Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 10:10, курсовая работа
По мере развития экономики, внедрения новых технологий и выпуска наукоемкой продукции, объекты интеллектуальной собственности (ОИС) становятся одной из наиболее важных составных частей активов предприятия. Достаточно часто встречаются случаи, когда стоимость ОИС компании превосходит стоимость всех ее материальных активов и является основным ресурсом компании в конкурентной борьбе.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ, ОБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ
1.2 МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
2.1 ОБЪЕКТ ОЦЕНКИ
2.2 ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД
2.3 ДОХОДНЫЙ ПОДХОД
2.4 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД
2.5 ИТОГОВАЯ ВЕЛИЧИНА ОЦЕНКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
По мере развития экономики, внедрения новых технологий и выпуска наукоемкой продукции, объекты интеллектуальной собственности (ОИС) становятся одной из наиболее важных составных частей активов предприятия. Достаточно часто встречаются случаи, когда стоимость ОИС компании превосходит стоимость всех ее материальных активов и является основным ресурсом компании в конкурентной борьбе.
Это особенно справедливо для предприятий, имеющих устойчивую деловую репутацию на рынке, владеющими известными товарными знаками или работающими на рынке наукоемкой продукции.
Необходимость в оценке ОИС активов возникает при внесении такого рода объектов в уставной фонд предприятия, при совершении сделок купли-продажи или при заключении лицензионного соглашения на право использования интеллектуальной собственности, при определении размера компенсации, а также при изменении стоимости основных средств предприятия в бухгалтерском учете.
Цель данной работы - рассмотреть процесс оценки объекта интеллектуальной собственности 3 подходами: затратным, доходным и сравнительным.
Структура работы построена в соответствии с логикой поставленных задач. В первой главе рассматриваются теоретические основы оценки объектов интеллектуальной собственности. Во второй главе проведена оценка изобретения.
Интеллектуальная собственность (исключительные права).
Интеллектуальная собственность (ИС) - собирательное понятие, используемое для обозначения прав, относящихся к интеллектуальной деятельности в различных областях (производственной, научной, литературной и художественной). В статье 138 ГК РФ понятие ИС используется для обозначения исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Конкретное содержание исключительных прав определяется специальными законами, к числу которых относятся патентный закон, закон об авторском праве и смежных правах, закон о товарных знаках и т.д. В международных соглашениях, участницей которых является Российская Федерация, понятие ИС используется, как правило, в более широком смысле. Так, в соответствии с п. VIII ст.2 Конвенции, учреждающей ВОИС, "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к:
Таким образом, область применения понятия ИС не ограничивается только исключительными правами, а распространяется на всю совокупность имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Далее в тексте понятие ИС употребляется с учетом сделанных оговорок, как правило, в широком смысле.
Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) - охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в том числе:
В конвенции, учреждающей ВОИС, и в статье 138 ГК РФ говорится об интеллектуальной собственности, но не об объектах интеллектуальной собственности, что, вообще говоря, более правильно. Однако есть и более глубокие причины, объясняющие необходимость определения или, как минимум, толкования понятия применительно к конкретным потребностям. Использование формулировки из статьи 138 ГК возможно, но крайне неудобно. В статье 138 говорится только об исключительных правах граждан и юридических лиц, а наибольший интерес представляют именно те результаты, которые еще не стали объектами исключительных прав граждан или юридических лиц, но могут ими стать, причем не только в России, но и за рубежом. Использование формулировки из конвенции, учреждающей ВОИС, или ссылки на эту формулировку также не вполне продуктивно, поскольку эта формулировка охватывает слишком широкую сферу. По своей сути эта формулировка охватывает все права, которые могут быть отнесены к ИС хотя бы в одной из стран, подписавших конвенцию. С учетом формулировки из конвенции о создании ВОИС идеально точным термином могло бы, вероятно, стать словосочетание - "права, относящиеся к интеллектуальной собственности". Во всяком случае, уже в самом термине подчеркивается, что речь идет о правах, и нет ничего такого, что могло бы вызвать неверные ассоциации. Однако такое словосочетание слишком длинно, поэтому лучше заменять его более кратким "права интеллектуальной собственности" или "права ИС". Помимо всего прочего эти два варианта сокращения очень хорошо согласуются с английскими терминами intellectual property rights и IP rights. [3]
Нематериальные активы.
Понятие нематериальных активов (НМА) используется не только в бухгалтерском или финансовом учете, но также в управлении и в оценочной деятельности, причем содержание этого понятия различно в национальных стандартах бухучета разных стран и разных видах профессиональной деятельности. В частности, оценщики и управленцы обычно понимают НМА несколько шире, чем бухгалтеры. Кроме того, в России существует понимание НМА налоговыми органами (в соответствии с Налоговым кодексом РФ), отличное от бухгалтерского понимания. Этот факт заслуживает особого внимания. В самом широком смысле НМА - это специфические активы, для которых характерны: (1) отсутствие осязаемой формы; (2) долгосрочность использования; (3) способность приносить доход. Отсутствие осязаемой формы - основная, но не единственная специфическая особенность НМА, отличающая их от других долгосрочных активов. Другие специфические особенности характерны только для отдельных видов НМА, но не для всех одновременно, т.е. их нельзя использовать как характерные отличительные признаки. Более того, тремя позициями, отмеченными выше, исчерпывается то общее, что можно сказать о НМА вообще, не делая специальных оговорок относительно сферы применения или страны, о которой идет речь.
Бухгалтерское понимание НМА.
В бухгалтерском учете принято различать: идентифицируемые НМА, к числу которых относятся ИС и некоторые другие имущественные права, способные приносить доход в течение длительного периода (более одного года); и неидентифицируемые НМА, иногда называемые активами типа гудвилл. Однако такое деление всех НМА на две категории не универсально, как и состав НМА в целом. Существуют активы, которые относятся к НМА только потому, что не вполне понятно, куда их еще можно отнести. Например, в России к НМА относятся капитализированные расходы на создание юридического лица. В большинстве европейских стран и в США к НМА относятся архивы, библиотеки, подшивки газет и журналов и другие аналогичные активы, которые в России называются информационными ресурсами и либо вообще не учитываются на балансе предприятий и организаций, либо учитываются в составе материальных активов.
Следует также отметить, что до относительно недавнего времени основным нематериальным активом считался гудвилл, причем понимание этого термина профессиональными оценщиками было близко к бухгалтерскому. В бухгалтерском понимании гудвилл возникает только при покупке фирмы и определяется как разность между ценой, по которой приобретена фирма, и балансовой стоимостью ее активов, включая идентифицируемые НМА, стоящие на балансе. Отсюда происхождение термина "goodwill" - "добрая воля". Предполагалось, что стороны знают, за что покупатель несколько переплачивает, но раскрывать содержание причин не обязательно. Профессиональные оценщики, со своей стороны, часто отождествляли разность между рыночной стоимостью фирмы и стоимостью ее чистых активов со стоимостью деловой репутации (гудвиллом). Пока эта величина составляла 1 или 2 процента от цены сделки, ее не надо было объяснять. Однако уже к концу 80-х годов ХХ века ситуация резко изменилась. Согласно опубликованным в 1994 году данным комиссии по бухгалтерским стандартам Соединенного Королевства суммы, выплачиваемые за гудвилл, возросли с 1% в 1976 году до 44% в 1987 году.3 В 1996 году, т.е. еще 10 лет спустя, стало понятно, что относить указанную разность на гудвилл не имеет смысла, так как она составляла до 90 и более процентов от сумм сделок. В этой ситуации сформировалась практика, при которой возможно большие суммы принято связывать с идентифицируемыми активами и, прежде всего, с ИС. В том числе очень значительные суммы принято связывать с исключительными правами на товарный знак.
Таким образом, НМА в бухгалтерском смысле - это, прежде всего, идентифицируемые НМА, а идентифицируемые НМА - это, прежде всего, имущественные права ИС. Однако понятие ИС включает в себя не только имущественные, но и личные неимущественные права, не входящие в состав НМА. Имущественные исключительные права также далеко не всегда входят в состав НМА какого-либо юридического лица. Иначе говоря, соотношение между ИС и НМА достаточно сложно. [4]
Понятие НМА в оценочной деятельности.
Не менее сложно соотношение между балансовой и рыночной стоимостью компании, особенно, если рыночная капитализация данной компании на два порядка больше балансовой стоимости.
Огромные диспропорции между балансовой и рыночной стоимостью компаний, бизнес которых основан на знаниях, породил заметные проблемы в области профессиональной оценки. Ответом на них стала новая парадигма оценки бизнеса и НМА, характерной особенностью которой стала более широкая трактовка понятия НМА. Особенно отчетливо это видно в методическом руководстве 8 стандартов оценки TEGOVA 2000. Так, согласно данному руководству, оценщик должен принимать в расчет все НМА, как учитываемые на балансе, так и не учитываемые на балансе. При этом к числу "активов", не учитываемых на балансе, относятся, например, "персональный гудвилл" и "собранная вместе и обученная рабочая сила". Эти "активы" не могут принадлежать и не принадлежат компании, поэтому они не могут называться активами (без кавычек). Тем не менее, при определении стоимости бизнеса и НМА эти "активы" необходимо принимать в расчет, так как их влияние на стоимость компании в целом может быть решающим. В основном сказанное касается западных компаний, но и в России эти новые тенденции уже достаточно заметны.
Методы, используемые при расчете стоимости исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности (ОИС), определяются характеристикой типа стоимости, а также тем, для чего предназначена выполняемая оценка и как планируется использовать ее результаты.
При оценке ОИС могут быть использованы методы: затратного, сравнительного анализа продаж и доходного подходов.
Методы затратного подхода заключаются в расчете затрат на воспроизводство оцениваемых объектов интеллектуальной собственности в текущих ценах за вычетом износа.
Методы затратного подхода используются преимущественно для целей инвентаризации созданных и/или приобретенных объектов интеллектуальной собственности, балансового учета в действующем предприятии, а также для определения минимальной цены лицензии на передачу прав использования оцениваемой интеллектуальной собственности, ниже которой сделка для ее правообладателя становится невыгодной.
Затратный подход предполагает следующие методы оценки: метод прямого восстановления; метод замещения; метод фактических затрат; метод приведенных затрат.
Согласно правилам бухгалтерского учета затраты на опытно-конструкторские разработки признаются активом, когда они соответствуют следующим критериям:
Общая модель оценки ОИС затратным методом имеет вид:
где
Сб - стоимость (восстановительная стоимость) ОИС;
Кс = 1 - (Тр/Тн) - коэффициент морального старения (Тр - текущий срок действия охранного документа;
Тн - номинальный срок действия охранного документа);
Зi - затраты на создание ОИС, понесенные в i-м году;
аi - коэффициент приведения разновременных ежегодных сумм к одному расчетному году (аннуитет) для i-го расчетного года;
Киi - коэффициент индексации, учитывающий изменение индексов цен для i-го расчетного года;
t - начальный год расчетного периода;
Т - конечный год расчетного периода.
Затраты на создание ОИС, в частности, определяются следующим образом: З = Ззп + Знз + Зм + Знр + Зпт + Зпр + Зн,
Ззп - заработная плата исполнителей научно-исследовательских и проектно-технологических работ - авторов ОИС;
Знз - начисление на заработную плату;
Зм - материальные и приравненные к ним затраты;
Знр - накладные расходы предприятия-создателя ОИС;
Зпт - затраты на патентование созданного ОИС;
Зпр - прочие расходы, включая услуги сторонних организаций, привлеченных на создание ОИС;
Зн - налоги и другие обязательные платежи, осуществленные по затратам на создание ОИС.
Доходный подход предполагает следующие методы оценки: метод прямой капитализации; метод дисконтирования денежных потоков; метод избыточной прибыли; метод роялти; метод освобождения от роялти.
Наиболее широко распространенным методом доходного подхода является “метод роялти”. Для установления размера “роялти" определяется процент отчислений, который обосновывается путем анализа рынка или исследования затрат, делается прогноз относительно объема продаж, по которому ожидается выплата роялти. Если рассматривается новый вид продукции, то составляется ежегодный прогноз объемов продаж и ожидаемых платежей на определенный период (на срок действия охранного документа, предприятия и т.п.). [5]
Информация о работе Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности