Оценка социально-экономического положения и тенденции развития Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - установление тенденций развития социально-экономических процессов города с помощью моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов.
Объектом исследования выступают социально-экономические системы города: трудовые ресурсы, народонаселение, народное образование, жилищное хозяйство, а также промышленное предприятие как циклически развивающиеся процессы.

Содержание работы

Введение ………………………...………………………………………………...…3
Методика сравнительной оценки социально-экономического положения……….4
Развитие основных секторов экономики…………………………………………10
Вывод………………..………………………………………………….……..……30
Список используемой литературы......................................................................32
Приложения……………………………………………………………..………….34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Безвозмездные поступления  составили 17216,3 млн. рублей, или 15,1% от общего объема доходов бюджета Санкт-Петербурга.

      Наибольшие суммы средств из федерального бюджета поступили на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (2341,2 млн. руб.), на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации (1852,9 млн. руб.), на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания (1 167,1 млн. руб.).

 


 

 

 

Расходы бюджета Санкт-Петербурга

      Исполнение расходной части бюджета Санкт-Петербурга за январь-апрель 2012 года составило 76842,9 млн. рублей или 18,4 % от годовых ассигнований.

      На текущее исполнение бюджета Санкт-Петербурга существенное влияние оказало изменение схемы финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений в связи с реализацией Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

     Также к факторам, оказавшим влияние на исполнение бюджета Санкт-Петербурга, следует отнести:

- проведение в начале  финансового года процедуры размещения  государственного заказа Санкт-Петербурга;

- специфику проведения  работ, носящих сезонный характер;

- длительный производственный  цикл при проведении таких  видов работ как ремонтно-строительные  и ремонтно-реставрационные работы, подрядные работы по строительству и реконструкции объектов капитального строительства;

- авансирование затрат  в декабре 2011 года на проведение  строительно-монтажных работ и  приобретение оборудования для  объектов Адресной инвестиционной программы.

 

      Кроме того, в связи с сокращением расходов при корректировке бюджета Санкт-Петербурга, по ряду целевых статей расходов в отчетном периоде финансирование не производилось.

      Наибольший удельный вес в расходах бюджета Санкт-Петербурга приходится на социально-культурную сферу – 55,2%, национальную экономику – 16,6%, сферу ЖКХ –15,6%, а также общегосударственные вопросы –4,9%.

Рис. 23 Расходы бюджета

 

      На 1 мая 2012 года государственный долг Санкт-Петербурга составил 8 520,7 млн. рублей, что соответствует ограничениям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга. Доля внутреннего долга в объеме государственного долга Санкт-Петербурга на отчетную дату составила 100,0%.

 

Адресная инвестиционная программа (АИП)

      Размер АИП в бюджете Санкт-Петербурга в 2012 году составляет 101,3 млрд. руб. или 24,2% от утвержденного объема расходов бюджета на 2012 год.

Рис. 24 Доля расходов АИП в общих расходах бюджета в 2010-2012 гг., млрд.руб

 

      Наибольший объем средств АИП-2012 направлен на развитие таких отраслей как коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство, жилищное строительство, транспорт, здравоохранение, образование. На их долю приходится около 84,7% всего объема АИП-2012.  За январь-апрель 2012 года в рамках реализации АИП профинансировано 8,9 млрд. руб. или 8,8% от утвержденного объема АИП.

 

 

Рис. 25 Распределение средств АИП-2012 в разрезе отраслей городского хозяйства по состоянию на 01.05.2012

 

Демография

      По предварительной оценке Петростата численность постоянного населения Санкт-Петербурга на 1 апреля 2012 года составила 4967,2 тыс. человек и с начала года увеличилась на 14,0 тыс. человек или на 0,3%.

Рис. 26 Численность населения Санкт-Петербурга в 1990 - 2012 гг. (на 1 апреля 2012 г.), тыс. чел.

      Число родившихся в январе-марте 2012года в расчете на 1000 населения увеличилось по сравнению с январем-мартом 2011 года на 6,0% и составило 11,7 промилле.

 Число умерших за тот же период в расчете на 1000 населения уменьшилось на 2,0% и составило 13,0 промилле.

      Естественная убыль населения уменьшилась на 41% и составила (-1,3) промилле.

Рождаемость. Смертность.

Рис. 27 Естественная убыль населения

 

      Миграционный прирост в январе-марте2012 года увеличился по сравнению с январем-мартом 2011 года в 2,2 раза и составил 15,5 тыс. человек.[ источник 15]

 

Рынок труда

      В январе-апреле 2012 года на рынке труда и в сфере занятости населения Санкт-Петербурга сохранялась положительные тенденции: снижалась безработица и напряженность на рынке труда, возрастала потребность в работниках.

      Уровень регистрируемой безработицы (как отношение численности безработных к численности экономически активного населении (ЭАН) составил на конец апреля 2012 года 0,48% от ЭАН. Численность официально зарегистрированных безработных составила 12,8тыс. чел.[источник 17]

Рис. 28 Уровень зарегистрированной безработицы, в % к численности ЭАН

 

      Численность безработных, классифицированных с применением критериев Международной организации труда (МОТ), в январе–апреле 2012 года в Санкт-Петербурге составила 34,5 тыс. человек, или 1,3% от ЭАН. Уровень занятости составил 72,7%.

      В январе-апреле 2012 года от работодателей Санкт-Петербурга в Службу занятости поступило 83,8 тыс. вакансий. В конце апреля 2012 года потребность в работниках составила 74,2 тыс. единиц. Практически все вакансии (97,7%) заявлены с заработной платой выше прожиточного минимума.

       В структуре заявленного спроса (в апреле2012 года) свободные места по рабочим профессиям составляли 70,7%.

Рис. 29 Количество официально зарегистрированных безработных и количество свободных рабочих мест, тыс.чел.

 

     Напряженность на рынке труда (число незанятых граждан, зарегистрированных в Службе занятости населения, в расчете на одну вакансию) в конце апреля 2012 года составила 0,34 человека на вакансию, против 0,57 человека на вакансию в конце апреля 2011 года.

      Наиболее востребованы на рынке труда Санкт-Петербурга:

- по рабочим профессиям  – подсобный рабочий, бетонщик, уборщик производственных и служебных помещений, каменщик, грузчик, арматурщик, водитель автомобиля, маляр, повар, плотник;

- по должностям служащих  – медицинская сестра, менеджер, специалист, охранник, инженер, врач, кассир, электрик участка, администратор.[источник 14]

 

Доходы населения.

      Средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь-март2012 года, составила 30347 рублей (111,8% к уровню января-марта 2011 года). Реальная заработная плата в январе-марте 2012 года составила 108,1% к январю-марту 2011 года.

 

Рис. 30 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (за период) в 2011-2012 гг., рублей

      Реальные денежные доходы населения в январе-марте 2012 года составили 106,5% к январю-марту 2011 года. Размер денежных доходов на душу населения в январе-марте 2012года составил 24857 рублей.

       Величина прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2012 года № 221 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и для основных социально-демографических групп населения в Санкт-Петербурге за IV квартал 2011 года», составила 6 220,6 руб.[источник 16]

 

Цены.

       Индекс потребительских цен на товары и услуги в Санкт-Петербурге в январе-апреле 2012 года составил 101,9% (104,1 - за январь-апрель 2011 года).

      Индекс потребительских цен на продовольственные товары за январь-апрель2012 года составил 102,9%, против 104,8% за аналогичный период 2011 года.

 

Рис. 31 Индекс потребительских цен в 2010-2012 гг.

 

            Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий краткосрочные неравномерные изменения под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер (плодоовощная продукция, бензин, услуги транспорта, связи, ЖКХ), в апреле2012 года составил 100,5%, с начала года –101,6%.

      Динамика роста цен на основные виды продовольственных товаров в январе-апреле 2012года:

      Индекс потребительских цен на непродовольственные товары за январь-апрель 2012 года составил 101,9% против 102,1% за аналогичный период прошлого года.

      Из непродовольственных товаров ювелирные изделия из золота подорожали на 2,7%, бумажно-беловые товары и медикаменты –на 1,8%, школьно-письменные принадлежности –на 1,5%, ткани – на 1,2%. Табачные изделия стали дороже на 0,9%, обувь – на 0,8%, парфюмерно-косметические товары – на 0,7%.

      В апреле 2012 года пересылка письма подорожала на 10,2%, отправка телеграммы – на 5,8%. Проезд в коммерческих автобусах стал дороже на 16,7%, в междугородных автобусах –на 6,2%. Возросли цены на санаторно-оздоровительные услуги – 2,6%, экскурсионные услуги – 1,8%. Из бытовых услуг отмечался рост цен на ремонт одежды, часов – 2,5%, услуги парикмахерских – 1,0%, химчистки – 0,7%, печать цветных фотографий – 0,6%.

Рис. 32 Цены, в % к декабрю предыдущего года

 

      Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах апреля 2012 года составила 2850рублей 06 копеек в расчете на месяц, что на 0,4% выше, чем в марте 2012 года.

Рис. 33 Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг и средняя номинальная заработная плата (в рублях), в 2011 -2012 гг.

 

      Сравнение стоимости минимального набора продуктов питания в Санкт-Петербурге и федеральных округах Российской Федерации приведено в Приложении 3.

 


Социальная политика

      В рамках реализации распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 28.04.2003 № 809-ра «Об утверждении Порядка предоставления в Санкт-Петербурге государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам» в апреле государственную социальную помощь получили 1823 малоимущие семьи и малоимущих одиноко проживающих граждан на общую сумму 19934,6 тыс. руб.

      В соответствии с решениями Городской и районных комиссий по оказанию экстренной социальной помощи данный вид социальной помощи в апреле получил 41 житель Санкт-Петербурга на сумму 2581,7 тыс. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2006 № 1281 «Об утверждении Порядка  предоставления материальной помощи жителям  Санкт-Петербурга, оказавшимся в  трудной жизненной ситуации» материальную помощь в апреле получили 6180 человек на общую сумму 26901,5 тыс. рублей.

      В рамках реализации Закона Санкт-Петербурга от 17.11.2004 № 587-80 «О мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге» в апреле выплачены:

4 448 единовременных компенсационных  выплат при рождении ребенка  на общую сумму 115 69,5 тыс. рублей;

32 986 пособий на ребенка  в возрасте от рождения до 1,5 лет на общую сумму 117 576,2 тыс. рублей;

52 415 пособий на ребенка  в возрасте от 1,5 лет до 7 лет  на общую сумму 49 705,9 тыс. рублей;

51 169 пособий на детей  в возрасте от 7 до 16 (18) лет на  общую сумму 44 354,9 тыс. рублей;

9 598 ежемесячных пособий  на ребенка-инвалида на общую сумму 49 085,3 тыс. рублей; 939 ежемесячных пособий на ребенка из семьи, где оба родителя (единственный родитель) являются инвалидами I и (или) II группы, на общую сумму 3 677,6 тыс. рублей.

82 ежемесячных пособия  на ребенка-инвалида из семьи,  где оба родителя (единственный  родитель) являются инвалидами I и  (или) II группы, на общую сумму  568,7 тыс. рублей;

980 ежегодных компенсационных  выплат на детей из многодетных  семей на общую сумму 2 681,0 тыс. рублей;

1 725 ежемесячных пособий  на ребенка-инвалида с особыми  потребностями в возрасте до 18 лет на общую сумму 20 771,7 тыс. рублей;

60 ежемесячных пособий  на ВИЧ-инфицированного ребенка  в возрасте до 18 лет на общую  сумму 619,5 тыс. рублей.

      В рамках реализации Закона Санкт-Петербурга от 17.03.2008 № 153-28 «О социальной поддержке семей работников бюджетных учреждений в Санкт-Петербурге, имеющих (воспитывающих) двух и более детей» в апреле выплачены 2368 ежемесячных пособий на семью на сумму 7921,2 тыс. рублей.

В рамках реализации Закона Санкт-Петербурга от 26.09.2007 № 466-92 «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге» в апреле выплачено 3790 ежемесячных социальных и компенсационных выплат на сумму 9172,0 тыс. рублей.

      В рамках реализации Закона Санкт-Петербурга от 18.06.2008 № 390-63 «О дополнительной мере социальной поддержки студенческих семей в Санкт-Петербурге» в апреле выплачено 168 ежемесячных социальных выплат на сумму 549,6 тыс. рублей.

      По состоянию на 01.05.2012 в региональном государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированы сведения о 3000 детей, проживающих на территории Санкт-Петербурга, подлежащих устройству в семьи.

      Рассмотрены документы и зарегистрированы в государственном региональном банке данных в качестве кандидатов в усыновители:

 российских граждан  – 15 семей; 

Информация о работе Оценка социально-экономического положения и тенденции развития Санкт-Петербурга