Организационные формы интеграции компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 02:06, реферат

Описание работы

Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается по крайней мере на протяжении последнего столетия. В мировой практике сложились разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ КОМПАНИЙ.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

* территориальный картель, выделяющий каждому предприятию территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.

Закупочный картель -- монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и т.д. в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.

Калькуляционный картель -- картель, участники которого договариваются об одинаковой структуре и содержании расчетов.

Кондиционный картель -- картель, определяющий условия реализации товара.

Контингентированный картель -- картель с установлением для его участников соответствующих квот (контингентов).

Кризисный картель -- картель, который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия.

Патентный картель -- картель, определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.

Производственный картель -- картель, устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника.

Региональный картель -- картель, определяющий области сбыта.

Ценовой картель -- картель, устанавливающий для участников продажные цены товара.

Более полная версия картеля включает в себя не только установление единых цен и совместный сбыт, но и ограничение производства путем назначения квот на объем выпуска  для отдельных производителей и скоординированного регулирования производственных мощностей (т.е. устранение излишних производственных мощностей или их наращивание).

Существует ряд  факторов, определяющих эффективность  деятельности картеля. Прежде всего, это  участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над ценой продукции.

Синдикат

Синдикат -- объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции.

Особенностями синдиката как организационной формы интеграции компаний являются:

сохранение участниками  синдиката юридической, производственной, но ограничение коммерческой самостоятельности;

это разновидность  картельного соглашения. Синдикаты  позволяют устранить внутреннюю конкуренцию среди его участников;

централизация сбыта продукции, организация сбыта  продукции его участников через  единый сбытовой орган. Функции централизованного  сбыта продукции участников синдиката  могут быть также поручены одному из его участников. В зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката;

сохранение участниками  синдиката порой и собственной  сбытовой сети, которая тесно связана  с синдикатской сбытовой конторой или обществом;

осуществление зачастую через синдикатскую сбытовую контору или сбытовое общество также  и закупок сырья для участников синдиката.

Форма синдиката  наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

В современных  условиях синдикат как форма монополистических  объединений одноотраслевого профиля  утрачивает свое значение, уступая  место более сложным и гибким формам.

Пул

Пул (англ. pool букв. общий котел) -- форма объединения компаний, отличающаяся тем, что прибыль всех участников пула поступает в общий фонд (котел) и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции.

В качестве особенностей пулов можно назвать:

эта организационная  форма интеграции является одной из форм монополистических объединений компаний, разновидностью картелей;

объединение компаний в виде пулов имеет обычно достаточно временный характер;

в рамках пула устанавливаются  правила распределения общих  расходов и прибыли.

В мировой практике можно встретить следующие виды пулов:

Биржевой пул -- объединение финансовых средств для повышения или понижения курса акций на фондовой бирже и в спекулятивной игре на разнице в курсах.

«Конкретный» пул -- объединение инвесторов, направляющее свои инвестиции на конкретный объект.

Патентный пул -- соглашение более чем двух компаний о взаимном использовании патента. Участники патентного пула получают доход в размере квоты, назначаемой при вступлении в пул, от прибыли, которую дает использование патента.

Торговый пул -- объединение, в котором участники договариваются о накоплении и задержке на складах какого-либо товара до момента, наиболее выгодного для его продажи по повышенным ценам в результате искусственно созданного дефицита.

Трест

Трест -- объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий.

Особенностями трестов являются:

это самая жесткая  из всех рассмотренных форм интеграции компаний;

при этой форме  интеграции объединяются все стороны  хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате;

трест отличается от других видов объединений сравнительной  производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации  на одном или нескольких аналогичных  видах продукции;

в рамках треста объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и  коммерческую самостоятельность;

все объединяемые в трест предприятия подчиняются  одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство  как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями.

Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в  одной компании предприятий разных отраслей промышленности, представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой. И в случае межотраслевых объединений тресты представляют собой комбинаты.

Ассоциация

Ассоциация -- добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели.

В качестве особенностей ассоциаций можно назвать:

это самая «мягкая» форма интеграции компаний;

ассоциация создается  в целях кооперации деятельности рекомендательного характера;

возможна централизация  определенных функций, в основном информационного  характера;

члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную  самостоятельность и права юридического лица;

ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов;

члены ассоциации несут субсидиарную ответственность  по ее обязательствам в размере и  порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации;

члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

В соответствии с российским законодательством коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать и регистрировать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихсянекоммерческими организациями.

Если по решению  участников на ассоциацию (союз) возлагается  ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное  общество или товарищество либо может создать для этой цели новое хозяйственное общество и участвовать в нем.

Члены ассоциации вправе по своему усмотрению выйти  из нее по окончании финансового  года. В этом случае они несут  субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своим взносам в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами ассоциации (уставом и учредительным договором). С согласия членов ассоциации в нее может войти новый участник.

Одной из разновидностей ассоциаций является торговая ассоциация - структура, создаваемая входящими в отрасль компаниями для обмена информацией и лоббирования общих интересов в правительстве и законодательных органах.

Стратегический альянс

Стратегический альянс (Strategic Alliance) - соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.

Стратегические  союзы являются самой перспективной  формой интеграции компаний, именно они  из всех возможных форм оказались  в центре внимания ТНК в 90-х годах. Прогнозируется, что в XXI веке они  превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы. Заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии.

В качестве особенностей стратегических альянсов можно назвать:

это соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний. Существуют значительные различия между стратегическими союзами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими отношениями контрактного типа, т.к. последний вид сотрудничества существует ограниченное время и используется для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношения, как правило, не предполагают развития отношений в дальнейшем;

этот тип хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений;

в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты (например, Marks&Spencer заключила  неформальные стратегические союзы  со многими поставщиками товаров), но и конкуренты (например, Grundig и Philips, объединившие свои усилия в области видиозаписи, или Honda и Rover в мобильной связи);

в рамках стратегических союзов осуществляется совместная координация  стратегического планирования и  управления участниками деятельности, что позволяет им согласовать их долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого участника;

стратегические  альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также  между компаниями, занятыми в смежных  сферах деятельности и обладающими  взаимодополняющими технологиями и опытом;

альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим  лицом;

компании могут  быть участниками множества стратегических альянсов;

стратегические  альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы  в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг;

альянсы создаются  на определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении  отпадает;

альянсы оказывают  влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей  степени против общих конкурентов, чем против друг друга;

это пока наименее ограничиваемые в законодательном  порядке способы проникновения  на рынок.

Выделяют четыре разновидности стратегических альянсов:

альянсы с акционерным  участием в существующих предприятиях;

стратегические  альянсы с созданием новых  компаний (совместных предприятий);

консорциумы для  реализации инвестиционных проектов;

альянсы со слабой кооперацией.

С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы условно можно разделить  на три вида:

альянсы по реализации проектов НИОКР;

альянсы по организации  совместного производства;

альянсы по совместному  освоению новых рынков.

Наибольшее распространение получили альянсы, создаваемые в целях сотрудничества в сфере НИОКР. В настоящее время к этой группе относится более половины всех стратегических союзов.

Количество альянсов постоянно возрастает. Согласно UNCTAD (ЮНКТАД, Конференция ООН по торговле и развитию), общее число технологических альянсов (в области производства новых материалов, информационных технологий и биотехнологий) увеличилось с 526 в 1980 году до 4512 в 1995 году, т.е. почти в 9 раз1.

Мотивами, в соответствии с которыми компании вступают в альянсы, являются:

достижение экономии на масштабах производства;

совместное использование  производственных мощностей;

объединение усилий в производстве компонентов или  сборке конечной продукции;

снижение неопределенности и усиление стабильности развития, поскольку в долгосрочных отношениях с критическим партнером объединяется их опыт и ресурсы;

снижение рисков в деятельности;

получение доступа  на рынок, где уже существуют сложившиеся  рыночные структуры и определенный менталитет, продвижение на рынок  продукции друг друга;

передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала;

совместная разработка и производство технически сложных  изделий (средств коммуникации, компьютеров, самолетов и т.п.).

Цели, ради которых  компании вступают в стратегические альянсы, существенно различаются.

Информация о работе Организационные формы интеграции компаний