Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:29, научная работа
Перспективный путь развития России на ближайшее десятилетие, согласно стратегии и концепции социально-экономического развития России до 2020 г., констатирует неэффективность инерционной роли России в мировой экономике в качестве энергосырьевой базы. В связи с этим властью определены актуальные направления государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.
ОКУПАЮТСЯ ЛИ ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ?
Введение
Перспективный путь развития России на ближайшее десятилетие, согласно стратегии и концепции социально-экономического развития России до 2020 г., констатирует неэффективность инерционной роли России в мировой экономике в качестве энергосырьевой базы. В связи с этим властью определены актуальные направления государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.
Запас знаний, умений,
навыков и прочих качеств
Подсчеты инвестиций
На сегодняшний день существуют различные подходы к оценке эффективности вложений в человеческий капитал.
Фитц-енц Я., проводя исследования, в качестве простейших подсчетов окупаемости инвестиций в человеческий капитал делил доход на число сотрудников. Это был первый показатель, появившийся в Докладе об эффективности человеческих ресурсов в 1985 г. Им же предложен коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал.
Коэффициент окупаемости инвестиций в человеческий капитал = [Прибыль - (Расходы - [Зарплаты + Льготы])] : Зарплаты + Льготы, т.е.
HCROI = Revenue - (Expenses - [Pay + Benefits]) / (Pay + Benefits) [6].
Одним
из показателей экономической
УИ = ФО / ВНП,
где ВНП - валовой национальный продукт;
ФО - денежная оценка общего фонда образования.
По
методологии Т. Шульца, величина общего
фонда образования равна
Как уже было отмечено, основным фактором существования и развития человеческого капитала является инвестирование в интеллектуальный капитал.
Ваганян О.Г. предлагает следующую методику оценки эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал коммерческих организаций. В связи с тем что взаимодействие отдельных элементов интеллектуального капитала имеет нелинейный характер, оценивается лишь интегральная эффективность инвестиций. В этом случае общий подход к оценке будет следующий. Соотносятся две величины: X (разница между капитализацией организации и ценой замещения ее реальных активов, за вычетом обязательств) и Y (инвестиции в нематериальные активы). Коэффициент эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал подсчитывается как отношение разности величины X в начале и в конце периода и величины инвестиций Y в течение этого периода. При этом все величины берутся в дисконтированном виде с учетом инфляции. В результате получается коэффициент эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал коммерческих организаций, т.е. рассчитывается следующая формула:
Z = X 1- X 2/ Y,
Z -
коэффициент эффективности
X2
- величина интеллектуального
X1
- величина интеллектуального
Y - инвестиции в интеллектуальный капитал организации.
Для
подсчета величины Y рекомендуется
учитывать следующие
На основе теории человеческого капитала заработную плату работника с определенным уровнем подготовки можно представить как состоящую из двух основных частей. Первая часть - это то, что он получал бы, имея нулевой уровень образования. Вторая- это доход на образовательные инвестиции:
Yn = X0 + RCn,
где
Yn - заработки человека, имеющего
n лет образования;
Х0 - заработки человека с нулевым
образованием;
Сn - объем инвестиций в течение n
лет обучения, т.е. накопленный человеческий
капитал;
R - текущая норма отдачи вложений в образование.
На наш взгляд, важно отметить, что, выделяя и рассчитывая коэффициент R за разные периоды времени работы сотрудников, мы можем говорить об эффективности инвестиций в их образование. Так, при коэффициенте, приближающемся к 1, можно говорить о полной окупаемости затрат на обучение за расчетный период, а при стремлении его к нулю - о неэффективности инвестиции в человеческий капитал, при прочих равных условиях.
Данная теория предлагает объяснение широкому спектру явлений на рынке труда, таких как, например, разница в зарплате рабочих разной квалификации, колебания уровня безработицы в зависимости от профессии, принятие человеком решения получить образование или пройти обучение и т. д. Эта теория также влияет на определение политики предоставления бюджетных ресурсов на образование, профессиональное обучение и медицинскую помощь.
Сторонники теории человеческого капитала исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно «обычным» предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами 110 банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т. д.).
Термин "капитал" обычно относят к тем продуктам труда, которые собираются использовать для дальнейшего производства. Процесс создания капитала называют инвестированием. Инвестирование, согласно определению, требует первоначальных затрат, которые затем, через некоторый промежуток времени, окупаются. Согласно теории человеческого капитала, люди могут увеличить свои возможности, вкладывая средства в себя, а правительство - увеличить национальный доход, направляя средства на создание человеческого капитала. Главным доводом в пользу таких инвестиций является то, что затраченные средства могут окупиться за счет увеличения производительности труда и повышения зарплаты и таким образом быть оправданными.
Формы инвестирования в человеческий капитал
Человеческий капитал
может принимать различные
1. Образование. Оно
может состоять и в получении
формального высшего
2. Обучение. Оно может
быть профессиональным, т. е. направленным
на приобретение знаний и
3. Миграция и поиск
работы. Миграция рабочей силы
рассматривается как
4. Здравоохранение и
питание. Различного рода
Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уровень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
В создании активов человеческого
капитала весома роль отдельных компаний
(фирм). Они зачастую выступают в
качестве самых эффективных
Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность. Средства вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров.
Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решения иметь детей. С одной стороны дети для родителей – это источник удовлетворений, но с другой стороны – воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так не явных (прежде всего времени родителей).
Накопление интеллектуальных
и психофизиологических способностей
человека в семье является фундаментом
для дальнейшего развития и постоянного
совершенствования
Создание и развитие теории человеческого капитала
В 1971 г. Б. Ф. Кикер, подвергнув анализу теорию человеческого капитала и рассмотрев ее истоки и развитие, выделил следующие несколько причин, обусловившие отношение к человеку как к капиталу:
1) демонстрация могущества нации;
2) определение экономического
эффекта, который дают
3) привлечение внимания
общества к проблемам
4) определение ущерба от войны;
5) помощь судам в вынесении
решений по делам, касающимся
компенсации за нанесенное
Одним из первых концепцию человеческого капитала использовал сэр Вильям Петти в 1676 г., сравнив потерю оружия и других орудий войны с потерей человеческой жизни. Он считал, что человеческая жизнь имеет денежное выражение, указав, что потеря человеческой жизни на войне является денежной потерей для Англии. Столетие спустя, Адам Смит и другие классики экономической теории также признали концепцию человеческого капитала. Адам Смит в 1776 г. в своем известном трактате "Исследование о природе и причинах богатства народов" указал, что благосостояние народа определяется главным образом числом рабочих и качеством их навыков. Примерно веком позже Альфред Маршалл отметил долгосрочную природу инвестирования в человеческий капитал и роль в этом процессе самого человека.
В целом, на протяжении всей истории развития экономической мысли разные ученые использовали концепцию человеческого капитала для демонстрации экономической значимости запаса человеческих ресурсов и предвосхитили практику рассмотрения человеческого капитала с тех же научных позиций, что и обычного физического капитала.
Информация о работе Окупаются ли инвестиции в человеческий капитал?