “отмыватель” может утверждать, что он выиграл эти деньги, ведь проверить достоверность его высказываний невозможно. Вдобавок ко всему во многих странах доходы, полученные от игры в казино, не облагаются подоходным налогом.

Сделки с занижением цены. Допустим, реальная цена дома, который  выставлен на продажу, — 500 000 долларов. “Отмыватели” денег разыскивают владельца дома и предлагают заплатить ему 600 000 при условии, что официально сделка будет оформлена только на 200 000, а остальные 400 000 долларов будут неофициально переведены на счет продавца в какой-нибудь банк в оффшорной зоне. При этом покупатель платит меньший налог с покупки, а продавец — с продажи. Затем новый владелец дома в целях прикрытия делает якобы капитальный ремонт и продает дом уже за большую сумму, скажем, за $ 600 000. Таким образом, “отмывается” $ 400 000. Этот метод до последнего времени очень часто использовался при покупке в Москве дорогостоящих квартир. Кстати, часть “отмытых” денег проходила и через счета злополучного Bank of New York. Подобный механизм может использоваться и при покупке эксклюзивных ювелирных изделий, цена которых всегда имеет оценочный характер.

Прямые инвестиции в легальное  производство. Обычно к этому моменту  все следы “грязного” происхождения  денег утеряны. Эти деньги инвестируются  в прибыльное производство, и, что  самое интересное, предприниматели  и сами не подозревают, что работают с криминальными деньгами. Тут  присутствует психологическая уловка: люди, не знающие о происхождении  денег, заставляют и других поверить в законность используемых ими средств. Хотелось бы отметить, что вышеперечисленные  методы легализации преступных доходов  отнюдь не исчерпывающие и приведены  лишь с целью более полного  представления о технологиях  и основных принципах, используемых для совершения данного общественно  опасного деяния. 1

 

1.6 Методы оценки теневой  экономики

 

В экономической литературе предложено несколько подходов к  оценке размеров теневой экономики, которые можно разделить на три  категории: микроэкономический, макроэкономический, а также методы программного моделирования. Далее речь пойдет о методах, получивших наибольшее развитие.

Микроэкономические (или  прямые) методы основаны на обзорах  и примерах, взятых из добровольных опросов экономических агентов, налоговых проверок и иных методов  проверки соответствия требованиям  законодательства. Микроэкономические методы позволяют изучить структуру  теневой экономики, поскольку оперируют  не агрегированными индикаторами, а  базовыми статистическими данными. Однако эти методы обычно приводят к заниженным оценкам размеров теневой  экономики в связи с преднамеренным сокрытием информации респондентами  и по иным причинам.

Макроэкономические методы охватывают монетарный подход и методы, основанные на анализе какого-либо макроэкономического индикатора. Фундаментальной  идеей монетарного подхода является изучение взаимосвязей между изменениями  в денежной сфере и официальными оценками ВВП.

Следует также отметить, что  все макроэкономические методы склонны  давать завышенные оценки, поскольку  очевидно, что некоторые изменения  в анализируемых переменных могут  быть вызваны не только развитием  теневой экономики. Основным элементом  критики макроэкономических методов, следующим из данного наблюдения, является их концентрация на одном, возможно, наиболее важном, индикаторе или причине  развития теневой экономики. Метод  программного моделирования пытается обойти данный недостаток. В нем  теневая экономика рассматривается  как ненаблюдаемая и недоступная  для прямого измерения переменная. Моделирование использует наблюдаемые  индикаторы для получения оценок ненаблюдаемых переменных.1

В Беларуси официальная регулярная комплексная оценка размеров теневой  экономики отсутствует, проводятся экспериментальные расчеты на макроуровне и на уровне отраслей, причем учитываются лишь отдельные элементы скрытой и неофициальной экономики. В области официальной статистики Министерством статистики и анализа Республики Беларусь при расчете валового внутреннего продукта в отраслевом разрезе оценивается одна компонента теневой экономики – неформальный сектор (сектор домашних хозяйств), который составляет примерно 10-12% валового внутреннего продукта.2

Споры о природе, сущности и понятийном аппарате теневой экономики  идут до сих пор. При этом нецелесообразно  сводить в единое определение  различные проявления теневой экономики, так как структура ее, как и механизмы функционирования, весьма разнообразна. Теневая экономика, с одной стороны – показатель несовершенства социально-экономических отношений, с другой – результат недостаточной эффективности действующих механизмов управления такими отношениями.

 

ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЕ ТЕНЕВОЙ  ЭКОНОМИКИ И БОРЬБА С НЕЙ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Теневая экономика в Республике Беларусь

 

Одну из серьезных угроз  экономической безопасности республики на современном этапе представляет процесс криминализации экономики, рост экономической преступности. Специфика  этой угрозы в том, что она имеет  как внутренний, так и внешний  аспект, то есть реализуется в деятельности зарубежных и национальных субъектов  хозяйствования, организованных преступных сообществ, имеющих антиобщественные интересы. Росту экономической преступности способствует стремление уголовных  структур переключится на легальную  экономическую деятельность, позволяющую  узаконить их криминальные доходы и  открыто пользоваться плодами незаконно  накопленного богатства.1

В Беларуси переход к рыночным преобразованиям при неотработанной правовой базе, нестабильность системы  управления, переориентация приоритетов  в системе экономических интересов  и ряд других факторов предопределили возможность возникновения в  республике предпосылок, обеспечивающих возможности перераспределения  общественной собственности, перевода государственной формы собственности  в частную. 2

В 90-е годы в стране распространились такие общественные опасные явления, как организованная преступность и  коррупция с их нацеленностью  на создание механизмов, позволяющих  реально влиять на экономические  и социальные процессы. И как следствие  у преступных элементов возникла проблема легализации незаконно  полученных капиталов. Потребности  обеспечения экономической безопасности, стабилизации экономического и социального  положения республики выдвинули  задачу борьбы с этими процессами на первый план.1

Анализ динамики валового внутреннего продукта с учетом теневого сектора экономики показывает увеличение теневого объема производства с начала 90-х гг. до 1995 г. (с 15 до 42,3%) и его  снижение во второй половине 90-х гг. (с 33 до 26,8%).

На 1995 г. пришелся наибольший спад производства(65% ВВП от уровня 1990 г.), а объемы теневой экономики  достигли максимального значения (42,3% от ВВП). В течение 1996-2002 гг. наблюдались  следующие тенденции: усилилась  централизация управления экономикой и ужесточились меры финансового  и государственного контроля, субъекты реального сектора приспособились к постоянно меняющимся условиям. При этом значительное влияние оказывал и такой фактор, как временный  промежуток от принятия регулирующих законов до их исполнения и получения  результатов.2

Относительно новым, специфически белорусским способом легализации  доходов, полученных незаконным путем, является незаконный вывоз наличной свободно конвертируемой валюты туристическими группами, так называемыми челноками, по сомнительным документам банков Российской Федерации. В связи с действующим  ограничением на вывоз иностранной  валюты выезжающие из республики граждане, имеющие суммы, превышающие допустимые, через туристические фирмы г. Минска приобретают справки, выписанные российскими банками. Справка выдается при покупке валюты в банке, является документом строгой отчетности и  служит основанием для вывоза валюты. Бланки справок изготовляются на Московской типографии Госзнака и имеют защиту от подделки. Использование этого способа позволяет легализовать за рубежом средства, вывезенные за пределы страны преступным путем.

Для легализации незаконных доходов используется также канал  межгосударственных почтовых переводов. Выявленный механизм таких операций выглядит следующим образом.

Гражданин Беларуси через  почтовое отделение отправляет на свое имя (на конкретный адрес или до востребования) в Литву денежный перевод в  белорусских рублях на сумму, эквивалентную 1000 долл. США. Такая операция в один день либо за достаточно короткий период повторяется значительное количество раз. Затем, выехав в Литву, этот гражданин  получает денежные средства в валюте (литах) сам или через привлеченное лицо

 

(адресата). Полученная таким  образом валюта частично ввозится  на территорию Беларуси, но большей  частью размещается на счетах  в банках Литвы.1

В формировании теневого сектора  в национальной экономической системе  можно определить особенность

Она заключается в расширении социальной базы теневой экономики. Если раньше здесь преобладали представители  государственного аппарата и уголовной  среды, то в настоящее время теневым  бизнесом занимаются и представители  интеллигенции, молодежь и прочие лица. 2

 

2.2 Пути уменьшения теневой  экономики в мире и в Республике  Беларусь

 

2.2.1 Мировая практика

Смягчение масштабов теневой  экономики связано с очень  серьезными усилиями, в том числе  политическими. Это продвижение  по пути реальной демократизации всех социально-экономических процессов, повышение ответственности исполнительной власти, усиление судебной системы  и правоохранительных органов в  целом, борьба с коррупцией в госаппарате.3

В свете глобальности межбанковских  операций пресечение деятельности по «отмыванию» денег концептуально  должно строиться на общей для  всех государств основе. Каждая же страна обязана разработать стратегию  такой борьбы, учитывающую национальные особенности и специфику местных  условий. Комплексные меры должны базироваться на мировой практике и включать следующие  моменты:

постоянное отслеживание новых схем «отмывания» денег  и обмен полученной информацией  на межгосударственном уровне;

изучение методов перемещения  денежных средств, в том числе  сопоставительный анализ методов, применяемых  наркокартелями, торговцами оружием, террористами и пр.;

отслеживание процессов  проникновения организованной преступности в сферу политики и государственные  структуры с использованием незаконно  полученных капиталов;

постоянное ужесточение  порядка отчетности банков по клиентуре  и применение за его нарушение  таких мер, как уголовное преследование, штрафы, изъятие лицензий;

отслеживание процессов  срастания организованной преступности с легитимными преступными финансовыми  институтами;

усиление контроля за деятельностью  небанковских финансовых организаций  и учреждений, а также за функционированием  некоммерческих структур, создающих  благотворительные фонды (кассы);

анализ влияния преступной деятельности по «отмыванию» денег  на национальные правоохранительные органы и экономические структуры;

постоянное совершенствование  работы государственных служб, занимающихся пресечением преступной деятельности по «отмыванию» денег. 1

Как показывает опыт многих стран, в настоящее время организованная преступность активно пытается “легализироваться”, то есть проникнуть в легальную экономику  и даже в некоторой степени  контролировать ее. Именно поэтому  борьба с отмыванием денег уже  давно приняла международный  характер, следствием чего явилась  разработка ряда международных договоров, предназначенных для противодействия  легализации доходов, полученных незаконным путем. К таким документам можно  отнести прежде всего Конвенцию  ООН “О борьбе против незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ” 1988 года (Венская  Конвенция) и Конвенцию Совета Европы “Об отмывании, выявлении, изъятии  и конфискации доходов от преступной деятельности” 1990 года (Страсбургская  Конвенция). В дополнение к данным документам важную роль в становлении  международных принципов в борьбе с легализацией средств, нажитых  преступным путем, сыграли Директива  Совета Европы ЕС 91/308 и Сорок рекомендаций FATF (Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания денег), которые  на сегодняшний день действуют в  редакции от 28 июня 1996 года. Стоит отметить, что тем самым была создана  концепция борьбы с отмыванием денег, ставшая своего рода базой для  становления национального законодательства большинства стран мира.2

Особый интерес для  правоохранительных органов многих стран в плане противодействия  легализации криминального капитала представляют аналитические разработки Специальной группы (FATF- от англ. Financial Action Task Force), которая обобщила до уровня методик большое количество вариантов легализации преступных денежных средств.

FATF была создана в Париже  на саммите стран “большой  семерки” в 1989 году. Основные  направления работы FATF:

1. Мониторинг достижений  стран — участниц FATF в деле  осуществления мер по борьбе  с “отмыванием” денег посредством  ежегодного двухступенчатого процесса  самооценки своей деятельности  и более детальной оценки деятельности  других стран-участниц.

Информация о работе Оценка масштабов теневой экономики в Республике Беларусь