Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 05:01, доклад
Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень малое количество продавцов, а появление новых продавцов сильно затруднено или вообще невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.
Введение
Понятие олигополии
Характеристика олигополий в России
Олигополии в современной России
Лидерство олигополий на российском рынке
Ценообразование и лидерство в ценах
Развитие олигополий в России
Заключение
Список использованной литературы
В реальной действительности имеются между олигополистами существенные расхождения, как в издержках, так и в эластичности спроса на их продукцию, кроме того, они могут намечать различные целевые установки, что обуславливает далеко нерыночное их поведение. Кроме того, в рамках тайных соглашений, которые фактически блокируют ценовую конкуренцию, могут развиваться неценовые формы конкуренции, сопровождаемые предоставлением скрытых скидок и дополнительных услуг, улучшением форм обслуживания клиентов, обеспечением наилучшим после сбытовым обслуживанием. В частности предоставление скидок может привести к ценовой войне между олигополистами, так как нарушение одним из участников джентельменскогоили иного неофициального соглашения может вызвать ответную реакцию всех или нескольких олигополистов.
Таблица 5
Индексы цен производителей по отраслям экономики в 2004 году
(в процентах)
Код по |
К предыдущему месяцу |
Сентябрь 2004г. | |||
июль |
август |
сентябрь | |||
10000 |
Промышленность |
101,2 |
101,5 |
102,0 |
123,3 |
11100 |
электроэнергетика |
100,0 |
100,2 |
100,1 |
111,5 |
11200 |
топливная промышленность |
102,7 |
104,3 |
106,8 |
154,2 |
12100 |
черная металлургия |
99,5 |
100,0 |
101,5 |
155,3 |
12200 |
цветная металлургия |
102,0 |
103,6 |
96,7 |
108,1 |
13000 |
химическая и нефтехимическая промышленность |
101,7 |
101,3 |
102,5 |
117,7 |
14000 |
машиностроение и металлообработка |
101,2 |
100,6 |
101,0 |
113,0 |
14100 |
машиностроение |
101,0 |
100,6 |
100,8 |
112,5 |
15000 |
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
100,8 |
101,0 |
100,8 |
109,3 |
16100 |
промышленность строительных материалов |
101,3 |
100,6 |
100,4 |
114,3 |
16500 |
стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность (без производства медицинских изделий) |
100,5 |
101,1 |
100,8 |
113,6 |
17000 |
легкая промышленность |
100,1 |
100,1 |
100,7 |
106,3 |
18000 |
пищевая промышленность |
100,7 |
100,4 |
100,8 |
108,8 |
19100 |
микробиологическая промышленность |
98,6 |
98,4 |
100,8 |
102,0 |
19210 |
мукомольно-крупяная промышленность |
96,5 |
96,0 |
97,1 |
104,1 |
19220 |
комбикормовая промышленность |
100,0 |
93,7 |
95,2 |
113,6 |
19300 |
медицинская промышленность |
99,9 |
100,7 |
99,8 |
99,3 |
19400 |
полиграфическая промышленность |
100,3 |
100,3 |
101,6 |
102,8 |
21000 |
Сельское хозяйство |
98,5 |
99,6 |
100,0 |
107,5 |
21100 |
растениеводство |
98,2 |
97,4 |
97,0 |
110,1 |
21200 |
животноводство |
98,8 |
101,2 |
102,2 |
105,7 |
60000 |
Строительство |
101,3 |
101,4 |
101,3 |
110,5 |
Олигополии в России устанавливают цены, и мелкие компании не могут продавать свою продукцию выше цен компаний - олигополистов. Так, наибольшее повышение цен в 2004 году по сравнению с 2003 годом наблюдается в топливной промышленности, черной металлургии.
Поведение олигополистов в России в рамках тайных соглашений предопределяется необходимостью выбора золотой середины. С одной стороны, они вынуждены слишком в больших масштабах максимизировать прибыль, ибо это будет провоцировать вступление в данную отрасль новых конкурентов, так и привлекать внимание контролирующих органов, ответственных за соблюдение антитрестовского законодательства. С другой стороны, получение умеренной экономической прибыли либо сведение ее к нулевому значению позволяет олигополистамблокировать проникновение в эту отрасль новых производителей.
Таким образом, лидерство в ценах - это одна из форм рыночного поведения фирм - олигополистов, при которой все конкуренты на данном рынке следуют в фарватере ценовой политики ведущей или господствующей фирмы олигополиста. Речь идет о том, что наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли компания выбирает наиболее подходящий момент и место для изменения цены, тогда как все остальные фирмы - олигополисты автоматически следуют этому изменению. В данном случае фактически отсутствует ценовая конкуренция, несмотря на то, что и не имеет место тайный сговор, возможность последнего не исключается полностью.
Однако, когда мы говорим о «лидерстве в ценах», то предполагаем, что никаких соглашений или каких-либо договоренностей между фирмами не имеется. И, тем не менее, согласование действий олигополистов, несмотря на закамуфлированный характер, в определенном смысле происходит открыто. Ценовой лидер, высказывая публично те или иные намерения в отношении предполагаемого изменение цены, как бы будит реакцию остальных товаропроизводителей. Ответная реакция конкурентов на зондирование лидера отрасли служит своего рода сигналом к осуществлению либо воздержанию от тех или иных мероприятий. Особенность поведения ценового лидера заключается в том, что он, как правило, не реагирует на незначительные колебания в условиях издержек и спроса.
Изменение цен происходит только в том случае, если имеют место заметные отклонения в стоимости или иных факторов производства или изменения в условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции. Наконец, цена на олигополизированномрынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к которым прибавляется надбавка обычно в размере определенного процента. В дальнейшем мы будем использовать термин «средние издержки»,под которыми в долгосрочном периоде следует понимать всю совокупность издержек, так как деление издержек на постоянные и переменные приемлемо лишь для краткосрочного периода. В связи с тем, что издержки производства изменяются под влиянием масштаба производства, в качестве исходного уровня берется средний предполагаемый объем выпуска продукции в рамках определенного периода времени. Это обуславливает далеко не полную загрузку производственных мощностей.Однако показатель загрузки производственных мощностей (например, 75-80%) включает в себя не только составляющую основу масштаба производства для расчета цены, но определенный процент резервных мощностей как непременное условие для расширения производства в случае необходимости, и для его обновления.
Расчетная цена, образованная на основе средних издержек производства и определенной процентной надбавки в качестве экономической прибыли, служит своего рода стандартной ценой для проведения ценовой политики, которая призвана учитывать действительную или возможную конкуренцию, финансовую-экономическую и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и прочие обстоятельства. В заключение следует отметить, что подобная рода форма ценообразования в основном присуща для фирм с высокой степенью дифференциации и диверсификация выпускаемой продукции, что выступает значительным препятствием для точного определения спроса и издержек по каждому отдельно взятому изделию.
Цены на бензин постоянно растут, что вызывает подорожание других продуктов и недовольство населения.
Цены на нефть на мировом рынке сейчас растут, пользуясь этим, нефтяные компании увеличивают экспорт. На внутреннее потребление отпускается все меньше нефтепродуктов, цена на них, естественно, также растет. На рынке цена складывается по воле таких крупных компаний как ЮКОС, Лукойл – олигополисты современной России.
Развитие олигополий в России
В 2004 году произошло два крупнейших события в российской нефтегазовой отрасли: продажа последнего госпакета акций НК «ЛУКОЙЛ» компании ConocoPhillips и объявление о слиянии «Газпрома» и «Роснефти».
Что касается слияния «Газпрома» и «Роснефти». Сегодня эти компании ведут активную совместную деятельность по освоению новых, наиболее перспективных месторождений России. Речь идет о Штокмановском газоконденсатном и Приразломном нефтегазовом месторождении на шельфе Баренцева моря, Харампурском нефтегазовом месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе, а также ряде месторождений на других территориях. Поэтому объединение «Газпрома» с «Роснефтью» с этой точки зрения позволит, безусловно, снизить издержки, упростит обмен технологиями, повысит эффективность управления обеими компаниями. Такое решение, во-первых, оформляет владение контрольным пакетом акций объединенной компании за государством; а во-вторых, дает «зеленый свет» либерализации рынка акций газового монополиста. При этом нужно понимать, что государство не собирается утрачивать контрольный пакет акций «Газпрома» и размывать единый экспортный газовый канал.
Стратегическое соглашение между ConocoPhillips и «ЛУКОЙЛом» является завершением приватизации крупнейшей российской нефтекомпании. В результате ряд важнейших проектов перейдет под операционный контроль совместного предприятия, совместной структуры. Это и есть те инвестиции, которые сегодня так нужны ТЭКу.
Кроме того, надо сказать, что за летне-осенний период 2004 года количество контактов с руководством крупнейших мировых компаний («ШевронТэксако», «Марафон Ойл», «Би-Эйч-Пи-Биллитон», «Тоталь», «Французский институт нефти») было чрезвычайно высоко и большинство из них проявляли неподдельный интерес к расширению своего присутствия, к расширению инвестиций в российскую нефтегазовую промышленность.
В этой связи можно констатировать, что ситуация с «ЮКОСом» не привела к снижению инвестиционной активности иностранных компаний. Беспочвенными оказались и тревоги о том, что «ЮКОС» остановит добычу нефти. Если посмотреть статистику, то «ЮКОС» является одним из лидеров роста добычи нефти в России. Более того, что даже если произойдет смена собственника компании, это обстоятельство само по себе не повлияет на работу соответствующих подразделений и предприятий.
Глобальный характер энергетических проблем и все большая их политизация, а также влиятельное положение ТЭК России в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число базовых элементов Российского сотрудничества с международными энергетическими организациями.
Россия, являясь одновременно одним из крупнейших в мире производителей, экспортеров и потребителей энергоресурсов, осуществляет и будет осуществлять активный диалог в области энергетики со всеми странами и международными энергетическими организациями.
Расширение и углубление взаимодействия и сотрудничества России с международными энергетическими организациями будет, несомненно, способствовать развитию мировых рынков топливно-энергетических ресурсов и повышению экономической и энергетической безопасности в мире.
Для развития страны, с точки зрения теории управления, центр принятия решений может быть где угодно, только бы он был в одном месте. Периодически предлагаемые политические реформы — ложные задачи в потерянной ситуации управления. Цели так называемых «политических реформ» являются внутренне-административными, не ориентированными на общественное развитие. Цели в рамке предельных притязаний отсутствуют.
Множество центров принятия решений создают неэффективное управление, и, по существу, приводят к потере управления как на уровне адекватного понимания (возникает так называемая «потерянная ситуация управления»), так и организационно.
Предлагаемые политические реформы ведут к разобщенности власти, делая ее зависимой от внешнего управления. Они предполагают наличие разных фокусов управления, часто противостоящих друг другу, в разных ветвях власти: парламенте, исполнительной власти, судебной системе и местном самоуправлении.
Отдельный фокус управления страной представляют олигархи. Они либо подчиняют государство, либо жестко с ним конкурируют. С точки зрения теории управления — центр принятия решений должен быть один. Этого требует неумолимая логика управляемости объектом. Однако у нас два внутренних фокуса управления конкурируют друг с другом: государственный аппарат и олигархи. Сегодня олигархи фактически легализовали свои властные полномочия — все олигархические группы получили высокие посты в аппарате государственной власти. Государство управленчески не способно переиграть олигархов.
Поэтому в ситуации сохранения олигополий единственный выход — легализовать олигархов на государственных постах, одновременно упраздняя их монополию на соответствующих рынках. Нужно очень постепенно и осторожно диверсифицировать бизнес олигархов, мягко переводить его из олигополистического состояния в конкурентное.
При этом можно пока сохранять за олигархами отдельные государственные посты. Олигархи могут послужить стране. Это высококлассные топ-менеджеры, которые, будучи поставлены в другие условия, могут принести много пользы.
Заключение
Помимо факторов, определяющих рыночный спрос и рыночное предложение, уровень равновесной цены зависит от характеристик рынка, на котором осуществляются торговые сделки. Характеристики рынка формируются как условиями его функционирования (открытый — закрытый, организованный — стихийный и пр.), так и объектами совершаемых на нем сделок (недвижимость, услуги, патенты, облигации и пр.). Совокупность нескольких характеристик рынка образует его структуру, или тип. Путем сочетания различных свойств рынка можно составить большое число рыночных структур, но наиболее распространенными из них на рынке благ являются олигополия, совершенная конкуренция, монополия и монополистическая конкуренция.
В условиях олигополии специфическим фактором ценообразования является многовариантный стратегический план реакции производителя на ожидаемые действия немногочисленных конкурентов. Из-за неоднозначности ответных реакций олигополистов не существует единой теории олигопольного ценообразования. Но в любом случае цена на рынке олигополии предложения при прочих равных условиях превышает цену, складывающуюся на рынке совершенной или монополистической конкуренции, и ниже монопольной цены.
Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.
К крупным олигополистам в России можно отнести нефтяные компании «ЮКОС», «Лукойл» и «Газпром», которые в 2004 году вошли в список тысячи крупнейших корпораций мира. ЮКОС перестал быть лидером отрасли по добыче нефти. В прошлом году он уступил своему главному конкуренту - ЛУКОЙЛу, добыв всего на 700 тыс. тонн нефти меньше. Предварительные итоги производственной деятельности ЮКОСа за 2004 год оказались для компании неутешительными. Она утратила лидерские позиции в отрасли. Как говорится в сообщении ЮКОСа, в прошлом году его добыча составила 80,8 млн. тонн нефти. От своего главного конкурента - компании ЛУКОЙЛ, которая в прошлом году добыла 81,5 млн. тонн нефти, ЮКОС отстал совсем ненамного - всего на 700 тыс. тонн. Этого в планах ЮКОСа не было - компания собиралась добыть около 83 млн. тонн нефти. Однако, как ранее объяснял зампред правления ЮКОСа Юрий Бейлин, компания вынуждена была снизить темпы добычи, поскольку в середине года «Транснефть» ввела ограничения на экспорт нефти в связи с плохими погодными условиями в районах портов отгрузки сырья. Общий объем ограничений составил около 720 тыс. тонн нефти.