Определение инфляции. Типы и виды инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому цель данной работы – проанализировать основные направления антиинфляционной государственной политики. Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
- дать определение понятию инфляция;
- рассмотреть типы и виды инфляции
- выявить последствия и издержки инфляции

Содержание работы

1. Введение 3
2. Определение инфляции. Типы и виды инфляции 6
2.1. Что такое инфляция? 6
2.2. Типы инфляции 8
2.2.1. Инфляция спроса 8
2.2.2. Инфляция предложения 8
2.3. Виды инфляции 9
3. Последствия и издержки инфляции. Предвиденная и непредвиденная инфляции 10
3.1. Последствия инфляции 10
3.2. Издержки инфляции 10
3.3. Предвиденная и непредвиденная инфляция 15
3.4. Последствия непредвиденной инфляции 17
4. Причины инфляции. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики 20
5. Особенности антиинфляционной политики в России 26
5.1. История развития и регулирования российской инфляции 26
5.2. Эффективность российской антиинфляционной политики. 33
6. Заключение 36
7. Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 50.95 Кб (Скачать файл)

Содержание  
 
1. Введение                                                                                                     3 
2. Определение инфляции. Типы и виды инфляции                                  6 
2.1. Что такое инфляция?                                                                              6 
 2.2. Типы инфляции                                                                                     8 
 2.2.1. Инфляция спроса                                                                               8 
 2.2.2. Инфляция предложения                                                                   8 
2.3. Виды инфляции                                                                                     9 
3. Последствия и издержки инфляции. Предвиденная и непредвиденная инфляции                                                                                                      10 
3.1. Последствия инфляции                                                                       10 
3.2. Издержки инфляции                                                                            10 
3.3. Предвиденная и непредвиденная инфляция                                      15 
3.4. Последствия непредвиденной инфляции                                          17 
4. Причины инфляции. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики                                                                    20 
5. Особенности антиинфляционной политики в России                        26 
5.1. История развития и регулирования российской инфляции           26 
5.2. Эффективность российской антиинфляционной политики.          33  
6. Заключение                                                                                              36 
7. Список литературы                                                                                 38 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение 
 
Процесс инфляции такого же древнего происхождения, как и номинальные денежные знаки, с которыми инфляция неразрывно связана. В докапиталистических формациях инфляция проявлялась главным образом в форме обесценения монет. Рабовладельческие и феодальные государства уменьшали металлическое содержание монет (вместо золота и серебра вводили в них, например, медь) и выпускали в обращение знаки стоимости, а точнее – фальшивые деньги. В этих условиях имела место так называемая монетно-денежная инфляция.  
 
Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20х годов. 
 
Переход экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.  
 
Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.   
 
 При этом общепризнанным является тот факт, что наибольшая эффективность деятельности государства и усиление его роли в экономической сфере достигается в условиях конкурентного рыночного механизма. Поэтому государство ставит своей целью не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования, обеспечивая высокий уровень конкуренции. Конкуренция должна быть везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Большинство экономистов сходится в понимании того, что «невидимая рука рынка» обязана дополняться «видимой рукой государства». 
 
Недооценка экономической роли государства, отстранение его от хозяйственной жизни общества, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождают негативные последствия. Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующий роли государства, которая состоит в поддержании экономической стабильности и макроэкономического равновесия, в принятии мер по сглаживанию циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики. 
 
Центральный вопрос государства - проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и реализацию. Не менее важной функцией является стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной, фискальной и структурной политики государство пытается поддержать нормальное функционирование рыночного механизма, сгладить циклические колебания, преодолеть следствия экономических кризисов, приводящих к резким отклонениям от макроэкономического равновесия, снизить инфляцию, обеспечить условия долгосрочного экономического роста. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. 
 
Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому цель данной работы – проанализировать основные направления антиинфляционной государственной политики. Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы: 
 

 

 

- дать определение понятию  инфляция; 
 
- рассмотреть типы и виды инфляции 
 
- выявить последствия и издержки инфляции 
 
- проанализировать монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики; 
 
-выявить особенности антиинфляционной политики в России. 
 
2. Определение инфляции. Типы и виды инфляции 
 
2.1. Что такое инфляция? 
 
         От чего же зависит количество денег, необходимое для обеспечения товарного обращения? Прежде всего, от суммы цен товаров, которые подлежат реализации в течение определенного периода, скажем года. Чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.  
 
         Количество денег в обращении зависит далее от скорости оборота каждой денежной единицы. Это связано с тем, что одна и та же сумма денег может обслужить большее или меньшее число актов купли - продажи.  
 
         Превышение количества денежных единиц, находящихся в обращении, над суммой товарных цен и появление в результате этого денег, не обеспеченных товарами, означает инфляцию. Она приводит к росту цен на товары (явному или скрытому). Поэтому индекс цен - один из главных и наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины. Инфляция может вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса, и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом.  
 
         Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию.  
 
         Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:  
 
1. Обесценивание денег по отношению к золоту;  
 
2. Обесценивание денег по отношению к товару;  
 
3. Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.  
 
         Еще одно определение инфляции мы можем прочитать в современных американских учебниках.  
 
         Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это конечно не означает, что повышаются обязательно все цены, даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.  
 
         Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Вспомним, что индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду.  
 
         Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%.  
Темп инфляции = ((индекс цен этого года – индекс цен прошедшего года)/ индекс цен прошедшего года)×100% 
 
                                        
Для того, чтобы экономика не переживала инфляционных кризисов:  
 
1. Должно быть, постоянное равновесие государственного бюджета;  
 
2. Центральный банк должен вести идеальную политику;  
 
3. Государство не должно вмешиваться в распределение доходов;  
 
4. Страну должны населять граждане со здоровой рыночной психологией, люди,  лишенные   инфляционных ожиданий. 

 

 

2.2. Типы инфляции

         Экономисты различают два типа инфляций.  
2.2.1. Инфляция спроса 
 
         Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой. "Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров". 
2.2.2.

Инфляция предложения 
         Инфляция, вызванная ростом издержек производства или уменьшением совокупного предложения. Инфляция может изменений издержек и предложения на рынке.  
 
         Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - средние издержки при данном объеме производства, также издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции:  
Издержки на единицу продукции = общие затраты/количество единиц продукции 
 
                                                        
 
         Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен, в результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при инфляции спроса.  
 

 

 

2.3. Виды инфляции 
 
В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции. Если критерием служит темп (уровень) инфляции, то выделяют: умеренную инфляцию, галопирующую инфляцию, высокую инфляцию и гиперинфляцию. 
         1. Умеренная инфляция измеряется процентами в год, и ее уровень составляет 3-5% (до 10%). Этот вид инфляции считается нормальным для современной экономики и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска. 
         2. Галопирующая инфляция также измеряемую процентами в год, но ее темп выражается двузначными числами и считается серьезной экономической проблемой для развитых стран.  
         3. Высокая инфляция измеряется процентами в месяц и может составить 200-300% и более процентов в год, что наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой. 
         4. Гиперинфляция, измеряется процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40-50% в месяц или более 1000% в год. Классическими примерами гиперинфляции являются ситуация в Германии в январе 1922- декабре 1924 г. когда темпы роста уровня цен составили 1012 и в Венгрии (август 1945 – июль 1946 г.), где уровень цен за год вырос в 3.8 * 1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.  
         Если критерием выступают формы проявления инфляции, то различают: явную (открытую) инфляцию и подавленную (скрытую) инфляцию.  
         1. Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен. 
         2. Подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке). Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров.  
 
 
 
 
PM – равновесная рыночная цена, при которой спрос равен предложению, PG – цена, установленная государством, YS – величина совокупного выпуска (количество продукции, которое произведено и предложено к продаже производителями), YD – величина совокупного спроса (количество продукции, которую хотели бы купить потребители). Разница между YD и YS есть не что иное, как дефицит. Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров Дефицит служит формой проявления инфляции, поскольку одной из характерных черт инфляции является снижение покупательной способности денег. Дефицит означает, что деньги вообще не обладают покупательной способностью, поскольку человек не может на них ничего купить. 
 

3. Последствия  и издержки инфляции. Предвиденная  и непредвиденная инфляции

3.1. Последствия  инфляции

 
Главными последствиями инфляции выступают:  
 
1)     снижение реальных доходов  
 
2)     снижение покупательной способности денег. 
 
Доходы различают номинальные и реальные. Номинальный доход – это денежная сумма, которую получает человек за продажу экономического ресурса, собственником которого он является. Реальный доход – это то количество товаров и услуг, которое человек может купить на свой номинальный доход (на полученную сумму денег). 
 
реальный доход = номинальный доход/уровень цен = номинальный доход/(1 + π),  
 
где π - темп инфляции.  
 
Чем выше уровень цен на товары и услуги (т.е. чем выше темп инфляции), тем меньшее количество товаров и услуг могут купить люди на свои номинальные доходы, поэтому тем меньше реальные доходы. Особенно неприятные последствия имеет в этом отношении гиперинфляция, которая ведет не просто к падению реальных доходов, а к разрушению благосостояния. 
 
Покупательная способность денег – это то количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если уровень цен повышается, то покупательная способность денег падает. Если Р – уровень цен, т.е. стоимость товаров и услуг, выраженная в деньгах, то покупательная способность денег будет равна 1/ Р, т.е. это стоимость (value) денег, выраженная в товарах и услугах, на которые могут быть обменены деньги. 
Например, если корзина товаров и услуг стоит $5, то Р = $5. Цена доллара тогда составит 1/ Р или 1/ 5 корзины товаров. Это означает, что один доллар обменивается на 1/5 корзины товаров. Если цена корзины товаров удваивается так, что теперь она стоит $10, цена денег падает наполовину своей исходной величины. Поскольку цена корзины теперь равна $10 или Р = $10, цена денег упала до 1/ Р или 1/10 корзины товаров. Таким образом, когда цена корзины товаров и услуг удваивается с $5 до $10, цена денег падает от 1/5 до 1/10 корзины товаров. 
 
Чем выше уровень цен, т.е. чем выше темп инфляции, тем меньше покупательная способность денег, и, следовательно, тем меньшее количество денег хотят иметь люди, поскольку те люди, которые хранят наличные деньги в период инфляции, платят своеобразный инфляционный налог – налог на покупательную способность денег. Данный налог представляет собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Чем больше наличных денег имеет человек и чем выше темп инфляция, тем больше величина инфляционного налога, поскольку тем на большую величину снижается покупательная способность (ценность) денег. Поэтому в периоды высокой инфляции и особенно гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег». Все большее значение приобретают реальные ценности, а не деньги. 

3.2. Издержки инфляции

 
Инфляция имеет серьезные издержки. К ним относятся: 
 
1. издержки «стоптанных башмаков». Это так называемые транзакционные издержки инфляции, т.е. издержки, связанные с получением наличных денег. Поскольку инфляция влечет за собой налог на наличные деньги, то, стараясь избежать этого налога, люди стараются хранить меньше наличных денег на руках и либо вкладывают их в банк, либо покупают ценные бумаги, приносящие доход. Если доход человека перечисляется на его счет в банке, то при росте уровня цен человек, чтобы снять деньги со счета, должен чаще ходить в банк, тратить деньги на проезд или стаптывать башмаки, идя туда пешком, тратить время на стояние в очереди и т.п. Если человек вкладывает деньги в ценные бумаги – акции или облигации, то он должен их продать, чтобы получить наличные деньги, т.е. потратить время, найти брокера (посредника рынка ценных бумаг), заплатить ему комиссионные, следовательно, и в этом случае он сталкивается с транзакционными издержками. 
 
2. издержки «меню». Этот вид издержек несут фирмы-продавцы. При изменении цен они должны: 
 
         а) часто менять ценники, прейскуранты, перепечатывать каталоги своей продукции, что требует немалых полиграфических затрат 
 
         б) нести почтовые издержки по их распространению и по рекламированию новых цен  
 
         в) нести издержки принятия решений относительно самих новых цен. 
         3. издержки на микроэкономическом уровне, связанные с изменением относительных цен и снижением эффективности в результате ухудшения распределения ресурсов. Поскольку изменение цен обходится дорого (высоки издержки меню), фирмы стараются менять цены как можно реже. В условиях инфляции относительные цены тех товаров, цены на которые в течение некоторого периода времени фирмы держат без изменения, падают и по отношению к ценам тех товаров, на которые фирмы быстро меняют цены, и по отношению к среднему уровню цен. Это ухудшает размещение ресурсов, поскольку экономические решения основываются на относительных ценах, т.е. ресурсы направляются в те виды производств, которые производят более дорогостоящие товары. Между тем, изменение относительных цен в период инфляции не отражает действительного различия в эффективности производства разных видов товаров, а лишь разницу в скорости изменения цен на товары разными фирмами. Товар, цена которого меняется только один раз за год, является искусственно завышенной в начале года и искусственно заниженной в конце года. 
         4. издержки, связанные с искажениями в налогообложении, порожденные инфляцией. Инфляция увеличивает налоговое бремя на доходы, полученные по сбережениям, и, таким образом, снижает стимулы к сбережениям, и, следовательно, ухудшают условия и возможности экономического роста. Инфляция оказывает воздействие на два вида доходов на сбережения: 
 
а) на доходы от продажи ценных бумаг, которые представляют собой разницу между более высокой ценой, по которой продается ценная бумага, и более низкой ценой, по которой она была куплена. Этот номинальный доход является объектом налогообложения. Предположим, что человек покупает облигацию за $20, а продает ее за $50. Если за время, пока он владел облигацией, уровень цен удвоился, то его реальный доход составит не $30 ($50 – $20), а только $10, так как он должен будет продать облигацию за $40, чтобы только возместить ее стоимость, уплаченную при покупке, и заплатить налог не с $10 ($50 - $40), а с $30 номинального дохода, потому что шкала налогообложения не учитывает инфляцию. 
 
б) на номинальную ставку процента, которая облагается налогом, даже несмотря на то, что часть номинальной ставки процента в соответствии с эффектом Фишера (о котором речь пойдет в следующем параграфе) просто компенсирует инфляцию. Когда правительство берет в качестве налога фиксированный процент от номинальной ставки процента, то остающийся после выплаты налога реальный доход увеличивается тем меньше, чем выше темп инфляции. Это происходит, потому что номинальная ставка процента увеличивается на ту же величину, что и темп инфляции, а с увеличением номинальной ставки процента налоги растут, поэтому на реальный доход до выплаты налога инфляция воздействия не оказывает. Однако реальный доход после выплаты налога уменьшается. 
 
Так как с номинального дохода от продажи ценных бумаг и с номинальной ставки процента взимается налог, инфляция снижает реальный доход от сбережений после выплаты налога и, таким образом, инфляция снижает стимулы к сбережениям и сокращает возможности для экономического роста. 
 

Информация о работе Определение инфляции. Типы и виды инфляции