Олигополия в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОЛИГОПОЛИИ
2 ОЛИГОПОЛИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Крупные предприятия в России
2.2 Экономический анализ рынка олигополии в России
2.3 Лидерство в ценах на примере автомобильного рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Микроэкономика_Олигополия_кр_2013.docx

— 80.74 Кб (Скачать файл)

И все  же один путь совершенствования производственного  потенциала, активно используется российскими предприятиями даже в нынешних тяжелых условиях. Простаивающие мощности, запас квалифицированной рабочей силы, уменьшение остроты старой проблемы нехваток сырья и полуфабрикатов - все это создает объективные предпосылки для перепрофилирования производственных мощностей. Это, инвестиции, не требующие (точнее, почти не требующие) затрат. Для успеха на этом пути нужны не столько финансовые ресурсы, сколько верный выбор точки приложения усилий - их концентрация на продукте, который действительно нужен рынку.

 

2.2 Экономический анализ рынка

олигополии в России

Российский  рынок как переходный и постплановый имеет ряд особенностей, в первую очередь связанных с советский прошлым. Экономическая обособленность от других государств, нерыночный способ ведения хозяйства, большой перевес в сторону производства средств производства и ВПК над производством средств потребления, всеобщая концентрация ради упрощения управления хозяйствующими субъектами привели на данный момент к высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В результате рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы-олигополисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром и нефтеэкспортеры и «металлурги» и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы-олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.

Таблица 4.1.

Крупнейшие компании по объему реализации продукции. 2006-2007

Компания

Объем реализации млн. руб.

2007 год

2006 год

"Газпром"

1 383 545

976 776

"ЛУКойл"

1 309 374,4

830 304,2

РАО "ЕЭС"

764 655

579 657

"ТНК"

702 650,5

Нет данных

"Сургутнефтегаз"

446 386,3

308 111,3

"Сибнефть"

412 612

256 108,9

"Русал"

178 383,5

158 355,8


 

Крупные компании по объему реализации продукции.

 

Одной из классических отраслей для рынка олигополии является черная металлургия. В России - стране одной из лидеров по запасам железной руды эта отрасль является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 9 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими. 8

Таблица 4.2.

Крупнейшие компании черной металлургии 2006-2007г.

Компания

Объем реализации в млн. руб.

2007 год

2006 год

"Северсталь"

225 315,4

181 067,2

"Евразхолдинг"

184 113,7

170 992,5

"Магнитогорский 

металлургический комбинат"

152 200,2

139 171,8

"Новолипетский

металлургический комбинат"

126 460,3

130 804,9

"Мечел"

107 643,3

104 788,2

"Трубная металлургическая компания"

79 175,2

55 388,1


 

Крупнейшие  компании черной металлургии

Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает, если рассматривать отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ОАО «Трубная металлургическая компания» (ОАО «ТМК») является крупнейшим производителем труб в России.

Трубная промышленность на сегодняшний день является одним из важнейших сегментов отечественной металлургии. Будучи необходимым элементом в системе функционирования большинства отраслей российской экономики, она также обеспечивает существенную долю экспорта страны. Сегодня трубная промышленность обслуживает ведущие отрасли отечественного и мирового хозяйства: нефтегазовый комплекс, машиностроение, химическую и нефтехимическую промышленность, энергетику, судостроение, коммунальное и сельское хозяйство.

Трубы самых разнообразных модификаций требуются в различных уголках земного шара. Все большее развитие получают предприятия, занятые в сфере производства и продажи трубной продукции.

Сегодня основными игроками на российском рынке  стальных труб являются: ОАО «ТМК», ЗАО «ОМК», ОАО «ЧТПЗ». Согласно источнику «Аналитика ОАО «ТМК»», наибольшая доля выпуска трубной продукции в России приходится на группу компаний ОАО «ТМК». Существенный вклад в годовое производство труб вносят еще три гиганта отечественной металлургии: ЗАО «ОМК», ОАО «ЧТПЗ» и ОАО «Северсталь».9

Немалые объемы приходятся на менее крупные предприятия - 16,9%, а также обеспечиваются за счет импортных поставок - 9%. К таким резуль-татам лидеры российского рынка стальных труб пришли путем многолетнего развития и консолидации мощностей, ведь все четыре организации представляют собой объединения крупных металлургических предприятий.

Колоссальные  масштабы нашей страны накладывают  определенный отпечаток на процесс функционирования отдельных отраслей хозяйства и на характер отечественной экономики в целом. В состав одной компании могут входить несколько предприятий, разделенных расстоянием в сотни, и даже в тысячи километров. Живой пример тому - упомянутая выше группа компаний ОАО «ТМК». Основанная в 2001 г., она за неполное десятилетие своего существования успела объединить под своим началом несколько ведущих российских и зарубежных металлургических заводов. В настоящее время в состав холдинга входят: ОАО «Волжский трубный завод» (Волгоградская область), ОАО «Таганрогский металлургический завод» (Ростовская область), ОАО «Северский трубный завод» и ОАО «Синарский трубный завод» (Свердловская область).

Другой  промышленный гигант, группа ЗАО «ОМК», также включает в себя несколько предприятий, расположенных на большом расстоянии друг от друга: ОАО «Выксунский металлургический завод» (Нижегородская область), ОАО «Альметьевский трубный завод» (Республика Татарстан), ОАО «Трубодеталь» (Челябинская область), ОАО «Чусовской металлургический завод» (Пермский край).

Вместе  с тем вопрос о расположении заводов  тщательно продумывался еще в период их строительства. Если, на первый взгляд, местонахождение предприятия кажется неудобным, то при ближайшем рассмотрении становится ясно, что в условиях рационально организованной и бесперебойно функционирующей транспортной системы проблема отдаленности производственных пунктов становится менее острой. Примером может послужить объединение ОАО «Северсталь», имеющее в своем составе ОАО “Череповецкий металлургический комбинат”. Несмотря на то, что предприятие находится в сравнительном удалении от рудных и угольных месторождений, расположение его имеет неоспоримые преимущества. Город Череповец находится на стыке трех экономических районов: Европейского Севера, Северо-Запада и Центра. Здесь располагается крупный транспортный узел, являющийся пересечением таких каналов сообщения, как железнодорожная магистраль Санкт-Петербург - Екатеринбург и Волго-Балтийский речной путь. Таким образом, налаженная работа транспорта компенсирует удаленность предприятия от сырьевых источников, а близкое расположение к промышленным центрам страны дает широкие возможности для реализации готовой продукции.

Сильная промышленность и разветвленная транспортная система являются неотъемлемой частью стабильного развития экономики страны. Однако не менее важную роль играет уверенное присутствие отечественных компаний на мировых рынках. За последние пятнадцать лет три из четырех крупнейших российских производителей стальных труб вышли на глобальный уровень и прочно утвердились в списке лидеров мирового трубного бизнеса. В настоящее время третье место в мире по объему производства занимает российский холдинг ОАО «Трубная металлургическая компания». Несмотря на пережитый в 2008-2009 гг. глобальный экономический кризис, производство труб в России постепенно избавляется от негативного влияния внешних факторов.

По данным Министерства экономического развития РФ, уже к середине 2010 г. объем производства стальных труб достиг 5,672 млн. т, а это составляет более 84% от общего объема производства за весь 2009 г.

Снижение  объемов производства вследствие негативного влияния кризиса моментально отразилось на показателях российского экспорта.

Наиболее  значимой компанией среди игроков  российского экспорта стальных труб выступает сегодня ОАО «ТМК», ее доля превышает 50% от общего объема экспорта трубной продукции Российской Федерации. Созданная в 2001 г. группа компаний ОАО «ТМК» – сравнительно молодой участник мирового металлургического рынка, однако уже сейчас она является российским лидером по экспорту трубной продукции и занимает, как сказано выше, третье место в мире по производству стальных труб. Объединив ведущие производственные предприятия трубной отрасли, ОАО «ТМК» приобрела уникальные для российского рынка производственные мощности как по объемам производства, так и по номенклатуре выпускаемой продукции. Группа компаний производит продукцию для ведущих отраслей экономики - нефтегазового комплекса, энергетики, машиностроения, химической промышленности и многих других. Потребителями продукции ТМК являются «Газпром», ТНК-BP, «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «ЛУКойл», Shell Group, Agip, Total, Exxon Mobil, Occidental Petroleum, ONGC, Saudi Aramco, Sonatrach, KOC, Anadarko, Marathon и другие компании.10

 

2.3 Лидерство в ценах на примере

автомобильного рынка

На примере  рынка легковых автомобилей можно  проследить ситуацию лидерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является «АвтоВаз». Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства «АвтоВаз» разумеется, является безусловным лидером.

Нельзя  обойти стороной и «родной» «ГАЗ». Он может стать центром целого сконцентрированного холдинга под контролем «Сибала». Наш Автозавод по 2002 год увеличивал долю производства грузовиков и уменьшал производство легковых автомобилей. Но в 2003-2004 годах рынок малых грузовиков, похоже, пришел в состояние насыщения, в производстве наблюдался некоторый спад.

В 2007 «Группа ГАЗ» выпустила 40 034 легковых автомобиля, 226 192 большегрузных, среднетоннажных и легких коммерческих автомобиля, а также 22 344 автобуса.

Выручка группы в 2006 году достигла 118,79 млрд. руб. ($4,6 млрд.), чистая прибыль - 6 млрд. руб. ($233 млн.), EBITDA компании составила 12,5 млрд. руб. ($484 млн.).

Консолидированная выручка от реализации «Группы ГАЗ» в 2007 году по МСФО выросла по сравнению с предыдущим на 27 % до $6,22 млрд., чистая прибыль составила $293,3 млн.11

Объем производства будет зависеть от объема отечественных  и зарубежных инвестиций. В ближайшие 1,5-2 года цены на отечественные автомобили приблизятся вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Что не может не сказаться на конкурентоспособности наших предприятий?

Из такого положения у отечественных компаний есть несколько путей выхода:

  1. создание совместных предприятий. Наподобие совместного предприятия «ВАЗ» и "Дженерал Моторз" по производству «Шевроле Нива». Такое сотрудничество выгодно для иностранных компаний, ведь они снижают издержки в виде пошлин. Для российских же компаний это один из основных способов выживания в конкурентной среде;
  2. комплексная перекапитализация, создание новой конкурентоспособной продукции на основе новых технологий. Так тот же «АвтоВаз» проводит перекапитализацию сроком 8 лет.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценивая  значение олигополистических структур, необходимо  отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.

Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная,  электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.

Негативная  оценка олигополий определяется следующими моментами. Это, прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а, следовательно, можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.

Исходя  из проведенного исследования, можно сделать вывод, что хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство.

Информация о работе Олигополия в экономике России