Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 15:09, курсовая работа
Цель работы – исследовать экономические, социальные и территориальные конкурентные преимущества Республики Беларусь.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить сущность конкурентных преимуществ страны;
- рассмотреть основные методы оценки конкурентных преимуществ страны;
- провести анализ экономических условий развития Беларуси;
Самыми чувствительными к проблеме бедности являются семьи с двумя и более детьми, особенно если их воспитывает одинокий родитель. Однако следует учесть, что представленные показатели бедности рассчитывались без учёта эффекта от масштаба, а потребление ребёнка рассматривалось формально равным потребностям главы семьи. Это несколько завышает уровень абсолютной бедности среди домохозяйств с детьми. Более достоверные данные могут быть получены из относительных показателей бедности.
Что касается наиболее чувствительных к риску бедности групп населения, то показатели относительной бедности подтверждают не все выводы, сделанные при анализе абсолютной бедности. В первую очередь, следует отметить резкое изменение положения людей пенсионного возраста. Согласно относительным шкалам бедности, доля людей старше 65, проживающих с доходами ниже черты бедности, сопоставима с уровнем детской бедности согласно национальной шкале и превышает его согласно модифицированной шкале ОЭСР. Такая же разница характерна для уровня благосостояния одиноких пенсионеров (старше 65-ти лет). Согласно абсолютной шкале, бедных среди них насчитывается всего 0.5%, а по модифицированной шкале ОЭСР уровень относительной бедности равен 36.6%. Это означает, что доходы большинства пенсионеров находятся лишь незначительно выше черты абсолютной бедности, а динамика бедности в стране сильно зависит от устойчивости пенсионной системы.
Второе отличие – отсутствие значимого превышения уровня бедности среди детей над средним уровнем бедности по стране. Это связано с использованием заниженных весов для детей при расчёте среднего дохода на члена семьи. Сыграло также роль и снижение самого показателя относительной бедности среди детей.
В-третьих, относительная бедность среди женщин выше, чем среди мужчин, в отличие от абсолютной бедности. С одной стороны, можно говорить о различии в структуре распределения мужчин и женщин по доходам. Доходы женщин распределены более компактно, но их среднее значение превышает порог бедности на меньшую величину в сравнении с мужчинами. С другой стороны, демографический фактор более высокой продолжительности жизни в случае относительной бедности играет противоположную роль в сравнении со случаем абсолютной бедности ввиду высокого риска относительной бедности на пенсии.
В-четвёртых, показатель относительной бедности, согласно модифицированной шкале ОЭСР, выделяет проблему бедности среди семей, в которых детей воспитывает один родитель. Ни показатель абсолютной бедности, ни показатель относительной бедности по национальной шкале не свидетельствуют о наличии особого риска для данной группы домохозяйств. Очевидно, модифицированная шкала ОЭСР смогла выделить эту группу за счёт более низкого удельного веса при оценке потребностей второго взрослого в семье (вес 0.5). Соответственно, доход от второго взрослого, наоборот, засчитывается с повышенным весом, и его отсутствие в случае семьи с одним родителем значительно подрывает благосостояние относительно среднего уровня.
Важным фактором снижения бедности должна выступать социальная политика государства. В случае если она направлена на выравнивание доходов населения и поддержание равенства, относительная и абсолютная бедность в стране должна снижаться. Наличие такой экономической политики можно оценить с помощью показателей, характеризующих степень экономического равенства в обществе, – индекса Джини и индекса фондов.
Более значимой в снижении бедности в стране является государственная политика на рынке труда. Жёсткое регулирование уровня занятости и темпов роста заработной платы оказало существенное влияние на динамику бедности в Беларуси. Сокращение доли населения, живущего за чертой абсолютной бедности, происходило синхронно со снижением уровня безработицы, за исключением 1999–2000 гг. В Беларуси во многом сохранилась советская система социальной защиты, предусматривающая предоставление социальных гарантий по месту работы. Таким образом, снижение уровня безработицы означает увеличение доходов вновь нанятого населения не только за счёт заработной платы (минимальный размер которой на конец 2012 г. составлял 90% от бюджета прожиточного минимума), но и за счёт открытия доступа к дополнительным социальным гарантиям, что автоматически выводит из-за черты абсолютной бедности.
Помимо экономической политики по сохранению максимальной занятости важную роль в снижении уровня бедности сыграла государственная политика по увеличению заработной платы и пенсий. В структуре доходов наименее обеспеченных слоёв населения данные поступления составляют 69.7% от всех доходов, и их доля растёт. В период с 2003 по 2012 гг., когда произошло основное снижение бедности, заработная плата и пенсии представителей наименее обеспеченных домохозяйств росли со средним темпом примерно 13% г/г. Более высокими темпами росли лишь государственные пособия, другие денежные доходы. Однако незначительные объёмы данных выплат не привели к значимому росту общего уровня доходов наименее обеспеченных слоёв. Большая его часть пришлась на заработную плату и пенсии – они обеспечили суммарный прирост в 78.2% за 6 лет относительно 2005 г., при общем уровне прироста в 92.7%.
Ещё одним аспектом политики на рынке труда, в частности при регулировании динамики заработной платы и пенсии, является политико-деловой цикл. Административное увеличение темпов роста заработных плат перед важными электоральными событиями существенно влияло на темпы снижения бедности в годы этих событий, в особенности в 2001 и 2004 гг.. Следовавшее затем снижение административного регулирования рынка труда сопровождалось замедлением сокращения бедности.
Во главе системы социальной защиты населения в Беларуси находится Министерство труда и социальной защиты. Оно же управляет Фондом социальной защиты населения (ФСЗН), с помощью которого осуществляется финансирование большинства социальных расходов. Сама система социальной защиты в Беларуси развивалась в несколько этапов. До начала 2000-х гг. она сохраняла многие черты, унаследованные от советской системы социальной защиты. Это значит, что средние и крупные предприятия содержали на своих балансах социальные объекты – детские сады, спортивные объекты, учебные заведения, клубы, поликлиники, санатории и др. – в которых предоставляли услуги своим сотрудникам по льготным ценам. Однако с начала 2000-х гг. начался процесс снижения социальной нагрузки на предприятия и увеличения коммерциализации предоставляемых услуг, в особенности медицинских и образовательных.
Одновременно с этим население имело возможность пользоваться огромным количеством различных льгот. Всего около 65% населения имело права на льготы, включая льготы на проезд, приобретение лекарств, оплату услуг ЖКХ, стоматологию. Более 50 категорий населения могли воспользоваться льготами числом более ста. В 2007 г. произошло реформирование системы льгот в сторону резкого сокращения с одновременным увеличением масштаба адресной социальной поддержки.
В Беларуси система социальной защиты в основном охватывает официально утвержденные уязвимые группы, к которым относятся одинокие пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, многодетные семьи, ветераны войны. Лица с ограниченными возможностями получают пенсии по инвалидности, увязанные со средней заработной платой по стране и зависящие от группы инвалидности. Так, первая группа инвалидности предполагает возможность получать пенсию в размере 75% от средней заработной платы, вторая – 65%, а третья – 40% от средней заработной платы. Первые две группы также имеют право приобретать лекарства со скидкой в 90% и бесплатно посещать стоматолога, им полагаются бесплатные трости для ходьбы, кресла-каталки и др.
В Беларуси значительно сократился уровень бедности по сравнению с концом 1990-х гг., когда он достигал 46.7%, согласно официальной черте бедности. По данным за 2012 г, за чертой абсолютной бедности проживало всего 5.4% населения. Однако расчёт показателей относительной бедности, которые значительно превысили абсолютную, свидетельствует о существовании официально заниженной планки бедности. Так, относительная бедность, рассчитанная в соответствии с национальной шкалой эквивалентности, составила 11.8% населения, а с модифицированной шкалой ОЭСР – 12.4%. При этом данные показатели несколько снизились относительно предыдущих лет, что сопровождалось выравниванием доходов населения.
Основным каналом снижения бедности в Беларуси выступает экономический рост, ускорение которого с середины 2000-х гг. в значительной степени предопределило сокращение бедности. В некоторой степени он может быть воспринят как рост в пользу бедных, так как доходы наиболее бедных слоёв населения росли более быстрыми темпами, чем доходы наиболее богатых. Однако масштабы этого превышения невелики, к тому же частично они скрадывались инфляцией, которая для бедных традиционно является более высокой, чем для богатых. Соответственно, другим важным каналом снижения бедности выступает макроэкономическая стабилизация, приводящая к замедлению инфляции и стабилизации обменного курса.
Таким образом, основными факторами снижения бедности в Беларуси являются экономический рост, макроэкономическая стабилизация и динамика на рынке труда. Прямые меры социальной политики оказались не столь эффективными, что связано с особенностями функционирования системы социальной защиты в Беларуси, функции которой частично переложены на рынок труда. Более подробно данная проблема рассматривается в следующем разделе.
2.3 Влияние региональных
факторов на создание
Первой попыткой региональной интеграции в рамках СНГ является создание зоны свободной торговли между Арменией, Беларусью, Грузией, Молдовой, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном, Украиной и Узбекистаном. Однако данное соглашение так и не вступило в силу, поскольку не было ратифицировано Россией, которая настаивала на сохранении изъятий (в частности, в торговле нефтью и газом).
Новая волна регионализма возникла в ЕврАзЭС в 2007 г., когда страны-члены поняли, что данное РТС так и не вышло за рамки не до конца созданной зоны свободной торговли, в которой по-прежнему актуальными являются проблемы различного рода торговых барьеров и имеющиеся противоречия остаются неурегулированными. Поэтому государствами ЕврАзЭС было принято решение использовать метод разноскоростной интеграции, т.е. три страны – Беларусь, Казахстан и Россия создают таможенный союз и формируют единый внешний таможенный тариф, а остальные страны пока находятся в зоне свободной торговли. При этом ЕврАзЭС продолжает функционировать.
В 2009 г. президенты Беларуси, Казахстана и России достигли договоренности и подписали пакет документов о создании таможенного союза, 27 ноября 2009 г. Межгосударственный совет ЕврАзЭС Таможенный кодекс и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза. Помимо этого было объявлено, что страны будут вступать во Всемирную торговую организацию единым блоком и сформируют к 2012 г. единое экономическое пространство. Несомненно, тот факт, что впервые с 1995 г. странам удалось преодолеть многочисленные противоречия и подписать пакет соглашений, касающихся Единого таможенного тарифа, является важным шагом на пути создания реального таможенного союза, поскольку все предпринимавшиеся ранее усилия не приносили желаемых результатов, в первую очередь, в связи с тем, что страны на практике медленно шли на унификацию национальных тарифных режимов.
При рассмотрении эффектов региональной интеграции одним из дискуссионных является вопрос о связи между участием в региональных торговых соглашениях и возможностью привлечения иностранных инвестиций. Теоретические и эмпирические исследования по данной проблеме не дают однозначного ответа, способствует ли членство в торговых блоках притоку инвестиций в страну. В каждом конкретном случае это зависит от того, происходит ли в результате вступления в региональное торговое соглашение изменение экономического климата, появляются ли преимущества, связанные с месторасположением предприятий и отраслей и т.д. в странах-участницах. Приток инвестиций будет определяться и тем большие или малые страны, образуют РТС, а также зависеть от того, по какому принципу, с точки зрения экономического развития объединившихся государств (Север-Север, Север-Юг, Юг-Юг), построено соглашение. Однако, как показывает практика, либерализация и макроэкономические условия, институциональные реформы в большей степени, чем участие в торговых блоках определяют приток внешних инвестиций в РТС, образованных между развивающимися и переходными экономиками. Помимо этого, в случае интеграции по типу Юг-Юг, а именно к такому типу относится Таможенный союз, прямые иностранные инвестиции распределяются между странами диспропорционально. В силу этого можно предположить, что, в вышеупомянутом РТС, Россия и Казахстан имеют преимущества перед Беларусью в получении инвестиций.
После подписания документов о создании Таможенного союза было объявлено, что страны намереваются вступать во Всемирную торговую организацию единым блоком. Однако такой вариант присоединения представляется маловероятным, поскольку процедуры ВТО не предусматривают вступления зоной свободной торговли или таможенным союзом. Координация позиций с Россией также является проблематичной, поскольку последняя из вышеупомянутых стран намного дальше продвинулась в процессе переговоров, она завершила свои двусторонние переговоры с 60 странами-партнерами в рамках рабочей группы в ВТО, неурегулированным остается ряд вопросов, в том числе по сельскому хозяйству, по ставкам экспортных пошлин на древесину и по регулированию деятельности ряда государственных компаний. В целом Россия продвинулась в переговорах намного дальше, чем Казахстан и тем более Беларусь.
Несмотря на то, что участие Беларуси в данных интеграционных объединениях было в значительной мере обусловлено высокой степенью зависимости ее экономики от российского рынка и льготных условий поставок российского сырья (участие в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве было условием их сохранения) и отсутствие политически приемлемых интеграционных альтернатив в европейском регионе, непосредственно процесс интеграции сопровождался периодически возникающими противоречиями между субъектами хозяйствования Беларуси и России (в некоторых случаях разрешаемые лишь на уровне глав государств и правительств), многие из которых сохраняются и сегодня, хотя и проявляются более умеренно.
Кроме того, сама интеграция белорусской экономики с экономиками Казахстана и России видится весьма противоречивой. С одной стороны, в данном случае экономики этих стран взаимодополняемы: Россия и Казахстан ориентированы на добычу и экспорт сырья, в то время как Беларусь – на его переработку и реализацию готовой продукции (в первую очередь – в отраслях нефтедобычи и нефтепереработки). С другой стороны, экономики государств существенно различаются по степени государственного участия, что нередко становится причиной противоречий, снижает интенсивность интеграции как таковой и возможность быстрого достижения компромисса по спорным вопросам, которые зачастую являются крайне чувствительными для интегрирующихся экономик.
Таким образом, участие Беларуси в экономических интеграционных объединениях является противоречивым с точки зрения преимуществ для отечественных субъектов хозяйствования и сопровождается появлением новых рисков для белорусских предприятий. Анализ нынешних позиций, заинтересованности и перспектив белорусского малого и среднего бизнеса в ТС и ЕЭП исследователями проводится на основе данных опроса 400 представителей малого и среднего бизнеса. Полученные данные позволили определить мнения отечественных частных малых и средних компаний относительно проводимой внешнеэкономической политики, их реакцию на интеграционные шаги белорусского руководства и перспективы ведения хозяйственной деятельности в рамках данных интеграционных объединений.