В еще большей мере потребность
в индикативных рекомендациях возникает
при разработке и реализации региональных
и общенациональных программ развития,
а также стратегически важных
и крупных инфраструктурных и
международных проектах государственно-частного
партнерства.
И только рейтингами, налоговыми
льготами или бюджетными гарантиями
привлекательность стратегически
важных для экономики проектов для
частного партнера-инвестора не создать.
Нужны ясно определенные и равноправные
условия участия в инвестициях,
управлении, распределении результатов
и вновь созданной собственности.
Наряду с этим государство должно
обеспечивать прозрачность информации
об ожидаемых результатах, горизонте
сотрудничества и масштабах привлекаемых
ресурсов. Российская экономическая модель
не содержит перечисленных условий, не
нацеливает через систему экономических
ориентиров на инвестиционное и инновационное
развитие, обеспечивающее конкурентоспособность
национальной экономики. Велико желание,
чтобы она заработала в этом направлении,
но недостаточно усилий. Реформирование
всех институтов происходит автономно,
без взаимной увязки, без планирования
согласованных реформаторских действий,
при пассивном участии государственных
регуляторов.
Что касается соотношения
индикативной формы плана с различными
концепциями и стратегиями развития,
следует отметить, что в России
пока так и не принята на официальном уровне
сама идея индикативного плана на любой
срок продолжительности. Вместо этого
есть "программы развития" на один,
два, три года, которые, как уже было показано,
по существу являются экстраполяционными
прогнозами. Но эти прогнозы закладываются
в основу формирования бюджета страны,
ведомств и регионов. Сейчас разрабатывается
финансовый план (бюджет) на три года -максимальный
срок прогноза-программы. Нужно также
учитывать, что индикативный план для
госсектора является по существу директивой
собственника-государства, и за его выполнение
необходимо отчитываться. Наконец, нет
нормативно-правовой ясности в вопросе
взаимодействия субъектов рыночного хозяйства
и сектора государственного. Но главное
- это то, что нет достаточно обоснованной
стратегии с ее целями, ресурсным исполнением,
меняющейся комбинацией подходов в выборе
приоритетов в исторической временной
перспективе. [5]
В этих условиях введение индикативного
планирования в бессистемные сценарные
разработки, стратегии и программы
внесет недостающий элемент упорядочивания.
Вся система подготовки и принятия
экономических решений выстроится
в логическую и понятную систему:
от прогнозирования и целеполагания
до целевых программ и даже контрактов
на их выполнение.
Для дальнейшего развития России
необходимо проанализировать весь мировой
и национальный опыт макроэкономического
планирования и с учетом национальной
специфики разработать свою программу
индикативного планирования или какую-либо
иную.
Список источников
- Бондаренко Н.Ю. Цели и задачи индикативного планирования: зарубежный опыт// Вестник ТИУиЭ, 2012.
- Кавешников Н. Политика Европейского Союза по стимулированию энергосбережения// Интернет-журнал «Вся Европа.ru» - 2011 - №11(60)
- Максимец Н.В. Государственное регулирование экономики:эволюция теории, особенности практики (механизм госрегулирования и особенности его функционирования)// Вестник МарГТУ – 2011 - № 3
- Саввин Ю.А. Индикативное планирование развития сельского хозяйства: дис.канд.эк.наук: диссертация кандидата экономических наук - Воронеж, 2010
- Сильвестров С. Экономическая политика развития и индикативное планирование// «Общество и экономика» - 2007 - №11-12