Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:34, реферат
Оппортунизм (лат. opportunus — удобный, выгодный) — термин, используемый в политике и политологии, а также в экономике.
Термин «оппортунизм» может применяться в различных значениях, чаще всего под ним подразумевается:
стиль политики, предполагающий стремление увеличить политическое влияние любой ценой или политический стиль, который предполагает использование любой возможности для увеличения политического влияния всякий раз, когда такая возможность возникает;
Оппортунизм как степень следования экономического агента собственным интересам рассмотрен в работах Оливера Уильямсона.
Таким образом, с точки зрения Оливера Уильямсона, оппортунизм является такой формой поведения экономического агента, когда им/ею предоставляется неполная или искажённая информация (в т.ч. обман, введение в заблуждение, искажении и сокрытии истины или другие типы запутывания партнёра). Подобное поведение ведёт к возникновению информационной асимметрии, что усложняет экономическое взаимодействие и организацию как до заключения сделки (ex ante), так и после (ex post).
Примером оппортунизма ex ante является проблема неблагоприятного отбора (англ. adverse selection), когда потенциальный клиент страховой компании не заинтересован честно раскрывать свои истинные характеристики, а продавец подержанного автомобиля — реальное качество машины. Примером оппортунизма ex post является ситуация риска безответственности («морального риска», англ. moral hazard), когда застрахованный водитель может больше рисковать, зная о своей защищённости, а защищённый профсоюзом работник — увиливать от интенсивного труда.
Наличие оппортунизма в поведении агентов приносит сложности и в организацию фирмы. В случае акционерного общества, когда происходит отделение управления от собственности, возникает конфликт интересов между собственниками и наёмными топ-менеджерами, требующий специальные механизмы корпоративного управления для разрешения.
Также проблема оппортунизма анализируется в современной конституционной экономике и новой политэкономии (Дж.Бьюкенен, Г.Таллок), когда рассматривается поведение политиков до и после избрания на пост.
Список литературы: