Олигополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 05:01, доклад

Описание работы

Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень малое количество продавцов, а появление новых продавцов сильно затруднено или вообще невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.

Содержание работы

Введение
Понятие олигополии
Характеристика олигополий в России
Олигополии в современной России
Лидерство олигополий на российском рынке
Ценообразование и лидерство в ценах
Развитие олигополий в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 90.07 Кб (Скачать файл)

Наибольшая рентабельность продукции в промышленности наблюдается в газовой промышленности (47,7%), цветной металлургии (27,8%), топливной промышленности (22%).

Наибольшая рентабельность по отраслям приходится на связь (35,8%). По морскому транспорту рентабельность составила 22,6%, трубопроводному транспорту общего пользования – 20,5%, промышленности – 14,1%.

Рентабельность продукции в целом по экономике составила в 2004 году 11,3%.

Финансовые результаты крупнейших нефтяных компаний в 2004 году представлена в таблице 2.

Таблица 2

Финансовые показатели крупнейших нефтяных компаний в 2004 г., 
млн дол. США

 

 

Лукойл

Юкос

ТНК Инт.

 

Сургутнефтегаз

Сибнефть

Татнефть

Роснефть

Славнефть

ВСЕГО

Выручка

15 449

11 373

6 912

6 323

4 777

4 578

2 679

2 683

54 774

Затраты и вычеты, связанные с производством

-12 787

-7 890

-5 372

-4 265

-3 384

-4 038

-1 984

-1 471

-41 191

Чистая прибыль

1 843

3 058

1 167

1 566

1 161

497

324

422

10 038


 

Наибольшая выручка от продаж в 2004 году приходится на компании Лукойл (15449 млн.долл.), Юкос (11373 млн.долл.), ТНК Инт (6912 млн.долл.).

На рис 2. показана выручка от продаж крупнейших компаний ТЭК России.

 

Рис 2. Объем продаж крупных фирм-олигополистов в России в 2004 году

 

Сегодня ЛУКОЙЛ это:

1,5% общемировых запасов  нефти и 2% общемировой добычи  нефти;

19% общероссийской добычи  нефти и 19% общероссийской переработки  нефти;

компания №2 среди крупнейших мировых частных нефтяных компаний по размеру доказанных запасов углеводородов;

компания №6 среди крупнейших мировых частных нефтяных компаний по объему производства углеводородов;

крупнейшая российская нефтяная бизнес-группа с ежегодным оборотом свыше 20 млрд долл.;

компания, акции которой занимают первое место по ликвидности среди акций компаний стран Центральной и Восточной Европы, торгуемых на Лондонской фондовой бирже (LSE);

компания, акции которой занимают первое место по ликвидности среди акций компаний нефтегазового сектора и второе — по ликвидности среди акций всех эмитентов в РТС;

лидер среди российских компаний по информационной открытости и прозрачности;

первая российская компания, акции которой получили полный листинг на Лондонской фондовой бирже;

единственная частная российская нефтяная компания, в акционерном капитале которой доминируют миноритарные акционеры.

Компания ЮКОС не отстает от ЛУКОЙЛа по объему производства и продаж продукции.

Рассмотрим олигополии в современной России.

Олигополии в современной России

Лидерство олигополий на российском рынке

ЮКОС перестал быть лидером отрасли по добыче нефти. В прошлом году он уступил своему главному конкуренту - ЛУКОЙЛу, добыв всего на 700 тыс. тонн нефти меньше. Сохранить свои позиции ЮКОСу помешала «плохая погода» и Роман Абрамович. [21]

Предварительные итоги производственной деятельности ЮКОСа за 2004 год оказались для компании неутешительными. Она утратила лидерские позиции в отрасли. Как говорится в сообщении ЮКОСа, в прошлом году его добыча составила 80,8 млн. тонн нефти. Эта цифра не учитывает производственных показателей «Сибнефти» (31,45 млн. тонн), которая с прошлого октября формально на 92% является его «дочкой». Однако «ЮкосСибнефть» так и не сумела начать работу как единая компания и сейчас находится в состоянии «развода».

От своего главного конкурента - компании ЛУКОЙЛ, которая в прошлом году добыла 81,5 млн. тонн нефти, ЮКОС отстал совсем ненамного - всего на 700 тыс. тонн. Этого в планах ЮКОСа не было - компания собиралась добыть около 83 млн. тонн нефти. Однако, как ранее объяснял зампред правления ЮКОСа Юрий Бейлин, компания вынуждена была снизить темпы добычи, поскольку в середине года «Транснефть» ввела ограничения на экспорт нефти в связи с плохими погодными условиями в районах портов отгрузки сырья. Общий объем ограничений составил около 720 тыс. тонн нефти.

Несмотря на это председатель правления ЮКОСа Семен Кукес, возглавивший компанию осенью 2004 года, попросил менеджмент «провести серьезный анализ причин отставания» и в этом году добиться безоговорочного выполнения планов. Они будут утверждены на заседании совета директоров, которое состоится 26 мая 2005 года. Планы ЛУКОЙЛа на следующий год уже известны - добыть 86,2--87 млн. тонн нефти.

Лидерство по капитализации удерживает ЮКОС, который не является самой большой компанией ни по добыче, ни по запасам. И лишь затем - ЛУКОЙЛ, капитализация которого явно занижена по сравнению даже с российскими аналогами.

Таблица 3

Сравнительная инвестиционная привлекательность российских нефтяных компаний

Компания

МСАР*

Выручка, 2004, млрд.долл.

Прибыль 2004, млрд.долл.

МСАР / Добыча**

МСАР / Запасы***

P/S

Р/Е

ЛУКОЙЛ

15,9

15,3

2,0

9,9

0,82

1,04

7,95

ЮКОС

28,8

11,37

3,06

20,6

2,27

2,53

9,4

Сургутнефтегаз****

14,6

6,3

1,7

15,3

2,22

2,32

8,59

Сибнефть

11,9

4,7

1,16

21,0

2,35

2,2

10,6

Татнефть****

2,62

4,1

0,4

4,3

0,39

0,5

5,3

ТНК

4,8

6,9

1,16

6,0

0,57

0,7

3,9

Башнефть****

0,5

1,4

0,2

1,9

0,35

0,3

2,3

Среднее по России

     

11,1

1,3

1,3

6,7


* - Капитализация (млрд долл.) на 16.06.2003 
** - $ за барр./сут 
*** - $ за барр. 
**** - Прогноз финансовых результатов

 

Оценка по методу среднеотраслевых, конечно, не является самой достоверной и объективной, так как не учитывает множество таких факторов, как корпоративное управление и перспективы корпораций, или же их стоимость на основе дисконтированных денежных потоков, однако на ее основе все же можно сделать общие выводы о расстановке инвестиционных приоритетов. Самой дорогой компанией отрасли оказалась по среднему значению потенциала роста «Сибнефть». Вероятно, это связано с перспективами для акционеров получить высокую цену акций в процессе слияния с ЮКОСом. Переоценка «Сибнефти», ЮКОСа и «Сургутнефтегаза» по сравнению с российскими аналогами, вполне возможно, не приведет к снижению котировок их акций, так как в сравнении с мировыми гигантами потенциал роста все еще остается.

Стоит заметить, что самая крупная российская компания ЛУКОЙЛ оказалась одной из самых дешевых нефтяных корпораций на российском рынке. Скорее всего, в ближайшее время рынок устранит это противоречие, так как на то есть объективные причины: компания приняла программу реструктуризации, которая позволит сделать бизнес холдинга более прозрачным и привлекательным для инвесторов, а также повысить эффективность. Самым заметным результатом реализации данной программы стала продажа миноритарной доли в проекте Азери-Чираг-Гунешли.

Акции российских нефтяных компаний обращаются не только на отечественном фондовом рынке. Большинство корпораций имеют программы АДР, что позволяет покупать бумаги иностранным инвесторам. Наиболее значимой для российских эмитентов является Лондонская фондовая биржа (London Stock Exchange), так как именно там по бумагам отечественных компаний проходят наибольшие объемы торгов.

На Лондонской фондовой бирже в настоящее время торгуются депозитарные расписки 106 эмитентов, которые разделены на три группы по странам Азии, Центральной и Восточной Европы, Средиземноморья. Согласно официальным данным Лондонской фондовой биржи, самыми ликвидными в своей группе являются ценные бумаги ЛУКОЙЛа.

Общий объем торгов ценных бумаг эмитентов из Центральной и Восточной Европы в январе 2004 г. составил 2,5 млрд долл., из них 36,6% - это депозитарные расписки ЛУКОЙЛа, что в стоимостном выражении составляет 917 млн долл. Кроме того, акции ЛУКОЙЛа занимают второе место по объемам торгов на британском рынке среди ценных бумаг иностранных компаний.

Показательна динамика роста интереса к ценным бумагам ЛУКОЙЛа. Если в сентябре 2003 г. инвесторы купили акций компании на 365 млн долл., то в январе этого года эта цифра выросла до 917 млн долл., то есть с сентября по январь интерес к ценным бумагам ЛУКОЙЛа увеличился в 2,5 раза.

Ценообразование и лидерство в ценах

Если происходит отток или приток потребителей на рынке, то это ощущает отрасль в целом под воздействием понижения или повышения цен всеми  товаропроизводителями. В зависимости от направления динамики цен потребители будут искать способы удовлетворения своих  потребностей: то ли путем расширения объема закупок товара данной отрасли, то ли других отраслей. С другой стороны, понижение или повышение цен одним из товаропроизводителей на свою продукцию может вызвать безразличное отношение конкурентов. В таком  случае  повышение цены  приведет к сокращению доли общего объема продаж товаропроизводителя, который воспользуется такой возможностью. Понижение цены, напротив, позволит ему  расширить объем продаж данного товара за счет покупателей других конкурентов. В реальной действительности, в зависимости от конкретно складывающихся обстоятельств поведение конкурентов в качестве ответной реакции на действия одного из олигополистов может быть весьма разнообразным.

Однако наиболее достоверной реакцией можно  считать  то,  что понижение  цены  кем-либо  из конкурентов вызовет стремление у остальных конкурентов выровнять свои цены,  т.е. понизить их с целью недопустить  расширение рынка продаж конкурента-инициатора понижение цен за счет других конкурентов. В то же время понижение цен одним из товаропроизводителей, как правило, конкуренты оставляют без внимания. Однако такое игнорирование повышения цен со стороны  конкурентов  связано  с  надеждой  расширить свои доли в общем объеме продаж за счет того из олигополистов, который рискнул поднять цену на свой продукт.

В январе индекс потребительских цен на бензин автомобильный составил 98,4%, индекс цен производителей - 81,7%.

В таблице 4 представлена динамика потребительских цен и цен производителей на бензин.

 

Таблица 4

Динамика потребительских цен и цен производителей на бензин

(в процентах)

 

К предыдущему месяцу

Справочно 
январь 2004г. к 
декабрю 2003г.

декабрь 
2004г.

январь 
2005г.

Индекс потребительских цен

     

на бензин автомобильный

98,3

98,4

100,5

в том числе:

     

марки А-76 (АИ-80 и т.п.)

98,4

98,3

100,4

марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.)

98,2

98,3

100,5

марки АИ-95 и выше

98,3

98,7

100,6

Индекс цен производителей

     

на бензин автомобильный

93,3

81,7

97,9

в том числе:

     

марки А-76 (АИ-80 и т.п.)

94,1

83,6

98,8

марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.)

91,8

79,6

96,8

марки АИ-95 и выше

97,5

79,7

98,4

Справочно 
Индекс потребительских цен на товары и услуги

101,1

102,6

101,8

Индекс цен производителей промышленных товаров

100,1

99,8

104,0


 

В январе снижение потребительских цен на бензин автомобильный было отмечено в 64 субъектах Российской Федерации. Самым значительным оно было в Республике Тыва - на 7,1%. По сравнению с предыдущим месяцем цены на бензин остались без изменения в 19 субъектах Российской Федерации. Увеличение цен на бензин наблюдалось в 6 субъектах Российской Федерации, в том числе в Чукотском автономном округе - на 6,9%.

В Москве потребительские цены на бензин за прошедший месяц в среднем снизились на 3,2%, Санкт-Петербурге - на 1,1%.

В январе цены производителей на бензин автомобильный снизились на 18,3%. Производство бензина стало дешевле в 17 субъектах Российской Федерации (от 2,3% в Ленинградской области до 28,2% в Ярославской области). На уровне декабря сохранились цены на бензин в Сахалинской области, а в Республике Саха (Якутия) они выросли - на 3,8%.

В январе цены производителей на нефть снизились на 13,9%, а тарифы на ее перекачку трубопроводным транспортом выросли - на 9,4%.

Это говорит о том, что за период 2003-2004 гг. олигополистические компании вели политику сдерживающих цен. Но, несмотря на это, повышение цен на бензин в 2004 году увеличило цены на потребительские товары и услуги (рис.3).

Рис.3. Индексы потребительских цен и цен производителей по Российской Федерации

 

Предполагается, что рост производства нефти будет ниже планируемого уровня в 2005 году из-за нехватки экспортных средств обслуживания. Согласно аналитикам, он будет составлять не более 8 процентов. Насчет цен прогноз благоприятный. В рамках инвестиций, ЛУКойл кажется теперь самым привлекательным, оценивая свои акции в 30.15 $. В то же время, по мнению аналитиков, нужно быть осторожным с акциями Сургутнефтегаза, поскольку структура акционерного капитала этой компании неясна в настоящее время. Согласно аналитикам, российские нефтяные компании показали весьма положительные результаты в 2004 году. Рост производства нефти равен 11 процентам. Несмотря на проблемы с главными акционерами, ЮКОС стал компанией номер один, судя по цифрам, говорящим о производстве нефти компанией - 80.7 миллионов тонн. ЛУКойл на втором месте, с 78.9 миллионами тонн добытой нефти. Дальнейшее развитие промышленности будет зависеть от изменений в налоговом законодательстве. По мнению экспертов, большие налоги могут замедлить инвестиционные программы российских нефтяных компаний.[20]

Циклическое  чередование позиций фирм-олигополистов в России позволяет им сбалансировать свои интересы и фактически выступать единым фронтом против антимонопольных механизмов. Наиболее изощренной формой тайных сговоров являются так называемые джентельменские соглашения, которые заключаются в устной форме в непринужденной обстановке за рамками рабочего  времени  и  которые  весьма трудно выявляются с целью предъявления иска. Конечно, тайные соглашения о ценах требуют от его участников взаимного доверия и готовности пойти на компромиссы и уступки, чтобы добиться балансированности интересов ее участников.

Информация о работе Олигополия