Оппортунизм и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:34, реферат

Описание работы

Оппортунизм (лат. opportunus — удобный, выгодный) — термин, используемый в политике и политологии, а также в экономике.
Термин «оппортунизм» может применяться в различных значениях, чаще всего под ним подразумевается:
стиль политики, предполагающий стремление увеличить политическое влияние любой ценой или политический стиль, который предполагает использование любой возможности для увеличения политического влияния всякий раз, когда такая возможность возникает;

Файлы: 1 файл

Институц. экономика.docx

— 31.38 Кб (Скачать файл)

Введение

Оппортунизм (лат. opportunus — удобный, выгодный) — термин, используемый в политике и политологии, а также в экономике.

Термин «оппортунизм»  может применяться в различных  значениях, чаще всего под ним  подразумевается:

стиль политики, предполагающий стремление увеличить политическое влияние любой ценой или политический стиль, который предполагает использование  любой возможности для увеличения политического влияния всякий раз, когда такая возможность возникает;

практика отказа от некоторых  важных политических принципов, которые  были предварительно выдвинуты, с целью  достижения политической власти или  усиления политического влияния;

тенденция в мысли или  практической политике, заключающаяся  в стремлении набрать политический капитал и достичь частичной  выгоды для того, чтобы завоевать  доверие людей, демонстрируя твёрдые  принципы или улучшая уровень  политической сознательности масс.

Большинство политических деятелей являются «оппортунистами» по крайней  мере до некоторой степени (они стремятся использовать политический момент в своих целях). Основным предметом спора является соотношение между «использованием политического момента» и верности политическим принципам.

В современной экономической  науке под оппортунизмом понимают

«следование своим интересам, в том числе обманным путем, включая  сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного  чаще оппортунизм подразумевает  более тонкие формы обмана, которые  могут принимать активную и пассивную  форму, проявляться ex ante и ex post.  О.Уильямсон (1985)

1. Принципы

Термин «оппортунизм»  часто используется в унизительном смысле, главным образом потому, что означает частичный или полный отказ от политических принципов, если не на словах, то на практике. Таким  образом, обычно считается, что поведение  оппортуниста является беспринципным: средства достижения цели сами становятся целью. В этом случае происходит утеря  первоначальных отношений между  целью и средствами.

Иногда в политике необходимо настоять на политических принципах, а  в другое время необходимо сохранить  политическое единство, в то время, когда те или иные принципы или  верования стимулируют центробежные тенденции.

Если бы политические принципы сохранялись бы в жесткой, неизменной форме, вероятным результатом было бы сектантство, так как была бы лишь небольшая часть «правоверных»  людей, поддерживающих политическую практику основанную на такого рода «несгибаемых» принципах. Для того, чтобы избежать подобной ситуации, необходимо обычно сохранение хотя бы некоторой свободы в том, как политические принципы сформулированы, интерпретируются и фактически применяются.

Авантюристическое поведение  может очевидным образом проявляться  в стратегических союзах, в которых  одна из сторон зачастую стремится  извлечь из взаимоотношений выгоду за счёт другой стороны.

С другой стороны, политические принципы могут также быть «размыты», могут игнорироваться или же им может  быть дано иное толкование просто ради сохранения или развития достигнутого политического союза. Впоследствии связное объяснение необходимости  сохранения союза может быть утрачено.

Таким образом, политическая интеграция обычно требует комбинации твёрдой принципиальной позиции  и политической гибкости в такой  пропорции, чтобы поведение организации  было морально последовательным. Принимая во внимание необходимость использования особенностей политического момента, необходимо иметь соответствующую мотивацию и основываться на твёрдых принципах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка

Однако подобный идеал  на практике может быть весьма труднодостижимым, что приводит к совершению ошибок в силу проявления авантюризма. Немногие действия являются изначально оппортунистическими; они являются таковыми в определенном контексте, или с определенной точки  зрения на отношения целей и средств. Это может сделать объективную  оценку оппортунизма довольно трудной.

Как правило, оппортунистическое политическое поведение критикуется  за то, что является близоруким или  ограниченным. Таким образом, в погоне за достижением краткосрочной политической выгоды или её сохранением упускаются соответствующие отношения между  используемыми средствами и конечными  целями. Результатом становится то, что краткосрочная выгода приводит к долгосрочным потерям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Источники

Некоторые политологи находят  источник оппортунизма в определенной политической методологии, которая  применяется, чтобы сохранить или  увеличить политическое влияние. Примером является так называемый suivisme (французский вариант термина «хвостизм»), когда люди стремятся участвовать в любом движении, которое обнаруживает признаки популярности. Иногда популизм рассматривается как имманентное свойство оппортунистической политики, как стремление угодить «наименьшему общему знаменателю».

Другие аналитики предполагают, что оппортунизм проистекает  из восприятия относительных величин  риска, связанных с альтернативными  вариантами политики. Они утверждают, что чем больше растёт политическая организация и чем больше она  имеет влияния, тем менее вероятно, что она будет проводить политику, которая могла бы потенциально привести к потере достигнутого положения. С  большей вероятностью такая организация  до некоторой степени поставит под  угрозу свои принципы, чтобы поддержать своё положение, чем продолжит придерживаться принципов вне независимости  от последствий. Или, по крайней мере, чем больше полученное политическое влияние, тем в большей мере оказывается  давление на политические принципы.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Дилемма

До некоторой степени, политика неизбежно выдвигает дилемму  о том, настаивать ли на собственных  принципах (и подвергаться риску  изоляции) или смягчать свою позицию  ради сотрудничества. Соответственно, многие политические ситуации содержат некоторый потенциал для оппортунизма.

Таким образом, можно сказать, что не существует никакого общеприменимого  правила, никакой техники («философского  камня», «серебряной пули»), которая  могла бы полностью предотвратить  оппортунизм. В лучшем случае можно  знать о возможности, что оппортунизм  может стать реальной проблемой, и предпринять шаги, чтобы минимизировать риск.

Некоторые политические деятели  утверждали, что ошибки оппортуниста менее страшны, чем ошибки сектанта, потому что оппортунист, независимо от того, как его «грехи» интерпретируются, по крайней мере остается на стороне большинства или «среди масс». Однако большинство в силу некоторых причин может заблуждаться (миллионы верили в то, что Земля плоская) и присоединение ко мнению большинства в определенном контексте может стать существенно большей ошибкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Виды оппортунизма

Частое применение термина  «оппортунизм» во внутримарксистской полемике привело к возникновению мнения о том, что термин «оппортунизм» является марксистским политическим клише. Обвинения в оппортунизме выдвигались в отношении различных групп, причём как стоящих на более левых («левый оппортунизм»), так и более правых («правый оппортунизм») позициях, чем критики. Однако неизвестны исследования, доказывающие, что в марксистской традиции термин «оппортунизм» получил самостоятельное, отличное от общепринятого значение.

В марксизме Оппортуни́зм определяется как теория и практика в рабочем движении, заключающаяся в отказе от революционной борьбы пролетариата, «капитуляция» рабочего класса перед буржуазией.

Оппортунизм отразился в  трудах М. А. Бакунина, Э. Бернштейна, Г. В. Плеханова и многих других.

В период деятельности 1 и 2 Интернационала оппортунизм критиковался Карлом Марксом  и Фридрихом Энгельсом. Оппортунизм  получил развитие в теориях ревизионизма, левого коммунизма, догматизма, сектанства и других.

Оппортунизм подразделяется на правый и левый.

Правый оппортунизм:

сотрудничество антагонистических  классов;

отказ от революционных методов  борьбы;

отказ от диктатуры пролетариата.

Левый оппортунизм делает ставку на революционное насилие.

В качестве примера оппортунистических союзов и организаций можно привести: Бернский Интернационал, Социалистический Интернационал (Социнтерн), РСДРП(м).

К течениям «левого» оппортунизма относятся также «новые левые» —  неотроцкистские и маоистские элементы и другие группы радикалистского  движения интеллигенции, которое особенно активизировалось в 60-х годах. Последние  критикуют государственно-монополистический  капитализм с анархистских и анархо-синдикалистских  позиций, выступают с нападками  «слева», на реальный социализм, стратегию  и тактику мирового коммунистического  движения, пытаясь при этом использовать теоретическое наследие К. Маркса. Экономические  концепции оппортунизма относятся  к ненаучной, вульгарной буржуазной политической экономии. «Оппортунизм в верхах рабочего движения, это  — социализм не пролетарский, а  буржуазный.

Практически доказано, что  деятели внутри рабочего движения, принадлежащие к оппортунистическому  направлению, — лучшие защитники  буржуазии, чем сами буржуа. Без их руководства рабочими буржуазия не смогла бы держаться». Основным идейно-теоретическим звеном социально-экономических доктрин современного оппортунизма, социал-реформизма и ревизионизма является концепция «третьего пути», якобы отличного и от капитализма, и от научного, марксистско-ленинского, реального социализма («демократический социализм», «новые» национальные «модели социализма», концепции так называемого «еврокоммунизма»).

Превратно истолковывая социально-экономические  процессы, происходящие в условиях государственно-монополистического капитализма (дальнейшее капиталистическое обобществление производства в национальных и межнациональных  масштабах, империалистическую экономическую  интеграцию, частичное вытеснение индивидуальной частнокапиталистической собственности  коллективной в виде акционерной, корпоративной, государственно-капиталистической, изменения  в структуре рабочего класса, отделение  функции управления от владения капиталом, социальные завоевания трудящихся промышленно развитых стран и т. п.), оппортунисты подхватили буржуазные теории «демократизации капитала», «диффузии собственности», «социального партнерства», «революции управляющих», «планового» капитализма, «государства всеобщего благосостояния», «депролетаризации», «нового среднего класса» и стали утверждать, что капитализм исчезнет сам по себе, без революции, без перехода власти в руки рабочего класса, без обобществления средств производства, он якобы «трансформируется в демократический социализм».

Исходя из таких позиций, правые лидеры Социнтерна выступают  против реального социализма, объявляя его тоталитарным режимом и противопоставляя ему «свободный мир», каковым именуются  буржуазные государства. Антикоммунизм, борьба против марксизма-ленинизма  — ведущая черта современного оппортунизма. Оппортунизм в экономике, как и питающая его буржуазная политэкономия, переживает все углубляющийся  кризис. Социалистические и социал-демократические  партии, входящие в Социнтерн, неоднократно находились у власти в Австрии, Великобритании, Голландии, ФРГ, Дании, Норвегии, Израиле, однако ни в одной из этих стран  не был поколеблен капиталистический  способ производства, система капиталистической  эксплуатации. Что касается ревизионистских  попыток реализовать в практике хозяйствования тот или иной вариант  «рыночного социализма», то они приводят (как показал пример Чехословакии 1968—1969 гг.) к подрыву социалистического  способа производства.

В документах КПЧ подчеркивается, что праворевизионистские установки нарушают «отношения между государством и предприятиями, а также основные пропорции создания и использования национального дохода, соотношение между ростом производительности труда и средней заработной платой», ставят на первый план «узкие, местнические интересы», ведут к спекуляции и падению трудовой дисциплины. Несовместимы с научным социализмом и левооппортунистические концепции, особенно маоизм, На практике они наносят огромный ущерб народному хозяйству. Так, маоистская, типа «казарменного коммунизма», концепция социально-экономического развития, оказавшая в конце 50—70-х годах определяющее влияние на формирование экономической политики Компартии Китая, при-вела к глубокому падению производства в связи с попыткой форсировать индустриализацию путем «большого скачка» (1958—1960 гг.) и в период так называемой «культурной революции» (1966—1969 гг.). Ведя борьбу против социал-реформистского и ревизионистского оппортунизма, коммунисты преследуют цель укрепить единство своих рядов, единство рабочего класса в борьбе за мир, демократию, социализм и коммунизм.

Большевики объявили войну  оппортунистическим идеям, с точки  зрения большевиков оппортунизм  толкает рабочий класс либо на авантюристическое развитие (левый  оппортунизм), либо на путь капитуляции  пролетариата (правый оппортунизм). Например, в трудах Г. В. Плеханова оппортунизм  проявляется в теории неготовности России к Социалистической Революции, в теории перехода капитализма в  социализм.

Многие оппортунистические кружки, союзы и партии объявляют  войну коммунизму, проводятся съезды с антикоммунистическими лозунгами. Однако, некоторые сторонники оппортунизма вовсе не ведут антикоммунистическую политику. Плеханов выступал лишь с критикой политики партии большевиков, но не выступал против их конечной цели — коммунизма. Дзержинский выступал с позиции левых коммунистов против Брестского мира.

Против оппортунизма выступил третий Интернационал (Коминтерн).

 

 

 

 

 

6. Использование термина в современной экономической науке

Современный оппортунизм  продолжает и углубляет теорию и  практику правых лидеров II Интернационала (Э. Бернштейн, К. Каутский, Р. Гильфердинг, М. Адлер, О. Бауэр и др.). Если в прошлом для социал-демократических теоретиков было характерно формальное признание марксизма, то в ходе дальнейшего сползания вправо, после второй мировой войны, они открыто объявили о разрыве с марксизмом. Идейно-теоретическим источником современного оппортунизма выступают в первую очередь буржуазные теории «трансформации капитализма». По направлению своего воздействия на революционное рабочее движение оппортунизм может быть правым и «левым», при этом один вид нередко переходит в другой. Правый оппортунизм — сменяющие друг друга реформистские теории и соглашательские политические и тактические установки (бернштейнианство, каутскианство, современный социал-реформизм и правый ревизионизм), направленные на фактическую защиту буржуазного строя, государственно-монополистического капитализма, на отказ во имя реформ, временных и частичных выгод от революционных действий, коренного преобразования общества на социалистических и коммунистических началах.

Информация о работе Оппортунизм и его виды