Оккупациональная терапия: современные задачи и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 17:10, реферат

Описание работы

В повседневной жизни мало кто из нас обращает внимание или не обращает вообще на то, как мы выполняем различные действия. Привычные дела выполняются машинально, как само собой разумеющиеся. Никто не задумывается о том, что, чтобы вымыть посуду, приготовить еду и взять ложку со стола нужно тоже выполнять действия руками, а тем более никто не задумывается о том, какая группа мышц, какие суставы задействованы при выполнении повседневной работы. Все меняется, когда функции утрачиваются или нарушаются. Это происходит в результате перенесенного заболевания или полученной травмы, которые, как правило, происходят внезапно и существенно меняют жизнь человека.

Файлы: 1 файл

окупительная терапия.docx

— 36.07 Кб (Скачать файл)

ОТ требуется пожилым людям с проблемами, связанными со следующими факторами: 
 

  • утратой физических функций в результате артрита, сердечных заболеваний, рака, цереброваскулярной травмы, болезни Паркинсона;
  • ослаблением когнитивного функционирования по причине болезни Альцгеймера, органического поражения мозга, артериального склероза или депрессии.

ОТ для пожилых людей с этими и другими подобными проблемами позволяет: 
 

  • затормозить или предупредить дегенеративные эффекты старения или функциональных затруднений;
  • увеличить самостоятельность в повседневной деятельности и связанные с ней навыки самообслуживания;
  • предоставить объективную оценку когнитивного функционирования в связи с важнейшими жизненными навыками, скажем, такими как обращение с деньгами, планирование питания и приготовление пищи;
  • обеспечить адаптирующее оборудование, чтобы поддержать или усилить функциональную независимость;
  • оценить жизненную среду в аспекте архитектурных или инвайро-ментальных барьеров;
  • справиться с изменениями и утратами, сопутствующими пожилому возрасту;
  • найти ресурсы в социальном окружении;
  • распознать и оказать сопротивление депрессии.

Оккупационный терапевт может также обучить необходимым навыкам и тех, кто ухаживает за больным, престарелым или инвалидом, например: 
 

  • технике снятия физического и эмоционального стресса, возникающего при уходе за кем-либо;
  • способам определения и усиления возможностей человека для самостоятельной жизни;
  • технике передвижения и позиции, позволяющим уменьшить затрату усилий того, кто оказывает уход;
  • умению найти занятия, значимые и интересные для человека;
  • умению подобрать адаптирующие механизмы, протезы и другие средства, которые могут упростить задачу ухода за больным;
  • способам нахождения и применения ресурсов окружения — таких как временная няня или доставка обеда на дом;

К способам оборудования домашней среды для безопасности и мобильности. 
Оккупационная терапия в различных странах мира представляет собой интегральную часть основного комплекса услуг здравоохранения и социальной защиты, которые оплачиваются многим людям за счет мощных государственных программ и частных страховок. В негосударственном секторе социально-медицинского обслуживания, широко представленном в США, существует система фондов крупных корпораций, которые занимаются страхованием.

Оккупационная терапия выгодна с социально-экономической точки зрения, так как позволяет: 

  • значительно сократить пребывание человека в больнице;
  • уменьшить нужду в госпитализации и институциализации (содержании в учреждении);
  • обеспечить скорейшее возвращение на работу;
  • сократить число услуг и время ухода, необходимые после выписки из больницы;
  • предотвратить осложнения и последующую инвалидность;
  • облегчить возвращение человека в общество.

В ряде стран оккупационные терапевты и ассистенты по ОТ работают в разнообразных учреждениях и организациях, например: 
 

  • отделениях скорой помощи;
  • центрах детского здоровья, детских поликлиниках;
  • реабилитационных центрах;
  • психиатрических больницах;
  • общежитиях и центрах «на полпути» (half-way) для людей, возвращающихся к нормальной жизни;
  • центрах психического здоровья, психиатрических диспансерах;
  • государственных и частных школах;
  • поликлиниках и больницах;
  • центрах дневного ухода за детьми, детских садах;
  • центрах для людей с нарушениями развития;
  • в частной практике;
  • центрах лечения ожогов;
  • клиниках, специализирующихся на реабилитации рук;
  • учебных центрах микрорайонов;
  • неонатальных центрах интенсивной терапии;
  • ортопедических клиниках;
  • домах престарелых.

Итак, оккупационная терапия представляет собой профессиональную деятельность в сфере здравоохранения и реабилитации. Специалисты по ОТ оказывают услуги людям любого возраста, имеющим физическую, эмоциональную, социальную недостаточность и потому нуждающимся в особой помощи, обучении функциональным навыкам, позволяющим вести независимую, продуктивную и удовлетворяющую их жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этапы оккупационной  терапии.

Процесс обучения компенсаторным приёмам складывается из нескольких последовательных этапов:

1) Оценка возможностей. Специалист по оккупациональной терапии должен определить требования пациента к обучению, принимая во внимание факторы, которые могут мешать и помогать в обучении; влияние окружающей среды.

2) Составление плана обучения. В план занятий входят: постановка целей (ожидаемый результат); этапы проведения занятий (инструктаж); использование специальных приемов обучения, способов и методов, облегчающих преподавание; характерные особенности условий обучения; способы поощрения и награждения; меры, обеспечивающие закрепление полученных данных.

3) Проведение занятий (инструктаж). Занятия проводятся с одним или группой пациентов в соответствии с учебным планом, с внесением в него, по мере необходимости, дополнения и изменения. Обучение предусматривает выполнение внеклассных практических заданий, которые должны способствовать закреплению усвоенного материала.

4) Заключительный этап. Необходимо убедиться, что полученные знания и приобретенные навыки пациент успешно использует в повседневной жизни.

Так же процесс обучения компенсаторным способностям складывается из нескольких стадий обучения:

- Определение степени овладения пациентом в процессе обучения навыками или понятиями весьма важно. Регулярная оценка уровня подготовленности пациента будет определять тактику для облегчения обучения. 
- Готовность к обучению. Этот этап предшествует проведению занятий (инструктажу). Пациент, готовый к восприятию новой информации и освоению новых навыков, осознает необходимость получения новых знаний и заинтересован в повышении уровня своей подготовки. Пациент, который не достиг такого уровня, извлекает мало пользы в процессе обучения, поскольку он не осознает необходимости приобретения новых знаний и умений, не готов к обучению или использованию этих знаний в повседневной жизни. 
- Овладение знаниями и умениями. На этом этапе, используя инструктаж, пациент овладевает знанием или умением. Он должен продемонстрировать владение материалом, усвоенным за период обучения. Например, пациент с нарушением движений показывает свое умение перемещаться из инвалидного кресла на сидение автомобиля. Или же пациент с проблемой социальной адаптации во время занятий показывает свое умение общаться при совершении покупок. Опыт, приобретенный на этом этапе, показывает, что терапевт и пациент должны будут адаптировать и изменять проведение занятий с учетом потребностей пациента.

- Закрепление полученных знаний и навыков. На этом этапе пациент практически использует знания и навыки, приобретенные во время занятий, в повседневной жизни. Пациент, который освоил способы перемещения, использует это умение в различных реальных ситуациях повседневной жизни без участия терапевта. Пациент с проблемами социальной адаптации будет использовать свое умение при совершении реальных покупок в магазине. Если у пациента возникают трудности с практическим использованием приобретенных знаний и навыков, то тактика обучения должна быть сфокусирована на механизмах улучшения закрепления. 

В центре внимания ОТ стоят занятия, которые включают в себя три области: 
 

  • самообслуживание или уход за собой;
  • трудовую деятельность;
  • проведение досуга и отдыха.

На характер действий по уходу за собой, проведению досуга и трудовой деятельности оказывают влияние социальные и культурные факторы. Действия, которые в одних условиях считаются типичными и уместными, могут оказаться неприемлемыми в других. Специалист по ОТ должен учитывать эти различия в своей практической деятельности. 
Хотя занятия и подразделяют на три области, включающие уход за собой, досуг и трудовую деятельность, в повседневной жизни их невозможно отделить одну от другой, поскольку они взаимосвязаны и взаимозависимы. 
Так, например, человек, имеющий престижную работу, может занимать свою должность, только если он в состоянии следить за собой, соблюдать правила гигиены, выполнять другие действия по уходу за собой. Некоторые виды трудовой деятельности, такие как родительские обязанности или ведение домашнего хозяйства, не имеют временных границ и поэтому эти занятия могут совпадать с проведением досуга. Следует отметить, что отдельные виды активности различными людьми понимаются по-разному. Одинокий человек рассматривает приготовление пищи как уход за собой; а семейный человек считает это трудовой деятельностью. Если оно связано с приемом гостей, то его можно рассматривать как досуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Оккупациональная терапия значительно отличается от других медицинских специальностей.

Объектом оккупациональная терапия являются занятия, восстановление и нормализация оккупациональной деятельности. В оккупациональной терапии проявление клинических нарушений рассматривается только с учетом взаимосвязи с оккупациональной деятельностью. Все виды оккупационной терапии очень важны, и имеют большой реабилитационный потенциал. Задача состоит в том, чтобы профессионально обучить применению средств оккупациональной терапии, различных приспособлений, технических средств реабилитации: головодержателей, корректоров осанки, горизонтальных чашек для питья лежа, бандажа, повязок, корсета, устройств для застегивания пуговиц, палки для одевания и других.

Значение ОТ очень велико как для человека с ОВЗ, так и для его семьи. Способность к самообслуживанию намного облегчает жизнь и помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, а сами занятия ОТ отвлекают от недуга. Оккупационная терапия помогает социализироваться и безболезненно влиться в общество, по возможности даже участвовать в его жизни.

Осваивая элементы ухода шаг за шагом, человек расширяет свое жизненное пространство и повышает качество жизни. Каждая, даже самая маленькая победа над недугом, когда человек может сам принимать пищу, чистить зубы, умыться и т.д., приносит ему чувство удовлетворенности и радости. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Митрофанова Н.А., Сухова  Л.С. Основы медико-социальной реабилитации. М., 2001.

2.Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия. Учебный словарь-справочник. О.В. Козырева, А.А. Иванов. - М., 2010

.Крупа Т., Пакер Т. Компенсация нетрудоспособности и инвалидности. - 1996.

1. Бастрыкина А. В. Туризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными возможностями. - М., 1999. - 132 с. 2. Болезни нервной системы /под ред. Н. Н. Яхно, Д. Р. Штульмана и П. В Мельничука. - М.: Медицина, 1995. - Т. 1. - 653 с. 3. Дыскин А. А., Танюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. - М.: Логос. - 1996. 4. Кастон Д. Сделай свой дом удобным. Пер. с английского - Пермь, РИЦ Здравствуй - 1993. - 189 с. 5. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. - М., 1997. 6. Корюхин Э. В. Уход за престарелыми на дому. - М., 1998. - 113 с. 7. Крупа Т., Пакер Т. Компенсация нетрудоспособности и инвалидности. - 1996. - Ч. 3. - 223 с. 8. Те же. Лечебные меры при нарушениях трудоспособности и инвалидности. - 1996. - Ч. 4. - 72с. 9. Те же. Реабилитационная технология. - 1996. - Ч. 5. - 121с. 10. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. - ООН., 1993. 11. Трубилин Н. Т. Профилактика инвалидности и медицинская реабилитация больных - важнейшая задача органов здравоохранения // Сов. Мед.- 1980. - №4 - С. 10-15. 12. Чеботарев Д. Ф. Геронтология и гериатрия: М.: Знание, 1984 - 64 с. 13. Яцемирская Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. - 1999. - 224 с. 14. American Association of Occupatinal Therapist. Position paper: Occupation //Amer. J. of Occup. Ther. - 1995. - V. 49. - Р. 1015-1018. 15. Krupa T., Packer T. Occupatinal Therapy Theory: Resurce Manual. 1995. - Vl. 1. - 104 p. 16. Law M. et al. Occupation, health and well-being //Canadian Jurnal of Occupational Therapy. - 1998 . - V. 65. - 2. Р. 81-91. 17. Occupatinal Therapy: Oververcoming Human Performance Deficits /Ed. Ch. Christiansen and C. Baum. - 1991. - 883 p.


Информация о работе Оккупациональная терапия: современные задачи и принципы