Олигополия в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОЛИГОПОЛИИ
2 ОЛИГОПОЛИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Крупные предприятия в России
2.2 Экономический анализ рынка олигополии в России
2.3 Лидерство в ценах на примере автомобильного рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Микроэкономика_Олигополия_кр_2013.docx

— 80.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

 

3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОЛИГОПОЛИИ

5

2 ОЛИГОПОЛИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

19

2.1 Крупные предприятия в России

19

2.2 Экономический анализ рынка олигополии в России

21

2.3 Лидерство в ценах на примере автомобильного рынка

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В преддверии ХХI века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и в обществе, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. И в основном сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является российская экономика. Нет исторических аналогов этому процессу.

В настоящее  время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии  и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия.

Целью данной курсовой работы является изучение олигополий в экономике России.

Выбор данной темы исследования обусловлен ее актуальностью для российского рынка.

В соответствии с целью данной курсовой работы можно выделить следующие основные задачи:

- изучение понятия олигополии, ее признаков, свойств;

- изучение ценовой политики олигополий, основных теорий ценообразования;

- изучение основных видов олигополий;

- изучение крупнейших олигополий России, их удельного веса в экономике страны;

- изучение влияния олигополистических структур на экономику России.

Информационную  базу исследования составляет совокупность специальной и научной литературы; экономические исследования по теме; справочная и периодическая литература, а также специализированные Интернет сайты по экономике.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы анализа олигополии 

Олигополия  – это тип рынка несовершенной  конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.

Каким может  быть число участников олигополистического  рынка?

Если  рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией.

Дуополия  – частный случай олигополии, который  чаще встречается в теоретических  моделях, чем в реальной жизни. Собственно же олигополия насчитывает от трех и более участников1.

Разделяют три  основные характерные черты  олигополии:

  1. немногочисленность фирм в отрасли;
  2. высокие барьеры для входа в отрасль;
  3. всеобщая взаимозависимость.

Наиболее заметная черта  олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

Если обратиться к статистике, то в России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т. е. почти все отрасли, которым удалось выстоять в нынешнем кризисе и на которые пока опирается отечественная экономика. Концентрация производства в руках 8 ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62%. Бесспорно, олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.).

Резким контрастом к ним  выступают легкая и пищевая промышленность. В этих отраслях на долю крупнейших 8 фирм приходится не более 10%. Состояние рынка в этой сфере можно уверенно охарактеризовать как монополистическую конкуренцию, тем более что дифференциация продукта в обеих отраслях исключительно велика (например, многообразие сортов конфет, которые производит даже не вся пищевая отрасль, а только одна из ее подотраслей - кондитерская промышленность).

Конечно, установление количественной границы между олигополией и  монополистической конкуренцией во многом условно. Ведь два названных типа рынка имеют и качественные отличия.

При монополистической конкуренции  решающей причиной несовершенства рынка является дифференциация продукта. В условиях олигополии этот фактор тоже имеет значение. Есть олигополистические отрасли, в которых дифференциация продукта значительна (например, автомобилестроение). Но существуют и отрасли, где продукт является стандартизированным (цементная, нефтяная промышленность, большинство подотраслей металлургии)2.

Вторая наиболее заметная черта олигополии – барьеры для входа в отрасль. Олигопольные отрасли чаще всего возникают в отраслях с длительным, положительным эффектом масштаба (автомобилестроение, судостроение, металлургия, производство бытовой техники и т.д.). Эффект масштаба предполагает очень крупные размеры эффективно стартового капитала, что напоминает ситуацию с естественной монополией.

Олигопольные барьеры трудно преодолимы, однако отсутствует непреодолимый барьер, характерный для чистой монополии в виде особых прав, представленных государством. К традиционным барьерам олигополии относятся: эффект масштаба, монополизацию сырьевых источников, монополизацию производства технологии и т.д.3

Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Так малое количество фирм в отрасли, безусловно, требуют учета экономических действий со стороны всех фирм, кроме того, всеобщая взаимосвязь проявляется как в условиях конкуренции, так и в условиях сговора.

Итак, олигополия - ситуация, когда в отрасли имеется  незначительное количество производителей. В этой ситуации производители могут  вести себя различными способами:

а) не учитывать поведение других производителей, как и при совершенной конкуренции;

б) пытаться предвидеть поведение других производителей;

в) вступать в сговор с другими производителями.

Олигополистические  фирмы используют в основном методы не ценовой конкуренции. Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода времени.

В отличие  от других структур рынка универсальной  теории олигополии не существует. Вместо этого теория олигополии состоит из довольно значительного количества различных моделей, каждая из которых описывает специальный случай, который имеет место только при определенных условиях.

В течение  ряда лет многие экономисты предлагали различные формальные теории олигополии. Целью таких теорий является определение равновесной цены и объема выпуска для олигополистической фирмы. Что же касается отрасли, целью выступает определение таких характеристик рыночной структуры, как количество фирм, степень концентрации, уровень затрат и технологии, кривая спроса. Пока не выработано общей теории, но существует несколько частных теорий и исследований отдельных ситуаций. Они способствуют более глубокому пониманию проблем олигополии.

1.1 Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята в 1838 г. французским экономистом Антуаном Огюстьеном           Курно. Он исходил из следующих предпосылок:

а) на рынке присутствуют только две фирмы;

б) каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.

Допустим, что на рынке действуют две  фирмы: Х и Y. Как будет определять фирма Х цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако что будет делать фирма Y, фирме Х неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.

Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы Х.        На рис 1.1 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы Х (он будет сдвигаться влево), если фирма Y начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой Х исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно с Р0 до Р1, Р2 и с Q0 до Q1, Q2.4

 

 


Рис. 1.1 Модель Курно. Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой Х

при расширении производства фирмой Y: D - спрос; MR - предельный доход;

МC - предельные издержки

 

Изменение цены и объема выпуска продукции  фирмой X при расширении производства фирмой Y: D - спрос; MR - предельный доход;               МС - предельные издержки.

Если  рассматривать ситуацию с позиции  фирмы Y, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой X.

Объединив оба графика, получим кривые реакции  обеих фирм на поведение друг друга. На рисунке 1.2 кривая X отражает реакцию фирмы X на изменения в производстве фирмы Y, а кривая Y- соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы X часть потребительского спроса, последняя “сдается”, вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма X может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму Y на рынок. Такие действия фирмы X не охватываются моделью Курно.5

Рис. 1.2 Кривые реакции фирм X и Y на поведение друг друга

 

1.2 В условиях ограниченного числа поставщиков определенного товара их поведение можно описать двояким образом. Повышение или понижение цены на товар одним из товаропроизводителей вызывает адекватную реакцию конкурентов. В данном случае действия конкурентов нейтрализуют преимущество в цене, которого пытался добиться один из хозяйственных субъектов. В результате, между конкурентами фактически не происходит перераспределение общих объёмов продаж, каждый из конкурентов не ощущает потери своих покупателей. Если и происходит отток или приток покупателей, то это ощущает отрасль в целом под воздействием понижения или повышения цен всеми товаропроизводителями. В зависимости от направления динамики цен, покупатели будут искать способы удовлетворения своих потребностей путем расширения объема закупок товаров в данной отрасли или в других отраслях.

В реальной действительности в зависимости  от конкретно складывающихся обстоятельств, поведение конкурентов в качестве ответной реакции на действия одного из олигополистов может быть весьма разнообразным. Однако наиболее достоверной реакцией можно считать то, что понижение цены кем-либо из конкурентов вызовет стремление у остальных выровнять свои цены, т.е. понизить их с целью не допустить расширения рынка продаж конкурента-инициатора. В то же время, повышение цен одним из товаропроизводителей, как правило, оставляют без внимания. Такое игнорирование повышения цен со стороны конкурентов связано с надеждой увеличить свои доли в общем объеме продаж. Для наглядности обратимся к рисунку 1.3, на котором показаны кривые спроса олигополиста.

Если  представить, что кривая спроса D1 выражает положение олигополиста в условиях, когда его конкуренты выравнивают свои цены по его ценам, а кривая спроса D2 соответствует игнорированию конкурентами изменения цен этим олигополистом, то можно сделать вывод о наличии кривой спроса P1 A D1 у олигополиста в условиях ценовой конкуренции. Такого рода заключение вытекает из неоднозначной реакции конкурентов на повышение или понижение цен одним из олигополистов. В случае установления цены и объема выпуска, соответствующих точке А, положение предприятия характеризуется равновесным состоянием. Однако если предприятие примет решение о повышении цены на свою продукцию, а его конкуренты на это никак не отреагируют, то положение на рынке предприятия-инициатора будет характеризоваться отрезком кривой спроса P2. A в результате того, что на данном отрезке спрос обладает относительно высокой эластичностью, повышение цены приведет к сокращению объема продаж предприятием, тогда как его конкуренты получат дополнительных покупателей.6

Информация о работе Олигополия в экономике России