Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 15:09, курсовая работа
Цель работы – исследовать экономические, социальные и территориальные конкурентные преимущества Республики Беларусь.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить сущность конкурентных преимуществ страны;
- рассмотреть основные методы оценки конкурентных преимуществ страны;
- провести анализ экономических условий развития Беларуси;
Результаты исследований условий ведения бизнеса в Беларуси в 2009–2011 гг., проведенных экспертами всемирного банка в рамках проекта «Doing Business», в целом оказались схожими с результатами опроса представителей малого и среднего бизнеса относительно либерализации бизнес среды за аналогичный период. В частности, анализ соответствующих показателей в рамках обеих работ показывают, что на протяжении обозначенного периода наблю-далось их улучшение. Пик этого процесса приходится на 2009 г., когда были предприняты первые и наиболее значимые шаги по упрощению и дебюрократизации ряда административных процедур, связанных, например, с регистрацией бизнеса. Хотя в 2010–2011 гг. представители отечественных МСП констатировали меньшее улучшение условий, данное обстоятельство можно рассматривать в качестве объективного следствия ограниченности потенциала либерализации бизнес среды.
В то же время вызывают опасения результаты опроса представителей белорусского малого и среднего бизнеса по критериям, которые либо косвенно рассматриваются в исследованиях экспертов Всемирного банка, либо не учитываются вовсе. По данным показателям не только произошло снижение темпов улучшения условий ведения предпринимательской деятельности, но и в 2010–2011 гг. наметилась тенденция ухудшения этих условий.
Одновременно можно отметить низкую зависимость изменения ряда экономических показателей в стране от занимаемого ею места в рейтинге «Doing Business». Так, расчеты показали, что фактические значения данных показателей (ПИИ – USD 1.2 млрд; доля частного сектора 30%) существенно отличаются от потенциальных значений(USD 3.5 млрд. и 68% соответственно), которые согласуются с позицией Беларуси в «Doing Business». Из этого можно сделать вывод, что правительству необходимо не только концентрировать усилия на улучшение места в рейтинге, но и проводить дальнейшую либерализацию экономики, улучшать инвестиционный климат и содействовать макроэкономической стабилизации.
Процессы экономической интеграции, в которых участвует Беларусь (Таможенный союз, Единое экономическое пространство) повышают необходимость создания внутри страны более привлекательного бизнес климата, способного не только сохранить нынешнее состояние и способствовать развитию отечественного бизнеса (в частности – малых и средних предприятий), но и обеспечить привлечение новых экономических субъектов в белорусскую экономику. Тенденции 2009–2011 гг., убедительно говорят о необходимости активизации либерализационной политики на государственном уровне, а также указывают на направления ее акцентирования. Это позволит повысить рейтинг Беларуси с точки зрения условий ведения бизнеса и обеспечить благоприятную бизнес среду для развития отечественного и привлечения зарубежного предпринимательства.
3.2 Стратегия развития Республики Беларусь
В целях повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь 05.01.2007 постановлением Министерства экономики Республики Беларусь № 1 принята инструкция о порядке организации работы рабочих групп, подготовки и внесения документов на рассмотрение Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики.
В Министерстве экономики Республики Беларусь создаются рабочие группы Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики, возглавляемые руководителями – заместителями Министра экономики Республики Беларусь, по следующим направлениям:
- по вопросам промышленности
строительных материалов, строительства,
жилищно-коммунального
- по вопросам агропромышленного комплекса, пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;
- по вопросам промышленной
политики, топливно-энергетического
комплекса, легкой, химической и
нефтехимической
Несмотря на принимаемые правительством шаги по либерализации экономики, они являются недостаточными и некомплексными. К неотложным мерам по улучшению бизнес-климата, которые в свою очередь будут способствовать росту конкурентоспособности как национального бизнеса, так и страны в целом, следует отнести:
- существенное сокращение уровня вмешательства государства в дела предприятий;
- использование рыночных методов ценообразования и отмену в этой связи указа Президента РБ № 285 от 19 мая 1999 г. «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», в котором закреплены затратный метод ценообразования и государственное регулирование цен;
- снижение налоговой нагрузки на бизнес, в том числе: – реформирование взносов на государственное социальное страхование, которые являются одними из самых высоких в регионе и зачастую выступают причиной использования предприятиями схем «выплаты зарплаты в конвертах»,
- дальнейшее совершенствование применяемой в настоящее время упрощённой налоговой системы,
- снижение ставки НДС и переход на ежеквартальные сроки его уплаты для всех категорий налогоплательщиков,
- снижение ставки налога на прибыль до 20% (уровень ставки налога, применяемый в России); данная мера позволит увеличить конкурентоспособность белорусских предприятий на российском рынке, – установление запрета на увеличение местными советами ставок земельного налога и налога на недвижимость; согласно указу Президента РБ, местным советам предоставляется право за счёт повышающих коэффициентов увеличивать до двух раз ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков;
- упрощение налогового администрирования, в частности: доработка используемой в настоящее время программы электронного декларирования; совершенствование форм налоговой отчётности с целью упрощения системы расчёта налогов и минимизации временных затрат по их подготовке; для малых и средних предприятий сокращение срока хранения документов по налоговой отчётности, который на сегодняшний день составляет 10 лет;
- дальнейшее сокращение лицензируемых видов деятельности до 10–15, как это принято в развитых странах. При этом необходимо, чтобы вводимые вместо лицензий такие процедуры, как аккредитация, сертификация, создание реестров субъектов хозяйствования и прочие виды мониторинга, не явились просто заменой одной формы регулирования на другую и не создавали дополнительные барьеры для ведения бизнеса;
- выравнивание условий работы для частных и государственных предприятий. Следует отметить, что Закон РБ «О поддержке малого и среднего предпринимательства» впервые законодательно прописывает возможность участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг). При этом законодательством могут предусматриваться резервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 10% от общего объема государственных закупок товаров (работ, услуг) и проведение отдельных конкурсов по этой части государственных закупок товаров (работ, услуг) среди таких субъектов;
- радикальное сокращение объёма статистической отчётности (количества обязательных для заполнения статистических форм и периодичности предоставления в органы статистики) и упрощение порядка её предоставления:
- расширение финансовой и имущественной поддержки малого и среднего бизнеса. Следует отметить, что в соответствии с постановлением Совета Министров от 30 декабря 2010 года № 1911 «О мерах по реализации Закона РБ “О поддержке малого и среднего предпринимательства”«, обязательным условием предоставления финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства является создание новых рабочих мест. В то же время очень часто предприятиям нужны средства на техническое перевооружение и внедрение новых технологий, которые позволили бы участвовать в системе субконктрактов крупных предприятий, в том числе зарубежных;
- упрощение доступа к заемным средствам, в том числе за счёт создания кредитных союзов и гарантийных фондов. Несмотря на отмечаемое в настоящее время снижение ставок по кредитам для бизнеса и возможность получения льготных кредитов по линии государственных учреждений поддержки предпринимательства, по-прежнему актуальна проблема небольших сроков предоставления кредитов (1–2 года) – при том, что срок окупаемости инвестиционного проекта, как правило, в среднем составляет 3– 5 лет. При предоставлении заемных средств банками, особенно в большом размере (более USD 10 тыс. или BYR 30 млн), для малых и средних предприятий барьером в получении кредита является необходимость предоставления ликвидного залогового обеспечения (зачастую на 30% больше суммы кредита). В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, касающегося залогов и обеспеченности кредитов. В 2011 г. в Минске планируется создание Гарантийного фонда для поддержки субъектов предпринимательства. В этой связи предполагается, что Международная финансовая корпорация и Европейский банк реконструкции и развития смогут принять участие в софинансировании и оказать помощь в его работе. Такие инструменты поддержки частной инициативы следует создать в каждой области Беларуси.
Таким образом, проблематика конкурентоспособности и бизнес климата набирает все большую популярность в современном мирохозяйственном контексте. Страны стремятся обеспечить себе высокие позиции в международных рейтингах конкурентоспособности и бизнес климата с целью привлечения в страну иностранных инвестиций. Беларусь все еще не фигурирует ни в одном из международных рейтингов конкурентоспособности. Поскольку на данном этапе развития белорусской экономики очень важны такие факторы конкурентоспособности, как благоприятная институциональная среда, бизнес климат и инфраструктура, акцент был делан именно на них.
Международные сопоставления, в частности, с транзитивными странами, дают несколько другие результаты. Наиболее проблемными для Беларуси в международном контексте являются характеристики инвестиционного климата и тарифные и нетарифные ограничения для иностранных товаров на белорусском рынке. Здесь Беларусь уступает всем 25 исследуемым транзитивным экономикам. Существенно ниже по сравнению со странами региона и защита прав собственности в стране. В глобальном рейтинге конкурентоспособности Беларусь могла бы занять позицию между 60м и 120 местами.
Таким образом, можно сделать следующие основные выводы:
− оценки некоторых факторов конкурентоспособности белорусскими менеджерами не превышают средней оценки в 4 балла по 7-балльной шкале, но и по большинству параметров не уступают среднемировым показателям и средним показателям по группе транзитивных стран;
− наиболее проблемными для Беларуси в международном контексте являются характеристики инвестиционного климата, протекционизм на местном рынке (по этим параметрам Беларусь уступает всем транзитивным странам) и защита прав собственности, что свидетельствует об ограничениях свободной конкуренции и отсутствии базовых рыночных институтов в стране, это снижает ее привлекательность для инвесторов и ограничивает развитие частного бизнеса в стране;
− в глобальном рейтинге конкурентоспособности Беларусь могла бы занять позицию между 60-ой и 120-ой.
Несмотря на попытки либеральных реформ в стране, ключевые для рыночной экономики институты защиты прав собственности, обеспечения конкуренции все еще не действуют в стране. Это приводит и к ограничениям развития бизнеса внутри страны, и к ограничениям по притоку иностранного капитала. Необходимо сосредоточить усилия не только на проведении точечных и частичных реформ бизнес климата, но и на более фундаментальных и существенных реформах самих основ функционирования экономики – развитии полноценных рыночных институтов. Было бы целессобразно:
− направить усилия на обеспечение прозрачности судов и устранить влияние на них отдельных граждан, компаний, правительства;
− предпринять меры по обеспечению защиты прав собственности, прав инвесторов и частного бизнеса;
− снизить налоговые ставки, внедрить прочие механизмы, которые бы способствовали притоку прямых иностранных инвестиций в страну;
− обеспечить равные условия для отечественных и иностранных товаров на внутреннем рынке;
− стимулировать повышение производительности труда за счет повышения организации труда, внедрения новых технологий;
− повысить конкурентоспособность белорусской продукции на внешних рынках не только за счет внедрения новых технологий и ноу-хау, создания уникальных продуктов и их продвижения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
В современной теории по проблемам конкурентоспособности существуют два подхода к выделению уровней конкурентоспособности: территориальный и отраслевой. С точки зрения территориального подхода выделяют конкурентоспособность страны (макроуровень), конкурентоспособность региона (мезоуровень) и конкурентоспособность фирмы (микроуровень). Отраслевой подход выделяет национальную конкурентоспособность (макроуровень), конкурентоспособность отрасли (мезоуровень) и конкурентоспособность товара (микроуровень).
В самом широком смысле конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании. Применительно к экономической сфере конкурентоспособность в самом общем виде – обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования, т.е. конкурентными преимуществами.
В целях анализа конкурентных преимуществ национальной экономики зачастую используется рейтинговая оценка конкурентоспособности Республики Беларусь тремя методами: многомерного сравнительного анализа, по методике МВФ, методом индивидуальной экспертной оценки.
Существуют две крупных организации, которые проводят общемировой анализ конкурентоспособности стран. Это IMD (расшифровка отсутствует) и Всемирный экономический форум (ВЭФ, World Economic Forum). Каждая из этих организаций ежегодно издает отчет (World Competitiveness Yearbook и Global Competitiveness Report соот-вественно), посвященный мировым тенденциям в конкурентоспособности. Они предоставляют необходимые данные для анализа общемировых тенденций и бенчмаркинга. В обоих отчетах применяется в целом схожая методология оценки конкурентоспособности государства, которая рассматривается как сумма широкого спектра факторов, определяющих успешность страны на мировом уровне и гарантирующих высокий уровень жизни ее населению.