Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 02:06, реферат
Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается по крайней мере на протяжении последнего столетия. В мировой практике сложились разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.
* территориальный картель, выделяющий каждому предприятию территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.
Закупочный картель -- монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и т.д. в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.
Калькуляционный картель -- картель, участники которого договариваются об одинаковой структуре и содержании расчетов.
Кондиционный картель -- картель, определяющий условия реализации товара.
Контингентированный картель -- картель с установлением для его участников соответствующих квот (контингентов).
Кризисный картель -- картель, который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия.
Патентный картель -- картель, определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.
Производственный картель -- картель, устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника.
Региональный картель -- картель, определяющий области сбыта.
Ценовой картель -- картель, устанавливающий для участников продажные цены товара.
Более полная версия картеля включает в себя не только установление единых цен и совместный сбыт, но и ограничение производства путем назначения квот на объем выпуска для отдельных производителей и скоординированного регулирования производственных мощностей (т.е. устранение излишних производственных мощностей или их наращивание).
Существует ряд факторов, определяющих эффективность деятельности картеля. Прежде всего, это участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над ценой продукции.
Синдикат
Синдикат -- объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции.
Особенностями синдиката как организационной формы интеграции компаний являются:
сохранение участниками синдиката юридической, производственной, но ограничение коммерческой самостоятельности;
это разновидность картельного соглашения. Синдикаты позволяют устранить внутреннюю конкуренцию среди его участников;
централизация сбыта продукции, организация сбыта продукции его участников через единый сбытовой орган. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников. В зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката;
сохранение участниками синдиката порой и собственной сбытовой сети, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом;
осуществление зачастую через синдикатскую сбытовую контору или сбытовое общество также и закупок сырья для участников синдиката.
Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.
В современных
условиях синдикат как форма монополистических
объединений одноотраслевого
Пул
Пул (англ. pool букв. общий котел) -- форма объединения компаний, отличающаяся тем, что прибыль всех участников пула поступает в общий фонд (котел) и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции.
В качестве особенностей пулов можно назвать:
эта организационная форма интеграции является одной из форм монополистических объединений компаний, разновидностью картелей;
объединение компаний в виде пулов имеет обычно достаточно временный характер;
в рамках пула устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли.
В мировой практике можно встретить следующие виды пулов:
Биржевой пул -- объединение финансовых средств для повышения или понижения курса акций на фондовой бирже и в спекулятивной игре на разнице в курсах.
«Конкретный» пул -- объединение инвесторов, направляющее свои инвестиции на конкретный объект.
Патентный пул -- соглашение более чем двух компаний о взаимном использовании патента. Участники патентного пула получают доход в размере квоты, назначаемой при вступлении в пул, от прибыли, которую дает использование патента.
Торговый пул -- объединение, в котором участники договариваются о накоплении и задержке на складах какого-либо товара до момента, наиболее выгодного для его продажи по повышенным ценам в результате искусственно созданного дефицита.
Трест
Трест -- объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий.
Особенностями трестов являются:
это самая жесткая из всех рассмотренных форм интеграции компаний;
при этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате;
трест отличается
от других видов объединений
в рамках треста объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность;
все объединяемые
в трест предприятия
Форма треста удобна
для организации
Ассоциация
Ассоциация -- добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели.
В качестве особенностей ассоциаций можно назвать:
это самая «мягкая» форма интеграции компаний;
ассоциация создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера;
возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера;
члены ассоциации
(союза) сохраняют свою хозяйственную
самостоятельность и права
ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов;
члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации;
члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.
В соответствии с российским законодательством
коммерческие организации в целях координации
их предпринимательской деятельности,
а также представления и защиты общих
имущественных интересов могут по договору
между собой создавать и регистрировать
объединения в форме ассоциаций
или союзов, являющихсянекоммерческ
Если по решению
участников на ассоциацию (союз) возлагается
ведение предпринимательской
Члены ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании финансового года. В этом случае они несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своим взносам в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами ассоциации (уставом и учредительным договором). С согласия членов ассоциации в нее может войти новый участник.
Одной из разновидностей ассоциаций является торговая ассоциация - структура, создаваемая входящими в отрасль компаниями для обмена информацией и лоббирования общих интересов в правительстве и законодательных органах.
Стратегический альянс
Стратегический альянс (Strategic Alliance) - соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.
Стратегические союзы являются самой перспективной формой интеграции компаний, именно они из всех возможных форм оказались в центре внимания ТНК в 90-х годах. Прогнозируется, что в XXI веке они превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы. Заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии.
В качестве особенностей стратегических альянсов можно назвать:
это соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний. Существуют значительные различия между стратегическими союзами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими отношениями контрактного типа, т.к. последний вид сотрудничества существует ограниченное время и используется для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношения, как правило, не предполагают развития отношений в дальнейшем;
этот тип хозяйственного
объединения основан на заключении
среднесрочных или долгосрочных
в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты (например, Marks&Spencer заключила неформальные стратегические союзы со многими поставщиками товаров), но и конкуренты (например, Grundig и Philips, объединившие свои усилия в области видиозаписи, или Honda и Rover в мобильной связи);
в рамках стратегических союзов осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности, что позволяет им согласовать их долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого участника;
стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;
альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом;
компании могут
быть участниками множества
стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг;
альянсы создаются
на определенный срок, они распадаются,
когда необходимость в
альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем против друг друга;
это пока наименее ограничиваемые в законодательном порядке способы проникновения на рынок.
Выделяют четыре разновидности стратегических альянсов:
альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях;
стратегические альянсы с созданием новых компаний (совместных предприятий);
консорциумы для реализации инвестиционных проектов;
альянсы со слабой кооперацией.
С точки зрения
сферы деятельности стратегические
альянсы условно можно
альянсы по реализации проектов НИОКР;
альянсы по организации совместного производства;
альянсы по совместному освоению новых рынков.
Наибольшее распространение получили альянсы, создаваемые в целях сотрудничества в сфере НИОКР. В настоящее время к этой группе относится более половины всех стратегических союзов.
Количество альянсов постоянно возрастает. Согласно UNCTAD (ЮНКТАД, Конференция ООН по торговле и развитию), общее число технологических альянсов (в области производства новых материалов, информационных технологий и биотехнологий) увеличилось с 526 в 1980 году до 4512 в 1995 году, т.е. почти в 9 раз1.
Мотивами, в соответствии с которыми компании вступают в альянсы, являются:
достижение экономии на масштабах производства;
совместное использование производственных мощностей;
объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции;
снижение неопределенности и усиление стабильности развития, поскольку в долгосрочных отношениях с критическим партнером объединяется их опыт и ресурсы;
снижение рисков в деятельности;
получение доступа на рынок, где уже существуют сложившиеся рыночные структуры и определенный менталитет, продвижение на рынок продукции друг друга;
передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала;
совместная разработка и производство технически сложных изделий (средств коммуникации, компьютеров, самолетов и т.п.).
Цели, ради которых компании вступают в стратегические альянсы, существенно различаются.
Информация о работе Организационные формы интеграции компаний