Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Государственная экологическая экспертиза находится в компетенции специально уполномоченного государственного органа — Ростехнадзора при Министерстве природных ресурсов РФ и проводится образованными им экспертными комиссиями. Объектами государственной экспертизы являются материалы, носящие проектный характер (проекты инвестиционных программ, комплексных схем охраны природы и природопользования, схем развития отраслей хозяйства и пр.).
Цель курсовой: раскрыть сущность, содержание, цели деятельности эколого-экономической экспертизы, принципы и порядок проведения, систему платежей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..…….….3
Глава 1. Сущность, содержание, цели деятельности…..…….…4
1.1.Принципы проведения эколого-экономической экспертизы………………………………………….……..……….12
1.2.Объекты экспертизы………………………….……...13
Глава 2. Объекты государственной экологической экспертизы уровня субъектов РФ……………………………………….…..…16
2.1. Полномочия органов местного самоуправления в области экологической экспертизы……………………………...19
Глава 3. Порядок проведения экологической экспертизы……..21
Глава 4. Особенности оценки воздействия на окружающую среду в составе экономической экспертизы………………………..…..25
4.1. Ответственность за организацию, проведение и рассмотрение результатов ОВОС……………………………..….28
4.2.Общие требования к содержанию ОВОС………..…29
4.3. Заключение государственной экологической экспертизы…………………………………………………...….….35
Глава 5. Эколого-экономическая сущность, система платежей..38
Заключение…………………………………………………..…..….40
Список литературы……………………………………….……….41

Файлы: 1 файл

Курсовая (природопользование).doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Главная идея ОВОС — создание инструмента для выявления предполагаемых последствий намеченной деятельности и их учет при подготовке и принятии хозяйственных решений: все неблагоприятные возможные последствия должны быть выявлены и предотвращены, т.е. вместо борьбы с преодолением последствий во главу угла ставится создание условий для их предотвращения.

Разработка  ОВОС (как раздела проекта) и учет ее рекомендаций в проекте, потом их соблюдение в реализации хозяйственных решений выгодно как экологически (снижает и предотвращает негативные последствия), так и экономически (дешевле предотвратить загрязнение, ухудшение качества среды и деградацию, чем потом иметь громадные затраты на ликвидацию).

ОВОС — подспорье  инициативной предпринимательской деятельности. Хорошо проведенная ОВОС необходима, прежде всего, инициатору деятельности — предпринимателю (любого масштаба, формы и направления: частное лицо, предприятие, компания...), поскольку впоследствии в первую очередь он может столкнуться с невидимыми вначале, но трудноразрешимыми потом проблемами, последствиями, связанными со слишком большими платежами и санкциями, с общественным конфликтом, из-за чего предпринимательская деятельность может быть даже остановлена и огромные финансовые, материальные ресурсы пропадут безвозвратно. Это доказывается уже сложившейся добровольной практикой предпринимателей в странах с устойчивой экономикой указывать в отчетах объемы сбросов и выбросов больше фактических, т.к. всякое превышение связано с выплатой по кратному тарифу. Поэтому мнение «ОВОС мешает развитию» несостоятельно, так как это есть не что иное, как снова и снова полагаться на самовосстанавливающую способность - окружающей среды и бездумно наносить ей урон (из-за низкого экологического сознания, из-за «слабых законов», из-за слабых экономических санкций, из-за слабой 'технологической подготовленности и обеспеченности хозяйственной деятельности).

ОВОС — мероприятие, требующее всесторонней оценки и  стоит дорого (до 3 % стоимости проекта) но есть пути «удешевления». Так, например, способ, получивший за рубежом название «очерчивание масштаба работ» (acoping). Это самая ранняя стадия ОВОС, на которой осуществляется экспертная оценка значимых (существенных) воздействий во всех альтернативах и отбрасываются несущественные. Поэтому весь дорогостоящий анализ осуществляется только для существенных воздействий (экономия времени, средств). В качестве примера можно рассмотреть ситуации:

  1. Продуктопровод пересекает овраг, каньон, реку (высыхающую или полноводную) в районе, весьма удаленном от системы расселения, 
    возможный водоток не имеет рыбохозяйственного значения.
  2. Продуктопровод пересекает водоток вблизи населенного пункта, 
    водоток рыбохозяйственного значения.

Если считать, что осуществление перехода через  овраг или водоток в первом случае можно упростить: бросить «плеть» на дно, заанкерить, то во втором случае потребуется дюкерный переход, осуществление мероприятий по предотвращению ущерба рыбохозяйственным функциям водотока. И в этой ситуации, если в первом варианте рыблхозяйственное значение водотока незначительно или даже отсутствует (из-за пересыхания), то нет надобности в мероприятиях, проект станет гораздо дешевле.

В имеющихся  в настоящее время предплановых и планово-проектных документациях по предстоящим хозяйственным решениям осуществляется разная степень разработки и конкретизации ОВОС, их реализация могла бы принести значительный социально-экономический эффект. В то же время результативность мероприятий по охране природы весьма невысока по известным причинам. В числе основных показателей, характеризующих динамику развития производства, отрасли, предприятия отсутствовали показатели:

  • природоемкость продукции;
  • влияние развития производства (функционирования) на 
    природную среду;
  • эффективность использования природных ресурсов;
  • эффективность использования средств, направленных на 
    восстановление утерянных свойств и качеств природных ресурсов, 
    объектов.

Внедряемая  в соответствии с Законом РФ об экологической экспертизе ОВОС предполагает обязательность его при разработке ТЭО и проектов строительства (реконструкции, расширении) хозяйственных объектов и комплексов независимо от их сметной стоимости и функционального назначения.

1.1. Принципы проведения эколого-экономической экспертизы

Учитывая  основную предпосылку о том, что  существует презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, важнейшие принципы экологической экспертизы можно сформулировать так:

  • обязательность проведения государственной экологической 
    экспертизы до принятия решений о реорганизации объекта экологи 
    ческой экспертизы; причем без положительного заключения экологи 
    ческой экспертизы запрещаются финансирование и строительные 
    работы';
  • комплексность оценки воздействия на окружающую природную 
    среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;
  • достоверность и полнота информации, представляемой на 
    экологическую экспертизу;
    • независимость   (организационная   и   финансовая),      вневедомственность экспертизы, нештатный статус экспертов и 
      руководителя экспертной комиссии;
    • научная обоснованность, объективность и законность 
      заключения экологической экспертизы;
    • гласность проведения ЭЭ на всех ее этапах;
    •  ответственность участников экологической экспертизы: 
      экспертов, заказчиков проекта намечаемой хозяйственной деятельности, 
      разработчиков проекта, заинтересованных лиц.

В соответствии с законом «Об экологической  экспертизе в РФ» осуществляются государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) и общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ).

Государственная экологическая экспертиза в РФ проводится на двух основных уровнях: на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации специально уполномоченными органами в области экологической экспертизы (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и его территориальные органы, обладающие исключительным правом на проведение ЭЭ, которые осуществляют эти функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения ЭЭ).

1.2. Объекты экспертизы

Объекты государственной  экологической экспертизы федерального уровня

В соответствии со ст. 11 закона РФ «Об экологической экспертизе» обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

— проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного 
характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и 
инструктивно-методических документов, утверждаемых органами 
государственной власти РФ, регламентирующих хозяйственную и иную 
деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую 
природную среду, в том числе использование природных ресурсов и 
охрану окружающей природной среды;

— материалы,   подлежащие   утверждению   органами 
государственной власти РФ и предшествующие разработке прогнозов 
развития и размещения производительных сил на территории РФ, в 
том числе:

1) проекты комплексных  и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

изложены в главе IV (статьях 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25) закона РФ «Об

  1. проекты генеральных планов развития территорий свободных 
    экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
  2. проекты схем развития отраслей народной хозяйства РФ, в том 
    числе промышленности;
  3. проекты генеральных схем расселения, природопользования и 
    территориальной организации производительных сил РФ;
  4. проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и 
    национально-государственных образований;
  5. проекты межгосударственных инвестиционных программ, в 
    которых участвует РФ, и федеральных инвестиционных программ;
  6. проекты комплексных схем охраны природы РФ:
  • технико-экономические обоснования и проекты строительства, 
    реконструкции и расширения, технического перевооружения, 
    консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной 
    деятельности РФ и другие проекты независимо от их сметной стоимости, 
    ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление 
    которых может оказать воздействие на окружающую природную среду 
    в пределах территории двух и более субъектов РФ, в том числе материалы 
    по созданию гражданами или юридическими лицами Российской 
    Федерации с участием иностранных граждан или иностранных 
    юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в 
    которые превышает пятьсот тысяч долларов;
  • технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной 
    деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую 
    природную среду сопредельных государств, или для осуществления 
    которой необходимо использование общих с сопредельными 
    государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы 
    сопредельных государств, определенные «Конвенцией об оценке 
    воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»;
  • материалы по созданию организаций горнодобывающей и 
    перерабатывающей    промышленности,    предусматривающие 
    использование природных ресурсов, которые находятся в ведении РФ;                                                   
  • проекты международных договоров;
  • документация, обосновывающая соглашения о разделе 
    продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, 
    предусматривающие использование природных ресурсов и (или) 
    отходов производства, находящихся в ведении РФ;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых относится в соответствии с законодательством РФ к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
  • проекты технической документации на новые технику, 
    технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, 
    которые входят в перечень, утверждаемый специально уполномоченным 
    государственным органом в области экологической экспертизы, в том 
    числе на закупаемые за рубежом товары;
  • материалы комплексного экологического обследования 
    участков территорий, обосновывающие придание им статуса особо 
    охраняемых природных территорий федерального значения, зоны 
    экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической 
    ситуации, а также программы реабилитации этих территорий;
  • проекты схем охраны и использования водных, лесных, 
    земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении РФ;
  • документация на изменение функционального статуса, вида и 
    характера использования территорий федерального значения, в том 
    числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;
  • иные виды документации, обосновывающие хозяйственную и 
    иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное 
    воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий 
    двух и более субъектов РФ;
  • объекты государственной экологической экспертизы, 
    приведенные выше и ранее получившие положительное заключение 
    государственной экологической экспертизы в случае:

1) доработки объекта экологической экспертизы по замечаниям 
проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

2) изменения условий природопользования специально 
уполномоченным государственным органом в области охраны 
окружающей природной среды;

3) реализации объекта государственной экологической экспертизы 
с отступлениями от документации, получившей положительное 
заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае 
внесения изменений в указанную документацию;

4) истечение срока действия положительного заключения 
государственной экологической экспертизы;

5) внесения в проектную и иную документацию изменений после 
получения положительного заключения государственной экологической 
экспертизы.

 

Глава 2. Объекты государственной экологической экспертизы уровня субъектов РФ

В соответствии со статьей 12 «Закона ...» обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов РФ, подлежат:

  • проекты нормативных актов субъектов РФ, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую при 
    родную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических 
    документов, утверждаемых органами государственной власти 
    субъектов РФ и регламентирующих хозяйственную деятельность, в том 
    числе использование природных ресурсов и охрану окружающей 
    природной среды и иную деятельность;
  • материалы, предшествующие разработке прогнозов развития 
    и размещения производительных сил на территории субъектов РФ, в 
    том числе:

1) проекты комплексных и целевых социально-экономических, 
научно-технических и иных программ субъектов РФ, при реализации 
которых может быть оказано воздействие на окружающую природную 
среду;

  1. проекты схем развития отраслей народного хозяйства субъектов 
    РФ, в т.ч. промышленности;
  2. проекты генеральных схем расселения, природопользования и 
    территориальной организации производительных сил субъектов РФ;
  3. проекты территориальных комплексных схем охраны природы 
    и природопользования;
  4. проекты инвестиционных программ субъектов РФ и органов 
    местного самоуправления;

Информация о работе Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза