Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 00:29, курсовая работа
Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому цель данной работы – проанализировать основные направления антиинфляционной государственной политики. Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
- дать определение понятию инфляция;
- рассмотреть типы и виды инфляции
- выявить последствия и издержки инфляции
1. Введение 3
2. Определение инфляции. Типы и виды инфляции 6
2.1. Что такое инфляция? 6
2.2. Типы инфляции 8
2.2.1. Инфляция спроса 8
2.2.2. Инфляция предложения 8
2.3. Виды инфляции 9
3. Последствия и издержки инфляции. Предвиденная и непредвиденная инфляции 10
3.1. Последствия инфляции 10
3.2. Издержки инфляции 10
3.3. Предвиденная и непредвиденная инфляция 15
3.4. Последствия непредвиденной инфляции 17
4. Причины инфляции. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики 20
5. Особенности антиинфляционной политики в России 26
5.1. История развития и регулирования российской инфляции 26
5.2. Эффективность российской антиинфляционной политики. 33
6. Заключение 36
7. Список литературы 38
5. издержки, связанные с
тем, что деньги перестают
Когда центральный банк увеличивает предложение
денег, что провоцирует инфляцию, стоимость
(покупательная способность) денег падает,
т.е. уменьшается размер «экономической
измерительной палочки». Например, на
1 обесценившийся рубль можно купить столько
товаров, сколько раньше на 50 копеек, т.е.
измеритель уменьшился вдвое, что эквивалентно
тому, как если бы мы пытались измерить
расстояние линейкой, на которой написано 1
метр, но в которой в действительности
только 50 сантиметров. Это, с одной стороны,
делает более запутанными транзакции
(сделки), а с другой стороны, затрудняет
подсчет прибыли фирм, и таким образом,
выбор в пользу инвестиций становится
более проблематичным и сложным.
Все эти издержки существуют даже, если
инфляция стабильна и предсказуема. Инфляция
однако имеет дополнительную цену для
экономики, если она непредвиденная.
3.3. Ожидаемая и непредвиденная инфляция
Последствия инфляции различны в зависимости
от того, является она ожидаемой или непредвиденной.
В условиях ожидаемой инфляции экономические
агенты могут таким образом построить
свое поведение, чтобы минимизировать
величину падения реальных доходов и обесценения
денег. Так, рабочие могут заранее потребовать
повышения номинальной ставки заработной
платы, а фирмы предусмотреть повышение
цен на свою продукцию, пропорционально
ожидаемому темпу инфляции. Кредиторы
будут предоставлять кредиты по номинальной
ставке процента (R), равной сумме реальной
ставки процента (реальной доходности
по кредиту) - r и ожидаемого темпа инфляции
- πe:
R = r + πe
Так как кредит предоставляется в начале
периода, а выплачивается заемщиком в
конце периода, то имеет значение именно
ожидаемый темп инфляции.
Эта зависимость номинальной ставки процента
от ожидаемого темпа инфляции носит название
«эффекта Фишера» (в честь известного
американского экономиста Ирвинга Фишера,
который первым обосновал эту зависимость).
«Эффект Фишера» формулируется следующим
образом: если ожидаемый темп инфляции
повышается на 1 процентный пункт, то номинальная
ставка процента повысится также на 1 процентный
пункт.Отсюда можно получить формулу для
расчета реальной ставки процента:
r = R - πe.
Однако следует иметь в виду, что эта формула
справедлива лишь для низких темпов инфляции
(до 10%), а для высоких темпов инфляции необходимо
использовать другую формулу:
Это объясняется тем, что необходимо не
просто рассчитать величину дохода (реальной
ставки процента), но и оценить его покупательную
способность. А поскольку уровень цен
изменится на величину, равную πe, то величину
дохода, равную разнице между номинальной
ставкой процента и ожидаемым темпом инфляции,
следует разделить на новый уровень цен,
т.е. (1 + πe). При низких
темпах инфляции эта сумма будет близка
1, но при высоких темпах инфляции она становится
значимой величиной, которой нельзя пренебрегать.
3.4. Последствия непредвиденной инфляции
Последствием непредвиденной инфляции
является произвольное перераспределение
доходов и богатства. Она обогащает одних
экономических агентов и обедняет других.
Доходы и богатство перемещаются:
1. от кредиторов к должникам. Кредитор
предоставляет кредит по номинальной
ставке процента, исходя из величины реального
дохода, который он хочет получить (реальной
ставки процента) и ожидаемого темпа инфляции
(R = r + πe). Так, например,
желая получить реальный доход 5% и предполагая,
что темп инфляции составит 10%, кредитор
назначит номинальную ставку процента
15% (5% + 10%). Если фактический темп инфляции
составит 15% вместо ожидаемых 10%, кредитор
не получит никакого реального дохода
(r = 15 – 15 = 0), а если темп инфляции будет
18%, то доход, равный 3% (r = 15 – 18 = - 3) переместится
от кредитора к должнику. Поэтому в периоды
неожиданной инфляции очень выгодно брать
кредиты и невыгодно их давать.
Таким образом, непредвиденная инфляция
работает как налог на будущие поступления
и как субсидия на будущие выплаты. Поэтому,
если оказывается, что инфляция выше, чем
ожидалось в момент подписания контракта
займа, получателю будущих платежей (кредитору)
хуже, потому что он получит деньги с более
низкой покупательной способностью, чем
те, о которых он договаривался при подписании
контракта. Человеку, который занял деньги
(заемщику) лучше, потому что он имел возможность
использовать деньги, когда они имели
более высокую стоимость, и ему было позволено
вернуть долг деньгами с более низкой
стоимостью. Когда инфляция выше, чем ожидалось,
богатство перераспределяется от кредиторов
к заемщикам. Когда инфляция ниже, чем
ожидалось, выигравшие и проигравшие меняются
местами.
Поскольку, как уже отмечалось, общая формула
реальной ставки процента, применимая
при любых темпах инфляции:
то следует различать реальную ставку
процента ex ante и реальную ставку процента
ex post. Приведенная формула – это формула
реальной ставки процента ex ante. Реальная
ставка процента ex ante – это реальный доход,
который рассчитывает получить кредитор,
предоставляя кредит, поэтому она определяется
величиной ожидаемого темпа инфляции
(πe). Реальная
ставка ex post – это реальный доход, который
получает кредитор при возвращении кредита,
поэтому она определяется фактическим
темпом инфляции (π факт) и может быть рассчитана
по формуле:
.
2. от рабочих к фирмам. Утверждение о том,
что непредвиденная инфляция работает
как налог на будущие поступления и как
субсидия на будущие выплаты, применено
к любому контракту, который продолжается
во времени, в том числе контракт найма
на работу (labor contract). Когда инфляция выше,
чем ожидалось, те кто получает деньги
в будущем (рабочие) несут ущерб, а те кто
платит (фирмы), выигрывают. Поэтому фирмы
выигрывают за счет рабочих, когда инфляция
больше, чем ожидается. Когда инфляция
меньше, чем ожидалось, выигравшие и проигравшие
меняются местами.
3. от людей с фиксированными доходами
к людям с нефиксированными доходами.
Люди с фиксированными доходами (например,
государственные служащие, а также люди,
живущие на трансфертные выплаты) не могут
предпринять меры по увеличению своих
номинальных доходов, и в периоды непредвиденной
инфляции (если не проводится индексация
доходов) их реальные доходы быстро падают.
Люди с нефиксированными доходами имеют
возможность увеличивать свои номинальные
доходы в соответствии с темпом инфляции,
поэтому их реальные доходы могут не уменьшиться
или даже увеличиться.
4. от людей, имеющих накопления в денежной
форме, к людям, не имеющим накоплений.
Реальная ценность накоплений по мере
роста темпов инфляции падает, поэтому
реальное богатство тех людей, кто его
имеет в денежной форме, уменьшается.
5. от пожилых к молодым. Пожилые страдают
от непредвиденной инфляции в наибольше
степени, поскольку, с одной стороны, они
получают фиксированные доходы, а, с другой,
они, как правило, имеют накопления в денежной
форме. Молодежь, имея возможность, увеличить
свои номинальные доходы и не имея денежных
накоплений, страдает в наименьшей степени.
6. от всех экономических агентов, имеющих
наличные деньги, к государству. От непредвиденной
инфляции в определенной степени страдает
все население. Обогащается же всегда
только один экономический агент – государство.
Выпуская в обращение дополнительные
деньги (производя эмиссию денег), государство
тем самым устанавливает, как уже отмечалось,
своеобразный налог на наличные деньги,
который называется сеньораж. Государство
покупает товары и услуги, а расплачивается
обесценивающимися деньгами, т.е. деньгами,
покупательная способность которых тем
ниже, чем больше дополнительных денег
выпущено в обращение. Разница между покупательной
способностью денег до эмиссии и после
и есть доход государства от инфляции
- сеньораж.
Наиболее серьезные и разрушительные
последствия имеет гиперинфляция, которая
приводит:
1. к краху финансовой системы (деньги перестают
иметь значение и происходит переход к
бартеру);
2. к разрушению благосостояния (реальные
доходы катастрофически сокращаются);
3. к нарушению и разрушению инвестиционного
механизма (инвестиции в производство
имеют долгий срок окупаемости и в условиях
стремительного обесценения денег неэффективны).
Причиной гиперинфляции служит огромное
увеличение денежной массы с целью финансирования
расходов государственного бюджета за
счет сеньоража, что связано либо с войнами,
либо с невозможностью профинансировать
большой дефицит бюджета иными (неинфляционными,
т.е. неэмиссионными способами).
4. Причины инфляции.
Монетаристские и кейнсианские методы
антиинфляционной политики
Инфляционный подъем цен, вызванный увеличением
массового спроса, называют инфляцией
спроса. Стало быть, адаптивные инфляционные
ожидания или инфляция спроса — это дополнительный
«маховик», который еще сильнее раскручивает
рост цен. Однако современные «сдвиги»
в экономической психологии людей являются,
конечно, не первопричиной, а лишь следствием
действия тех факторов, которые порождают
инфляцию. Что же это за факторы нестабильности денежного
обращения?
Их можно четко представить, если обратиться
к формуле товарно-денежного обращения
И.Фишера. В левой стороне формулы указано
предложение денег (Д х О), а в правой —
спрос на них (Ц х Т). Где же искать причины
(и виновников) инфляции - на стороне предложения
или на стороне спроса денег? Экономисты-теоретики
разошлись на противоположные позиции,
разрешая данную дилемму.
Одну позицию занимают сторонники широко
распространенной на Западе и в России монетаристской
концепции. Они выдвигают следующие аргументы:
а) цены товаров зависят только от количества
(предложения) денег («монет» в эпоху золотого
стандарта) в обращении — в этом существо
так называемой количественной теории
денег;
б) инфляция порождается избытком количества
денег (их предложения);
в) вся ответственность за инфляцию возлагается
на государство, допускающее чрезмерную
эмиссию денег.
Между тем нельзя не заметить, что монетаристские
взгляды являются ассиметричными. Они усматривают
все изменения в обращении только в левой
части формулы И.Фишера. Однако левая часть
должна быть сбалансирована и уравнена
с правой частью формулы. Чему же должно
быть равно общее количество денег в обращении?
Другую позицию занимают последователи трудовой
теории стоимости (и теории издержек производства).
Они выдвигают свои контраргументы:
а) цены товаров зависят только от их стоимости
(или издержек производства), а не от количества
денег;
б) цена является денежным выражением
стоимости товара;
в) само количество денег в обращении зависит
только от суммы стоимости всех товаров.
Данные взгляды тоже ассиметричны, поскольку
учитывают только правую часть формулы
И. Фишера, При этом не усматривается определенная
зависимость суммы цен произведенных
товаров (правой части) от количества денег
(от левой части).
Сравнение противоположных взглядов позволяет
прийти к заключению:
- нельзя, по-видимому, полностью отрицать
известную правомерность двух рассмотренных
позиций;
- каждая теоретическая позиция не отражает
всей истины;
- для полного рассмотрения причин инфляции
важно учесть все факторы увеличения цен,
находящиеся и на стороне предложения
денег и на стороне спроса их.
Итак, отметим факторы инфляции на стороне
предложения денег. Их можно разделить
на два вида.
А. Внутренние факторы:
а) государство, как правило, превышает
свои расходы над доходами (образуется
бюджетный дефицит). Для покрытия дефицита
правительство обычно увеличивает внутренний
государственный долг (выпускает государственные
ценные бумаги, получает кредиты, за которые
затем приходится расплачиваться);
б) центральный банк допускает чрезмерную
эмиссию денег, чтобы покрывать возрастающие
нужды государства;
в) банки осуществляют кредитную экспансию
(дают кредиты сверх нормальной возможности
должников возвратить долги).
Б. Международные факторы:
а) государство увеличивает свой внешний
долг (берет взаймы иностранные валюты);
б) банки ведут обмен иностранных валют
на национальную валюту (это предполагает
дополнительный выпуск национальной валюты).
Таким образом, главным виновником инфляции
является государство и подчиненные ему
финансовые учреждения.
Теперь выясним факторы инфляции на стороне
спроса. Мы их также подразделяем на два
вида.
А. Внутренние факторы:
а) монополии, дающие основную массу товаров,
заинтересованы в повышении цен на свои,
товары и услуги и добиваются этого;
б) военные расходы государства обычно грубо нарушают
нормальное соотношение между спросом
денег и их предложением;
в) увеличение масштабов долгосрочных
капитальных вложений ведет к тому, что
на долгое время страна не получает никакой
отдачи от затраченных денег.
Б. Международные факторы:
а) рост цен на средства производства на
мировом рынке вызывает увеличение цен
внутри страны, импортирующей вещественные
условия экономического роста;
б) структурные кризисы в мировой экономике,
связанные с уменьшением природных ресурсов,
ведут к удорожанию факторов производства
всех стран;
в) войны между государствами вызывают
огромную потребностью в деньгах.
Одним из факторов, который также может
влиять на инфляцию, является безработица.
В государственной антиинфляционной политике
используются краткосрочные и долгосрочные
методы. Методы краткосрочной антиинфляционной
политики в большинстве случаев носят
чрезвычайный характер и направлены на
то, чтобы сбить инфляционное напряжение.
Антиинфляционная тактика дает наилучший
результат в двух случаях: помогает увеличить
предложение без соответствующего повышения
текущего спроса или способствует снижению
спроса без соответствующего увеличения
предложения.
Наращиванию предложения может способствовать
государственная поддержка повышения
товарности народного хозяйства. Через
льготное налогообложение государство
поощряет диверсификацию предприятий
и банков и тем самым способствует чистому
приросту предложения товаров. В развитых
странах такие процессы идут более успешно
в сфере услуг, особенно в тех секторах
экономики, где формируются новые рынки.
Примером могут служить информационные
услуги. Информация как товар обладает
специфическими антиинфляционными достоинствами.
Ее получение только сначала связано со
значительными затратами, а затем идет
с минимальными издержками. Кроме того,
в течение своего жизненного цикла этот
товар не исчезает в сфере конечного потребления,
а возвращается оттуда с сохраненными
потребительскими качествами, вновь становясь
объектом купли-продажи. В результате
происходит многократное увеличение предложения
без соответствующего роста спроса.
Росту предложения (без увеличения спроса)
способствует и хорошо организованная
приватизация государственной собственности.
Приватизация ведет к увеличению государственных
Доходов и снижению напряженности в расходной
части бюджета, облегчая решение проблемы
бюджетного дефицита. Вместе с тем появление
на рынке акций приватизируемых предприятий
отвлекает часть инфляционного спроса.
Действенным средством увеличения предложения
выступает и потребительский импорт.
Государственная политика снижения текущего
спроса направлена на увеличение сбережений.
Для стимулирования владельцев денежных
доходов к увеличению сбережений государство
должно повысить ставки процента по вкладам
так, чтобы они были не меньше текущего
темпа роста цен. Но здесь есть свои границы.
Повышение процента по вкладам ведет к
удорожанию кредита, что может сократить
инвестиции в производство. Повысить норму
сбережений можно и высоким процентом
по государственным облигациям, широким
распространением акционерных форм собственности,
приватизацией, продажей земельных участков
и других ценностей.
Если от краткосрочных антиинфляционных
государственных мер можно ожидать результатов
в пределах небольшого периода времени,
то долгосрочная антиинфляционная политика
направлена на погашение инфляционных
ожиданий. Для этого необходима долгосрочная
антиинфляционная программа по укреплению
механизмов рыночной системы, так как
только эффективно работающие рыночные
механизмы способны вызвать снижение
цен или замедлить их рост.
Важнейшим элементом долгосрочной антиинфляционной
программы является долгосрочная денежная
политика государства. Ее суть — введение
жестких лимитов на ежегодные приросты
денежной массы. Этот показатель складывается
из долгосрочного темпа роста реального
производства и умеренного роста инфляции,
который правительство способно контролировать.
Лимит денежной массы удерживается в течение
продолжительного времени независимо
от состояния бюджета, уровня безработицы,
интенсивности капиталовложений. Если
же требуется подстегнуть инвестиционный
процесс и удешевить для этого кредит,
то увеличение количества денег, необходимое
для снижения процентных ставок, не должно
выходить за пределы установленного денежного
лимита. Таким же образом центральный
банк может одолжить правительству ровно
столько денег, сколько позволяет указанный
лимит.
Другим элементом долгосрочного антиинфляционного
регулирования является сокращение бюджетного
дефицита с перспективой его полной ликвидации.
Эту задачу можно решить либо путем увеличения
налогов, либо путем сокращения расходов
государства. Рост налоговых поступлений
в долгосрочном плане оборачивается подрывом
стимулов к труду, инвестированию, замедлением
экономического развития и, как следствие,
сокращением поступлений в государственный
бюджет. Кроме того, высокие налоговые
ставки являются инфляционными факторами.
Поэтому в ликвидации бюджетного дефицита
основная нагрузка лежит на сокращении
государственных расходов. Сокращение
бюджетных ассигнований представляет
сложный и длительный процесс. Основной
принцип этих мероприятий — сокращать
финансирование тех видов деятельности
государства, с которыми может справиться
сама рыночная система (уменьшение вмешательства
государства в инвестиционные процессы,
снижение государственных капиталовложений,
дотаций и субсидий).
В антиинфляционной стратегии борьба
с дефицитом идет параллельно структурной
перестройке экономики, государственному
стимулированию научно-технического прогресса.
В результате проблема инфляции решается
и со стороны спроса (денежная политика),
и со стороны предложения (структурная
перестройка).
Эффективность антиинфляционной стратегии
зависит и от реакции государства на внешнеэкономические
антиинфляционные импульсы, которые выражаются
в сальдо платежного баланса. Прилив капиталов
из-за рубежа пополняет запас денег в экономике.
В этих условиях центральный банк расширяет
объем продаж государственных ценных
бумаг, чтобы уменьшить возросшую денежную
массу. Может использоваться и такое средство,
как повышение курса валюты. Оно вызывает
падение цен на импортируемые товары и
услуги и тем самым способствует снижению
общего уровня цен в экономике.
Результаты долгосрочной антиинфляционной
политики государства экономика чувствует,
как правило, лишь по истечении продолжительного
времени.
5. Особенности антиинфляционной политики в России
5.1. История развития и регулирования российской инфляции.
Множество
причин инфляции отмечается практически
во всех странах. Однако комбинация различных
факторов этого процесса зависит от конкретных
экономических условий. Так, сразу после
второй мировой войны в Западной Европе
инфляция была связана с острейшим дефицитом
многих товаров.
Экономика
современной России реально столкнулась
с инфляционными проблемами в начале 90-х
годов в период экономической трансформации
от централизованно планируемой к рыночной
экономике. Для России важнейшей
причиной инфляции в 90-е можно считать
уникальную диспропорциональность
в экономике, возникшую как следствие
командно-административной системы. Система
планового ценообразования, означающая
централизованное установление государственных
фиксированных цен на большинство видов продукции
и услуг, являлась неотъемлемой частью
планового хозяйства. Цены, построенные
по затратному принципу и неподвижные
в течение нескольких лет, не могли служить
индикатором соотношения спроса и предложения
на продукт, не могли показывать производителю
динамику потребительских предпочтений.
Цена подобной
экономической политики - подавленная
инфляция, которая проявляется в виде
низкого качества товаров, вечном дефиците
и в виде очередей.
Переход к
рыночному механизму хозяйства, где спрос
определяет через уровень цены размеры
производства, потребовал реформировать
всю систему цен. Реформа цен в России
являлась одной из задач правительственной
программы 1991 года. Цены производителей
были скорректированы в январе, а розничные
цены изменились только в апреле. В среднем
цены возросли на 60%. Вслед за повышением
цен был снижен налог на прибыль предприятий,
что позволило им увеличить выплаты заработной
платы. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142 %, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом этого стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости. Однако, оставаясь под контролем государства, эти цены возросли в 3-5 раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Начиная реформировать экономику, правительство полагало, что освобождение цен на большинство товаров при ограничении в денежно-кредитной сфере и налоговой реформе позволит ликвидировать бюджетный дефицит, а либерализация внешнеэкономической деятельности приведет к насыщению внутреннего рынка и снижению взлетевших цен. До 1992 г. в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не проводилось. Сложность ситуации заключалась в том, что антиинфляционную
политику в России нельзя было свести
лишь к косвенным экономическим рычагам.
Нарушение пропорций в народном хозяйстве
можно было устранить
при помощи структурной политики государства
и прямыми административными методами,
которые необходимо было дополнить
мерами, которые ограничивают денежную
массу, устраняют дефицит госбюджета,
стабилизируют курс национальной валюты,
а также созданием для усиления конкуренции
в экономике.
В 1992 году экономическая
реформа в России стала делать первые
шаги. В основу экономической программы
правительства года была положена монетаристская
концепция борьбы с инфляцией. Правительство
России начало проводить финансовую политику,
основанную на либерализации цен и внешнеэкономической
деятельности, внутренней конвертируемости
и стабилизации обменного курса рубля
за счет валютных резервов. Однако под
угрозой нарастания платежного кризиса
жесткая финансовая политика сменилась
инфляционным кредитованием предприятий.
Либерализация
цен создала условия для реагирования
на наличный спрос повышением цен. Подавленная
инфляция превратилась в открытую. Пик инфляции
в России пришелся на 1992 год, когда цены
за год выросли в среднем на 2508%. Гиперинфляция
потребовала денежные знаки более высокого
достоинства для обеспечения роста цен
необходимой денежной массой. В 1993 году
в оборот были введены новые банкноты
достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей. В 1993 году
цены на потребительские товары увеличились
в годовом исчислении на 844%, и по этому
показателю в то время Россия среди других
стран мира уступала лишь Бразилии (2830%).
Рост курса доллара то ускорялся до 15-20%
в месяц, то снижался почти до нуля. Одной
из самых доходных финансовых операций
стала спекуляция на валютном рынке. К
осени покупательная способность доллара
снизилась до предела (его курс рос медленнее,
чем цены), рентабельность экспорта стала
критически низкой, усилилось вытеснение
отечественных товаров импортными.
В 1994 и 1995 годах
продолжался стремительный рост потребительских
цен, который в годовом исчислении составил
соответственно 215,0 и 131,3%. Фактически в
этот период Россия переживала стагфляцию – сочетание
экономического спада (стагнации с высоким
уровнем инфляции). В 1995 году в России проводилась
очень жесткая бюджетная политика. На
период 1995-1998 г.г. ключевой целью антиинфляционной политики стало снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения этих был осуществлен следующий комплекс мер,
направленных на сдерживание и регулирование
всех трех компонентов инфляции: спроса,
издержек и ожиданий.
· Регулярная
установка ориентиров ("коридор")
инфляции денежной массы.
· Введение прямых
ограничительных мер, направленных против
роста цен в отраслях-монополистах.
· Поддержани
· Ужесточени
· Политика стабилизации
реального валютного курса, сохранение
"валютного коридора".
Конечной целью
было сокращение инфляции до социально-безопасного
уровня: 1-2% в месяц. Для решения этой задачи
необходимо было проведение радикального
сокращения инфляционного потенциала
экономики, изменение ценовых пропорций,
структурных сдвигов и пользу отраслей
инвестиционного и потребительского комплексов.
Благодаря введению валютного коридора
и других мер по укреплению национальной
валюты в 1996 году правительству удалось
снизить уровень инфляции до 21.9%, и в 1997 г. до 11%. Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий рост потребительских цен - 4-5% в месяц, но он компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом полугодии. В дальнейшем
правительство планировало уменьшить
уровень инфляции до 9,1% к 1998, до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г. Однако этим планам помешал финансовый кризис, который разразился в августе 1998 года и привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году составил 84,4%.
Причина краха была в том,
что политика, направленная на преодоление
инфляции лишь с помощью финансовых рычагов,
тратя основные средства на поддержание
стабильного курса рубля, определяя его
показателем стабильного развития экономики,
невозможна без мер по развитию и поддержанию
промышленности, производства, сельского
хозяйства, что вели бы к реальному
увеличению доходной части бюджета. Стабилизировать
курс рубля приходилось за счет значительных
трат центральным банком на поддержание
валютного коридора. Недостаток золотовалютных
средств компенсировался займами в виде
государственных краткосрочных бумаг
и международных кредитов. С учетом поступлений
от них строились бюджеты. В итоге возник
огромный государственный долг. Государство
стало неспособным выплатить по внутренним
долгам. Немаловажная причина была в общем
мировом кризисе и мировом падении цен
на нефть. Жесткая привязка к курсу доллара
на рынке страны, в связи с его ростом,
привела к резкому скачку цен. Россия в
своем экономическом развитии была отброшена
на годы назад.
В бюджете
РФ на 1999 г. рост потребительских цен прогнозировался уже на уровне 30%. В реальности по официальным данным уровень инфляции в России составил 36 %. С 2000 по 2004 г. с проведением последовательной политики по сдерживанию роста цен данный показатель уменьшился за указанный период с 20,2 до 10,0%. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств. В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось, и он составил 10,9%. В 2006 г. официальный уровень инфляции составил 9%.
В 2007 году инфляция
в России оказалась намного выше прогнозов
и составила около 12%. Произошло это в основном
потому что высоким оставался прирост
денежной массы: в 2007 году он составил
47%, в то время как российская экономика
могла бы выдержать 33-35%. Это главный фактор
сохранения высокой инфляции 2007 года.
Инфляцию в
стране в 2008 году планировали снизить
до 8,5 %, но в реальности инфляция в 2008 году
составила 13,3%, что на 1,4% больше аналогичного
показателя за 2007 год. Причинами высокой
инфляции в 2008 году стали масштабный приток
капитала в 2007 году и первой половине 2008
года, высокий рост тарифов на услуги монополий,
существенный рост бюджетный расходов,
высокие инфляционные ожидания.
В 2009 году рост
потребительских цен составил 8,8%, что
оказалось ниже официальных прогнозов.
Наибольший рост цен зафикисрован на услуги ЖКХ - 25% (вывоз мусора, горячее и холодное водоснабжение, отопление, газоснабжение и электроснабжение). Снижение роста цен наблюдалось на продовольственные товары – за 2009 год они выросли на 6,1% (в 2008 году рост составлял
16,5%). Меньше всего за 2009 год подорожали
услуги связи (+2,9%) и страхования (+2%).
Основными
причинами инфляции 2009 года оказались
низкая конкуренция среди производителей,
высокие издержки из-за банковских ставок,
импортируемая инфляция (удорожания импортируемого
продовольствия с учетом обесценения
курса рубля в начале 2009 года на 30%), увеличение
денежной массы осенью 2009 года по программе
антикризисных мер правительства. Несмотря
на эти причины в 2009 году уровень инфляции
как было написано выше оказался ниже
ожидаемого на это повлияло 2 вида факторов
внутренние и внешние.
Внутренние
факторы снижения инфляции в 2009 году: слабый
потребительский спрос (продавцы не смогли
повысить цены из-за сокращения спроса).
Внешние факторы снижения инфляции в 2009
году: снижение цен на нефть, уменьшение
притока капитала, укрепление рубля (рост
курса отечественной валюты способствовал
снижению цен на импортную продукцию,
учитывая высокую долю зарубежных товаров
в общем объеме товарной массы, это не
могло не сказаться на уровне инфляции).
За первые
6 месяцев 2010 года инфляция уже составила
4%. Инфляция в РФ по итогам 2010 года может
быть ниже 7%, заявляет министр
финансов Алексей Кудрин. "Инфляция
существенно скорректирована по сравнению
с тем, как она вносилась в проект бюджета
2010 года", - сказал он, напомнив, что ранний
прогноз составлял 10%.
Предполагаемые
причины инфляции в 2010 году. Рост тарифов
на услуги ЖКХ, низкая конкуренция среди
производителей, высокие издержки из-за
банковских ставок, рост курса рубля, восстановление
потребительского спроса, связанного
с ростом экономической активности и усилением
денежного предложения.
5.2. Эффективность российской антии
В развивающихся
странах наблюдается более активное участие
государства в регулировании денежных
отношений. Несмотря на признание России
страной с рыночной экономикой, по сути
она продолжает оставаться типичным примером
экономической системы с развивающимися
рынками. Характерными особенностями
таких систем являются незавершенность
структурных изменений, неразвитость
финансовых рынков, подверженность угрозе
внешних шоков. Неустойчивая внутренняя
и внешняя среда способствует
к накоплению системных дисбалансов, к
которым относится открытая инфляция.
Характерной особенностью
России является устойчивый, достаточно
высокий уровень инфляции, несмотря на
усилия властей. Это свидетельствует о
наличии постоянно действующих факторов,
влияющих на характер денежных отношений,
а также об ограниченности и неэффективности
действующих методов управлениями этими
отношениями.
История регулирования
российской инфляции обнаруживает несамостоятельность денежно-
Анализ использования инструментов
денежно-кредитной политики в России показывает,
что наиболее важные их них, прежде всего,
уровень процентных ставок и валютный
курс за последние годы стабилизировались.
Процентные ставки по кредитам до одного
года (в рублях) юридическим лицам в течение 2004 г. изменялись в пределах 12,3-10,8%, в течение 2005 г. – в пределах 10,7-11,2%%. С 29 января 2007 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ снижена до
10,5% годовых. За 2008 год ставка рефинансирования
поменялась 6 раз, и все в сторону роста,
и это при том что почти все центральные
банки ведущих стран мира ставки пересматривали
ставки в сторону понижения. С 1 декабря
2008 года ставка рефинансирования была
установлена в размере 13,00 %. 2009 год Россия
завершила со ставкой рефинансирования
ЦБ в размере 8,75%, а с 01 июня 2010 года установлена
ставка рефинансирования ЦБ РФ в размере
7,75 %. В данный момент эта ставка является
самой низкой за весь период существования
РФ.
Стабилизировался
валютный курс. Официальный курс доллара
США и евро по отношению к рублю в 2004-2008
гг. не претерпел существенных изменения.
С 2009 года наоборот наблюдается тенденция
укрепления рубля по отношению к доллару,
что должно способствовать снижению инфляции.
Влияние монетарных
методов воздействия на инфляцию
в условиях российской экономики ослабляется
низким уровнем монетизации по причине
несбалансированности российской экономики
в целом. Особенностью
структуры российской экономики является
слабой развитие товаров народного потребления.
Диспропорция между накопленными денежными
средствами и товарным предложением досталась ей в наследство
от планового хозяйства. Резкий рост инфляции
должен был дать толчок развитию производства
потребительских товаров. Однако усилия
руководства страны по стимулированию
роста ВВП затронули, прежде всего, экспортные
отрасли, а также традиционно развитые
в России предприятия: добычу полезных
ископаемых, оборонные отрасли, транспортное
машиностроение, авиацию и некоторые другие.
В то же время, отрасли связанные с производством
потребительских товаров, постоянно отстают
в своем развитии как от других отраслей,
так и от ускоренного роста дохода населения.
Постоянный рост инфляции сказывается
на качестве использования доходов населения.
Наблюдается рост доли расходов населения,
используемых на покупку товаров и услуг,
в общем объеме доходов.
Снижение доли
доходов населения, используемых на накопление,
ограничивает возможности расширения
производства продукции в стране, что
затрудняет выход из инфляционных процессов.
Основные меры
государства по снижению инфляции в 2010 году.
1) снижение ставки рефинансирования;
2) льготные банковские кредиты предпринимателям;
3) таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
4) снижение государственных расходов;
5) государственное регулирование цен на лекарства;
6) государственное регулирование цен на услуги ЖКХ;
7) государственное регулирование цен на продукты (ограничение торговых наценок на социально значимые продукты);
8) усложнения процедуры получения внешних займов для бизнеса;
9) изымание ликвидности с помощью депозитных аукционов и размещения ОБР.
Правительство
считает, что благодаря
этим мерам станет возможным снижение
уровня инфляции до 7% в 2010 году, а так же
дальнейшее понижение до 5-6% в 2011 году и достижения 4,5% уровня инфляции уже к 2013 году.
6. Заключение
В заключение проведенного курсового
исследования необходимо сделать следующие
выводы.
Инфляция является одной из наиболее острых
проблем современного развития экономики
во многих странах мира. Это один из самых
болезненных и опасных процессов, негативно
воздействующих на финансы, денежную и
экономическую систему в целом.
Инфляция представляет собой обесценение
бумажных денег; в рыночной экономике
этот процесс, как правило, связан с ростом
цен; в командно-директивной экономике
или в экономике, в которой продолжают
большую роль играть нерыночные факторы,
инфляция выражается и в росте цен, и в
дефиците многих товаров и услуг. Инфляция,
понимаемая таким образом, носит многофакторный
характер: на ее оказывают воздействие
и факторы денежного обращения и факторы
производства и предложения товаров.
В зависимости от различного размера роста
цен различают три вида инфляции: ползучую,
галопирующую и гиперинфляцию.
Истоки инфляционных явлений коренятся:
в сложившихся и постоянно воспроизводимых
макроэкономических диспропорциях; в
созданной в административной экономике
форме управления, предопределяющей модель
ценообразования, способ принятия инвестиционных
и внешнеэкономических решений, стереотип
хозяйственных мотиваций экономических
агентов; в специфической модели бюджетно-финансовой
и кредитно-денежной политики.
К негативным последствиям инфляционных
процессов относятся снижение реальных
доходов населения, обесценение сбережений
населения, потеря у производителей заинтересованности
в создании качественных товаров, в ожидании
повышения цен на продовольствие, ухудшение
условий жизни и т.д.
Отличительной чертой переходного периода
в России, как и в большинстве стран с транзитивной
экономикой, являются мощные инфляционные
процессы, сопровождающиеся соответствующими
негативными социально-экономическими
последствиями. Поэтому снижение инфляции
на протяжении ряда лет является стратегической
целью проводимой в России политики.
Проведенный анализ показывает, что наметилась
устойчивая тенденция к снижению уровня
инфляции и приближению ее к допустимому
уровню, что свидетельствует об определенных
успехах государства в реализации мер
антиинфляционной политики.
Тем не менее, рассматриваемая проблема
еще не решена в полной мере и поэтому
сохраняется необходимость дальнейшего
снижения инфляции и установления полного
контроля над инфляционными процессами
в стране. Управление инфляцией по-прежнему
представляет важнейшую проблему денежно-кредитной
и в целом экономической политики. Необходимо
учитывать при этом многосложный, многофакторный
характер инфляции, в основе которой лежат
не только монетарные, но и другие факторы.
При всей значимости сокращения государственных
расходов, постепенного сжатия денежной
эмиссии требуется проведение широкого
комплекса антиинфляционных мероприятий.
Среди них стабилизация и стимулирование
производства, совершенствование налоговой
системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение
ответственности предприятий за результаты
хозяйственной деятельности, изменение
обменного курса рубля, проведение определенных
мер по регулированию цен и доходов.
7. Список используемой
литературы
1. Агапова Т.А. Макроэкономика: учебник.
– М.: «Дело и сервис», 2004. – 512 с.;
2. Матвеева Т.Ю. "Макроэкономика: Курс
лекций для экономистов", 2001 –415 с.;
3. Бункина М.К. Макроэкономика: учебник.
– М.: МГУ им. Ломоносова «ДИС», 2001. – 416
с.;
4. Клавдиенко Е. Государственное регулирование
в экономике// Проблемы теории и практики
управления. 2005, №6, с. 29-37;
5. Князев Ю. Современный взгляд на теорию
рыночной экономики// Общество и экономика.
2004, №5, с. 17-53;
6. Кизилов В, Сапов Г. Инфляция и ее последствия
// издание 2006 – 130 с.
7. Макаревич Л. Государство в России должно
научиться управлять рыночными реформами//
Общество и экономика. 2003, №9, с. 5-76;
8. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/под
ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2001. – 231 с.;
9. Основы экономической теории: учеб. пособие
для вузов/под ред. проф. И.П.Николаевой.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 319 с.;
10. Государственный комитет по статистике.
Постановление от 29 июня 1995 г. № 79 “Об утверждении
“Положения о порядке наблюдения за изменение
цен и тарифов на товары и услуги, определение
индекса потребительских цен”.
11. Малкина М. Ю. «Анализ инфляционных процессов
и внутренних дисбалансов российской
экономики»// Экономический анализ: теория
и практика»-2006-№ 5, С.14-25.
12. Фетисов В.Д.// О концепции программы
антиинфляционной политики России на
2009-2010 гг. 2008 г.
13. РиаНовости; http://www.rian.ru/
14. Центральный банк российской федерации;
http://www.cbr.ru/
15. http://www.rftoday.ru/
Информация о работе Определение инфляции. Типы и виды инфляции