Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 17:10, реферат
В повседневной жизни мало кто из нас обращает внимание или не обращает вообще на то, как мы выполняем различные действия. Привычные дела выполняются машинально, как само собой разумеющиеся. Никто не задумывается о том, что, чтобы вымыть посуду, приготовить еду и взять ложку со стола нужно тоже выполнять действия руками, а тем более никто не задумывается о том, какая группа мышц, какие суставы задействованы при выполнении повседневной работы. Все меняется, когда функции утрачиваются или нарушаются. Это происходит в результате перенесенного заболевания или полученной травмы, которые, как правило, происходят внезапно и существенно меняют жизнь человека.
ОТ требуется пожилым
людям с проблемами, связанными со следующими
факторами:
ОТ для пожилых людей
с этими и другими подобными проблемами
позволяет:
Оккупационный терапевт
может также обучить необходимым навыкам
и тех, кто ухаживает за больным, престарелым
или инвалидом, например:
К способам оборудования
домашней среды для безопасности и мобильности.
Оккупационная терапия
в различных странах мира представляет
собой интегральную часть основного комплекса
услуг здравоохранения и социальной защиты,
которые оплачиваются многим людям за
счет мощных государственных программ
и частных страховок. В негосударственном
секторе социально-медицинского обслуживания,
широко представленном в США, существует
система фондов крупных корпораций, которые
занимаются страхованием.
Оккупационная терапия выгодна с социально-экономической точки зрения, так как позволяет:
В ряде стран оккупационные
терапевты и ассистенты по ОТ работают
в разнообразных учреждениях и организациях,
например:
Итак, оккупационная терапия представляет собой профессиональную деятельность в сфере здравоохранения и реабилитации. Специалисты по ОТ оказывают услуги людям любого возраста, имеющим физическую, эмоциональную, социальную недостаточность и потому нуждающимся в особой помощи, обучении функциональным навыкам, позволяющим вести независимую, продуктивную и удовлетворяющую их жизнь.
2. Этапы оккупационной терапии.
Процесс обучения компенсаторным приёмам складывается из нескольких последовательных этапов:
1) Оценка возможностей. Специалист по оккупациональной терапии должен определить требования пациента к обучению, принимая во внимание факторы, которые могут мешать и помогать в обучении; влияние окружающей среды.
2) Составление плана обучения. В план занятий входят: постановка целей (ожидаемый результат); этапы проведения занятий (инструктаж); использование специальных приемов обучения, способов и методов, облегчающих преподавание; характерные особенности условий обучения; способы поощрения и награждения; меры, обеспечивающие закрепление полученных данных.
3) Проведение занятий (инструктаж). Занятия проводятся с одним или группой пациентов в соответствии с учебным планом, с внесением в него, по мере необходимости, дополнения и изменения. Обучение предусматривает выполнение внеклассных практических заданий, которые должны способствовать закреплению усвоенного материала.
4) Заключительный этап. Необходимо убедиться, что полученные знания и приобретенные навыки пациент успешно использует в повседневной жизни.
Так же процесс обучения компенсаторным способностям складывается из нескольких стадий обучения:
- Определение степени овладения
пациентом в процессе обучения навыками
или понятиями весьма важно. Регулярная
оценка уровня подготовленности пациента
будет определять тактику для облегчения
обучения.
- Готовность к обучению. Этот этап
предшествует проведению занятий (инструктажу).
Пациент, готовый к восприятию новой информации
и освоению новых навыков, осознает необходимость
получения новых знаний и заинтересован
в повышении уровня своей подготовки.
Пациент, который не достиг такого уровня,
извлекает мало пользы в процессе обучения,
поскольку он не осознает необходимости
приобретения новых знаний и умений, не
готов к обучению или использованию этих
знаний в повседневной жизни.
- Овладение знаниями и умениями. На
этом этапе, используя инструктаж, пациент
овладевает знанием или умением. Он должен
продемонстрировать владение материалом,
усвоенным за период обучения. Например,
пациент с нарушением движений показывает
свое умение перемещаться из инвалидного
кресла на сидение автомобиля. Или же пациент
с проблемой социальной адаптации во время
занятий показывает свое умение общаться
при совершении покупок. Опыт, приобретенный
на этом этапе, показывает, что терапевт
и пациент должны будут адаптировать и
изменять проведение занятий с учетом
потребностей пациента.
- Закрепление полученных знаний
и навыков. На этом этапе пациент практически
использует знания и навыки, приобретенные
во время занятий, в повседневной жизни.
Пациент, который освоил способы перемещения,
использует это умение в различных реальных
ситуациях повседневной жизни без участия
терапевта. Пациент с проблемами социальной
адаптации будет использовать свое умение
при совершении реальных покупок в магазине.
Если у пациента возникают трудности с
практическим использованием приобретенных
знаний и навыков, то тактика обучения
должна быть сфокусирована на механизмах
улучшения закрепления.
В центре внимания ОТ стоят
занятия, которые включают в себя три области:
На характер действий по уходу
за собой, проведению досуга и трудовой
деятельности оказывают влияние социальные
и культурные факторы. Действия, которые
в одних условиях считаются типичными
и уместными, могут оказаться неприемлемыми
в других. Специалист по ОТ должен учитывать
эти различия в своей практической деятельности.
Хотя занятия и подразделяют на три
области, включающие уход за собой, досуг
и трудовую деятельность, в повседневной
жизни их невозможно отделить одну от
другой, поскольку они взаимосвязаны и
взаимозависимы.
Так, например, человек, имеющий престижную
работу, может занимать свою должность,
только если он в состоянии следить за
собой, соблюдать правила гигиены, выполнять
другие действия по уходу за собой. Некоторые
виды трудовой деятельности, такие как
родительские обязанности или ведение
домашнего хозяйства, не имеют временных
границ и поэтому эти занятия могут совпадать
с проведением досуга. Следует отметить,
что отдельные виды активности различными
людьми понимаются по-разному. Одинокий
человек рассматривает приготовление
пищи как уход за собой; а семейный человек
считает это трудовой деятельностью. Если
оно связано с приемом гостей, то его можно
рассматривать как досуг.
Заключение
Оккупациональная терапия значительно отличается от других медицинских специальностей.
Объектом оккупациональная терапия являются занятия, восстановление и нормализация оккупациональной деятельности. В оккупациональной терапии проявление клинических нарушений рассматривается только с учетом взаимосвязи с оккупациональной деятельностью. Все виды оккупационной терапии очень важны, и имеют большой реабилитационный потенциал. Задача состоит в том, чтобы профессионально обучить применению средств оккупациональной терапии, различных приспособлений, технических средств реабилитации: головодержателей, корректоров осанки, горизонтальных чашек для питья лежа, бандажа, повязок, корсета, устройств для застегивания пуговиц, палки для одевания и других.
Значение ОТ очень велико как для человека с ОВЗ, так и для его семьи. Способность к самообслуживанию намного облегчает жизнь и помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, а сами занятия ОТ отвлекают от недуга. Оккупационная терапия помогает социализироваться и безболезненно влиться в общество, по возможности даже участвовать в его жизни.
Осваивая элементы ухода шаг за шагом, человек расширяет свое жизненное пространство и повышает качество жизни. Каждая, даже самая маленькая победа над недугом, когда человек может сам принимать пищу, чистить зубы, умыться и т.д., приносит ему чувство удовлетворенности и радости.
Список использованной литературы
1.Митрофанова Н.А., Сухова
Л.С. Основы медико-социальной
2.Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия. Учебный словарь-справочник. О.В. Козырева, А.А. Иванов. - М., 2010
.Крупа Т., Пакер Т. Компенсация нетрудоспособности и инвалидности. - 1996.
1. Бастрыкина А. В. Туризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными возможностями. - М., 1999. - 132 с. 2. Болезни нервной системы /под ред. Н. Н. Яхно, Д. Р. Штульмана и П. В Мельничука. - М.: Медицина, 1995. - Т. 1. - 653 с. 3. Дыскин А. А., Танюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. - М.: Логос. - 1996. 4. Кастон Д. Сделай свой дом удобным. Пер. с английского - Пермь, РИЦ Здравствуй - 1993. - 189 с. 5. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. - М., 1997. 6. Корюхин Э. В. Уход за престарелыми на дому. - М., 1998. - 113 с. 7. Крупа Т., Пакер Т. Компенсация нетрудоспособности и инвалидности. - 1996. - Ч. 3. - 223 с. 8. Те же. Лечебные меры при нарушениях трудоспособности и инвалидности. - 1996. - Ч. 4. - 72с. 9. Те же. Реабилитационная технология. - 1996. - Ч. 5. - 121с. 10. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. - ООН., 1993. 11. Трубилин Н. Т. Профилактика инвалидности и медицинская реабилитация больных - важнейшая задача органов здравоохранения // Сов. Мед.- 1980. - №4 - С. 10-15. 12. Чеботарев Д. Ф. Геронтология и гериатрия: М.: Знание, 1984 - 64 с. 13. Яцемирская Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. - 1999. - 224 с. 14. American Association of Occupatinal Therapist. Position paper: Occupation //Amer. J. of Occup. Ther. - 1995. - V. 49. - Р. 1015-1018. 15. Krupa T., Packer T. Occupatinal Therapy Theory: Resurce Manual. 1995. - Vl. 1. - 104 p. 16. Law M. et al. Occupation, health and well-being //Canadian Jurnal of Occupational Therapy. - 1998 . - V. 65. - 2. Р. 81-91. 17. Occupatinal Therapy: Oververcoming Human Performance Deficits /Ed. Ch. Christiansen and C. Baum. - 1991. - 883 p.
Информация о работе Оккупациональная терапия: современные задачи и принципы