Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:50, контрольная работа
В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность. Во-первых, в условиях рыночно капиталистического хозяйства антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути «реформ» в России с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий.
Успех стратегии антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. опративный и стратегический контроллинг в процессе планирования на предприятии 5
Стратегический контроллинг 5
Оперативный контроллинг 12
Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. опративный и стратегический контроллинг в процессе планирования на предприятии 5
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
ВВЕДЕНИЕ
Вне зависимости от экономической
ситуации, отрасли и масштабов
деятельности, времени присутствия
на рынке, опыта и профессионализма
менеджеров и многих других индивидуальных
факторов с кризисами сталкиваются
абсолютно все хозяйствующие
субъекты. В условиях российской экономики,
все еще характеризующейся
В условиях кризиса управление
характеризуется специфическими особенностями,
обусловленными агрессивностью среды
деятельности. В частности, менеджмент
предприятия существенно
В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность. Во-первых, в условиях рыночно капиталистического хозяйства антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути «реформ» в России с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий.
Успех стратегии антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.
Современное
развитие контроллинга
Развитие
и становление системы
Предметом данной работы является стратегия и тактика антикризисного управления.
Объектом – антикризисное управление предприятием.
1. ОПЕРАТИВНЫЙ И СТРАТИГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛИНГ В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
1.1. Стратегический контроллинг.
В условиях становления рыночных отношений любое предприятие вне зависимости от формы собственности становится экономически и юридически самостоятельным. Такое положение предприятия как субъекта рыночных отношений предопределяет объективный процесс возрастания роли и значения функций управления: они наполняются новым содержанием. В этой связи особенно актуальным является решение вопросов изучения сущности стратегического контроллинга и определения его места в системе управления предприятием.
Одной из причин возникновения
кризисной ситуации на многих предприятиях
является низкий уровень менеджмента.
Именно неквалифицированные и
Стратегический контроллинг – важнейшая составляющая контроллинга управляющая внешней средой, стратегическим факторами успеха, альтернативными стратегиями, стратегическими целями. Стратегический контроллинг направлен на реализацию долгосрочных стратегий и программ.
В экономической литературе
большое внимание уделяется вопросам
направленности действия стратегического
контроллинга. Так А. Гэльвайтер в
своей книге «Стратегическое
руководство предприятием»
1) проверка стратегических
планов на их полноту и
2) текущий контроль «критических»
3) контроль стратегически
важных решений, исходя из
4) контроль важных этапных
целей при реализации
5) текущий контроль оперативных
действий в отношении
6) проверка стратегической
ситуации предприятия на
7) периодическая проверка
разграничения стратегических
8) периодический контроль
определяющих для
Целью стратегического контроллинга
является формирование информации о
возможных приоритетных направлениях
развития стратегии бизнеса предприятия
путем выявления причинно-
С учетом современного развития можно выделить следующие задачи стратегического контроллинга:
• установление качественных и количественных целей фирмы;
• ответственность за стратегическое планирование;
• разработка системы альтернативных стратегий;
• определение критических
точек во внешней и внутренней
среде для системы
• определение «узких» и поиск «слабых» мест. Управление «узкими» и «слабыми местами»;
• формирование системы показателей для информационной системы контроллинга;
• управление отклонением фактических показателей от плановых (нормативных);
• управление отклонениями;
• управление системой мотивации;
• управление экономическим потенциалом предприятия.
Для реализаций целей и задач стратегического контроллинга необходимо владеть методами и инструментами стратегического контроллинга.
К методам и инструментам стратегического контроллинга можно отнести:
• анализ баланса, расчет прибыли и убытков;
• расчет затрат и производительности;
• отчетность;
• система информации, планирования и контроля;
• система показателей;
• краткосрочный и среднесрочный расчет успеха;
• расчет суммы маржи и брейк–эвен–анализ;
• аддитивные модели управления эффективностью производства;
• мультипликативные модели управления эффективностью
производства.
Стратегический контроллинг
должен обеспечивать руководство предприятия
и других пользователей значимой
информацией о стратегии
Стратегический контроллинг координирует функции стратегического планирования, контроля, информационного обеспечения и внутреннего консалтинга.
Стратегический контроллинг базируется на стратегическом планировании.
Целевая задача стратегического планирования заключается в обеспечении продолжительного успешного функционирования организации. Для этого нужно формулировать и внедрять стратегии поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности). Следует различать новые и существующие потенциалы успеха.
Если предприятие может обеспечить более эффективное, чем у конкурентов, решение имеющихся, изменяющихся или новых проблем клиентов, то это означает его способность генерировать новые потенциалы успеха. Под имеющимися потенциалами успеха понимают созданные и используемые на предприятии потенциалы.
Потенциалы успеха можно разделить на внешние и внутренние. Внешние потенциалы зависят от успешной комбинации «продукт/рынок». Внутренние потенциалы могут быть следующих видов: информационные, структурные, технические, финансовые, кадровые и др.
Центральным пунктом стратегического планирования является разработка стратегии – возможных действий по достижению целей, стоящих перед предприятием.
В принципе, стратегии могут
формулироваться и
Процесс стратегического планирования можно разбить на следующие фазы:
• поиск и формулирование стратегической цели;
• оформление и оценка стратегии;
• принятие стратегического решения.
Стратегические цели – это цели, которые выводятся из общих целей (миссии) предприятия и конкретизируются как новые и существующие (либо внутренние и внешние) потенциалы успеха. Одновременно вводятся ограничения в виде фиксированных и независимых переменных. Эти ограничения как экзогенного (внешнего), так и эндогенного (внутреннего) характера представляют собой исходные предпосылки процесса планирования. Сформулированные плановые цели и ограничения определяют процесс поиска альтернативных вариантов, а также оценку их реализуемости.
В рамках стратегического анализа следует зафиксировать исходную ситуацию, потенциалы и стратегические «люки» предприятия – разность между возможными и реально достигнутыми результатами. Анализ исходной ситуации на предприятии позволяет выявить его сильные и слабые места. Кроме того, можно установить разницу между целью, как плановой величиной, и исходной ситуацией, как фактической величиной в настоящий момент времени.
На этом этапе разработки стратегии следует искать и конкретизировать возможные альтернативные решения, позволяющие достигнуть поставленных целей и устранить имеющиеся «люки». Необходимо разрабатывать по возможности большее количество альтернативных стратегий на базе предложений, ожиданий и прогнозов с использованием соответствующего инструментария.
Из-за неполной количественной и качественной информации, а так же вследствие открытого (неопределенного) горизонта планирования, оценка генерируемых альтернатив в рамках стратегического планирования сильно затруднена.
Последняя фаза процесса планирования, на которой происходит осознанное установление целенаправленных действий – это стратегические решения.
Поскольку оценка включает в себя выявление однозначных приоритетов, то сокращается число наиболее важных выбранных альтернатив. Как правило, стратегические решения ведут к действиям, которые служат причиной эволюции или создания новой структуры предприятия.
Задача стратегического контроля – сопровождать и поддерживать стратегический план относительно обеспечения его жизнеспособности. Сопровождение включает проверку адекватности формулировки стратегии, ее внедрение и реализацию.
При формировании концепции стратегического контроля необходимо учитывать и решать следующие задачи:
• формирование контролируемых величин для измерения и оценки потенциала успеха;
• установление нормативных величин, действующих в качестве базы для сравнения;
• определение фактических (реальных) значений контролируемых величин;
• перепроверка реальных величин по отношению к нормативным, путем сравнения плана с реально сложившимися (желаемыми) контролируемыми величинами, характеризующими актуальный потенциал успеха;
• фиксация отклонений и анализ причин, ответственных за отклонения;
• выявление требуемых корректирующих мероприятий для управления отклонениями от стратегического курса.
Реализация стратегического контроля сопряжена с большим числом проблем. Это, прежде всего проблемы измерения организационной структуры и взаимоотношений. Проблемы измерения связаны с неопределенным временным горизонтом и высокой степенью абстрактности стратегического планирования, что затрудняет действия с контролируемыми величинами.
Информация о работе Оперативный и стратегический контроллинг в процессе планирования на предприятии