Опыт и практика планирования Европейского Союза и возможности его использования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:28, реферат

Описание работы

Европейский Союз (ЕС) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств, носящее черты единого государства. Гражданин любой из стран ЕС имеет право беспрепятственно передвигаться, проживать, вести бизнес и работать в любой из стран-участниц ЕС; так же гражданин имеет право на социальную и правовую защиту любого государства ЕС. ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами.

Файлы: 1 файл

«Опыт и практика планирования Европейского Союза и возможности его использования в Российской Федерации».docx

— 31.67 Кб (Скачать файл)

 

Доклад на тему:

«Опыт и практика планирования Европейского Союза и возможности его использования в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

Европейский Союз (ЕС) - экономическое  и политическое объединение 28 европейских  государств, носящее черты единого  государства. Гражданин любой из стран ЕС имеет право беспрепятственно передвигаться, проживать, вести бизнес и работать в любой из стран-участниц ЕС; так же гражданин имеет право  на социальную и правовую защиту любого государства ЕС. ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Состав стран: Бельгия,   Федеративная Республика Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания,   Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания, ГДР (присоединилась к ФРГ), Австрия,  Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта   Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния, Хорватия. Достаточно сложно изучить методику планирования всех вышеперечисленных стран, можно проследить лишь некоторые закономерности, поэтому в своей работе я уделю больше внимания странам лидерам данного сообщества.

Индикативное планирование - явление сложное. Оно имеет много  составляющих: от правовых норм, регламентов, организационных структур, кадрового  и информационного обеспечения  до разработки методов, технологий, моделей  и т.п. Государству важно располагать  собственными институтами и процедурами  реализации индикативных планов и программ в интересах мониторинга результатов  и оценки эффективности использования  ресурсов, а в случае необходимости - их корректировки. Зачатки индикативного планирования возникли в воюющей Европе в начале прошлого века. После Второй мировой войны идеи индикативного планирования получили широкое распространение в западных обществах в первое послевоенное десятилетие. За многие годы разработан сложнейший инструментарий обоснования планов и программ развития, создана необходимая статистическая база, активно формируются юридические основы для планирования в масштабах Европейского союза. В Европе лидером индикативного планирования можно считать Францию, которая применила опыт индикативного планирования в середине сороковых годов практически сразу после окончания второй мировой войны. В 1940-1960-е годы индикативное планирование стало применяться и в некоторых других странах с развитой рыночной экономикой (Великобритании, Германии, Австралии). [4]

Идее индикативного планирования предшествовали многочисленные мировые экономические кризисы (повторявшиеся во второй половине XIX века с лагом 10-12 лет, а впоследствии и меньшим), самым разрушительным из которых был кризис 1929-1932 гг. Заметную роль играли и марксистские идеи плановой экономики, предлагавшейся взамен рыночной. У всех на виду был положительный опыт СССР, использовавшего директивное планирование не только как инструмент ликвидации экономических циклов и кризисов, но и как механизм быстрого и успешного достижения амбициозных национальных целей. Страны экономически опустошенной послевоенной Европы крайне нуждались в быстрой мобилизации всех национальных сил на восстановление и подъем экономики, что легче было сделать при централизованной формулировке общенациональных целей и задач и максимальной концентрации усилий на их выполнение. Усиление конкуренции на мировых рынках и надвигающаяся глобализация мировой экономики требовали быстрых преобразований национальных экономик, поскольку становилось ясно, что выиграет тот, кто раньше успеет восстановиться и занять место на рынке. Исторический опыт показывал, что скорость восстановления экономики и лоббирование проникновения отечественной продукции на внешние рынки напрямую зависели от возможностей государственного регулирования и мобилизации финансовых ресурсов для осуществления этих целей. Вышеописанные причины введения индикативного планирования или его элементов были характерны для стран с рыночной экономикой: Франции, Японии, Великобритании, Германии, других стран Западной Европы, Скандинавских стран, отчасти – Австралии.[1]

Наибольшее стимулирующее  влияние на развитие макропланирования в Германии и Великобритании оказала Франция.

Индикативное планирование в мировой практике, как правило, осуществляется в двух основных формах:

1. Разработка индикативных планов - цельных, логически структурированных документов, отражающих экономическую стратегию развития страны на планируемый период. Именно эту форму индикативного планирования использовали вплоть до 80-х годов Франция, с 60 -70 - х гг. и до настоящего времени - многие развивающие страны, после 91-го года -многие страны переходного периода;

2. Разработка отдельных докладов, прогнозов, программ, а также государственного бюджета, не связанных одним документом, но взаимоувязанных между собой в самом процессе их разработки. Такую форму индикативного планирования широко используют развитые страны с рыночной экономикой (США).

Ключевая задача при составлении  индикативных планов во Франции заключается  не столько в обработке статистических показателей, сколько в том, чтобы  дать такие ориентиры для менеджеров государственных и частных предприятий, которые, с одной стороны, соответствовали  бы их интересам, а с другой стороны, способствовали бы достижению основных индикаторов национального плана. В результате такой работы индикативный план во Франции не становится нормативным документом, кого-то к чему-то обязывающим, а выступает в качестве прогноза.

В Германии используется несколько  иной подход к планированию как одному из механизмов государственного регулирования, а именно: ограничение прямого  вмешательства государства в  деятельность хозяйствующих субъектов, последовательное сокращение прямых субсидий и усиление косвенных рычагов регулирования, какими являются налоги, создание условий для экспорта продукции и другие. Однако при этом предусматриваются обеспечение работоспособности экономики, координация деятельности отраслей, достижение поставленных общественно-экономических целей.

Итальянский тип планирования предполагает устранение складывающихся диспропорций в функционировании экономики  между регионами, отраслями, уровнями доходов отдельных слоев населения.

Стройная система планирования сложилась в Европейском экономическом сообществе. В договоре об учреждении ЕЭС в 1957 г. указывалось в качестве одной из основных его целей "...установление общей политики в области сельского хозяйства". При этом достаточно четко определялись этапы, в течение которых последовательно осуществлялись меры по созданию общего рынка.

Одним из примеров индикативного  планирования В ЕС было планирование в области сельского хозяйства. Были выделены два основных направления: формирование рыночной политики и структурных преобразований. Рыночная политика определила свободное передвижение сельскохозяйственной продукции, единую систему ценовых отношений, финансовых поддержек товаропроизводителей и ряда других механизмов. Структурная политика включает регулирование социально-экономических преобразований в сельском хозяйстве на всех уровнях. Этапы:

1. Координация национальных политик;

2. Формирование единой сельскохозяйственной политики путем принятия директив, на основе которых строилось национальное законодательство в аграрном секторе.

3. Переход к принятию обязательных регламентов для всех стран-участников ЕС, направленных на повышение эффективности производства. [1]

 

 

Эволюция макроэкономического  планирования в промышленно

развитых и развивающихся зарубежных странах [3]

Конец 20-х – середина 30-х

Планы борьбы с безработицей в Германии

Планы развития национальной экономики в Мексике

Планы экономического развития в Индии

Середина 30-х – начало 40-х

Теоретические исследования в ряде стран

Построение СНС в Норвегии

Конец 40-х – конец 50-х

Схемы экономического роста  в США

Национальное бюджетирование в ряде стран

Разработка пятилетних планов в Японии

Середина 50-х – середина 80-х

Проекты и программы в  формирующемся Европейском Сообществе

10 – 12- летние, пятилетние  и годовые планы в КНР

Долгосрочные и пятилетние планы в Индии Наднациональное  прогнозирование и программирование в системе

промышленного и научно-технического регулирования ЕС

Долгосрочные комплексные планы в Японии

Конец 80-х – конец 90-х

Рамочные среднесрочные  программы и специальные стратегиче-

ские научно-технические программы ЕС

Система направляющего планирования в КНР

Система демократического планирования в Индии


 

Страны, прекратившие после 80-х годов прошлого столетия разработку цельных индикативных планов (Франция), сегодня применяют иные формы  государственного регулирования и  стратегического планирования: от разработки стратегических целевых программ до прогнозов развития стратегических рынков. Прекращение разработки цельных  индикативных планов связано, с завершением  в этих странах процессов формирования:

1. сильной развитой рыночной  экономики;

2. инструментов макроэкономического  регулирования и хорошо отлаженного  рынка, который не нуждался  более в дополнительном индикативном  планировании;

3. системы среднесрочных  и долгосрочных целевых социально-экономических  и научно-технических программ;

4. системы разработки  и учета в экономической стратегии  краткосрочных, среднесрочных и  долгосрочных прогнозов. [1]

Современная система макроэкономического  планирования в ЕС включает в себя следующие механизмы регулирования социально-экономических процессов в ЕС: стихийный механизм рыночной конкуренции, внутрифирменное регулирование, государственное национальное регулирование, международное регулирование в рамках ЕС, глобальное межгосударственное регулирование.

Опыт многих стран показывает, что с 1980-х годов в инфраструктурных отраслях, затрагивающих общенациональные интересы, существенно возросла роль совместного государственного и  частного партнерства (ГЧП) при реализации крупных проектов. Это довольно сложный  комплекс договорных взаимоотношений  между внутренними и внешними инвесторами, заемщиками, заказчиками, поставщиками, регулирующими органами власти различного уровня. Ответственность, полномочия, границы деятельности между  множеством участников жестко регламентируются быстро развивающимся законодательством.

ГЧП обладает особенностями, которые связаны с участием в  проекте государства, определяющего  рамочные условия партнерства. К  ним, например в ЕС, относятся: специфические требования бюджетного учета; необходимость особого "бюджетного" мышления (в дополнение к "бухгалтерскому"); различный правовой статус партнеров; детальное регулирование задолженности государственного сектора; ограниченная готовность государства принимать решения по проекту; формальные требования к процедуре принятия решений; различные правила и нормы в области государственных заказов и закупок для проекта. [5]

Помимо сельского хозяйства, по сей день, индикативное планирование применяется в сфере энергосбережения. В 2006 г. была принята директива, формирующая общие рамки деятельности в сфере энергосбережения. Директива 2006/32 нацелена на стимулирование экономически обоснованных мер по повышению энергоэффективности посредством:

1) индикативного планирования;

2) разработки механизмов, мер поощрения, институциональных,  финансовых и юридических основ  для снятия рыночных барьеров, препятствующих распространению  технологий эффективного энергопотребления;

3) стимулирования рынка  предоставления конечным потребителям  энергетических услуг и технологий  эффективного энергопотребления.

Несмотря на предложение  Европейской Комиссии (высший орган исполнительной власти Евросоюза) принять обязательный норматив энергосбережения, Совет стран ЕС (законодательный орган ЕС) сохранил индикативный характер планирования, подтвердив цель уменьшение энергоемкости экономики на 1% ежегодно. [2]

Индикативное планирование востребовано в большинстве стран  по сей день, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. За многие годы разработан сложнейший инструментарий обоснования планов и программ развития, создана необходимая статистическая база, активно формируются юридические основы для планирования в масштабах Европейского союза.

Возможности использования  индикативного опыта в России

Переход от централизованно-плановой экономики к рыночной означает коренное изменение методов выработки  и реализации экономической государственной  политики. Это связано, во-первых, с  принципиально новой ролью государства  в рыночной экономике, а, во-вторых, новые методы реализации экономической  политики проистекают из принципиально  иных подходов к обеспечению макроэкономической сбалансированности в условиях рынка  по сравнению с плановой экономикой. В этой связи обращение к мировой  практике индикативного планирования должно позволить определить национальную стратегию России в этом вопросе.

Опыт зарубежных стран  показывает, что государствам послевоенной Европы оно позволило мобилизовать национальные ресурсы, направив их на восстановление и подъем экономики. Другие государства активно применяли  национальные программы и планы  для повышения темпов экономического развития, конкурентоспособности и  улучшения структуры экономики, что определяет их актуальность и для стран с переходной экономикой. Эффективное использование возможностей индикативного планирования значительно сократило издержки процесса трансформации для ряда стран третьего мира. Особенности исторического этапа развития экономики России и специфика избранного пути создания эффективной рыночной экономики требуют, глубокого изучения международного опыта индикативного планирования, а также причин, побудивших многие страны с рыночной экономикой к его использованию.

Информация о работе Опыт и практика планирования Европейского Союза и возможности его использования в Российской Федерации