Организационные формы интеграции компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 02:06, реферат

Описание работы

Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается по крайней мере на протяжении последнего столетия. В мировой практике сложились разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ КОМПАНИЙ.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Так, General Motors использовала союзы для  преобразования своего бизнеса. Эта  компания создала обширную сеть связей с автомобильными компаниями и поставщиками в Европе и Азии, а также в  Северной Америке. Некоторые альянсы должны были улучшить продвижение продукции на зарубежный рынок, другие предполагали обмен технологиями, третьи призваны были обновить ассортимент General Motors, четвертые - изучить производственные методы и т.п.

Исторически компании развитых стран, ориентированные на экспорт, искали возможности альянса с компаниями менее развитых стран, чтобы импортировать и продвигать на местный рынок свою продукцию - такие соглашения часто были необходимы для получения доступа на рынки менее развитых стран. В последнее время ведущие компании из разных частей света создавали стратегические альянсы для усиления своих совместных возможностей по обслуживанию целых континентов и продвижению к еще большей вовлеченности в деятельность на мировом рынке. Как японские, так и американские компании создавали альянсы для укрепления своей конкурентоспособности на рынке стран Европейского Союза и освоения открывающихся рынков восточноевропейских стран.

Крупные компании создают множество разнообразных  альянсов. В качестве примера можно привести лишь несколько из большого числа стратегических альянсов компании Toshiba:

альянс  со шведской компанией Ericsson, одним из крупнейших в мире производителей телекоммуникационного  оборудования, в целях разработки нового оборудования средств связи;

партнерство с Sun Microsystems, лидером по производству микропроцессоров для рабочих станций, с целью разработки портативных  модификаций рабочих станций  для Sun и использования оборудования компании Sun в продукции Toshiba по контролю энергосистем, дорожного движения и автоматизированному мониторигну производственных процессов;

стратегический  альянс с компаниями IBM и Siemens с целью  разработки и производства чипов  памяти DRAM емкостью до 16Гб для использования  в больших компьютерах;

совместный  проект с подразделениями компании Time Warner по разработке новой интерактивной  кабельной телевизионной технологии.

Примерами стратегических союзов могут служить и соглашения между IBM и Mitsubishi, альянс между IBM и Apple.

Непременными  условиями эффективного стратегического альянса являются долгосрочное планирование, координация политики, укрепляющие доверие партнеров, и стремление к сотрудничеству высшего и среднего менеджмента компаний-союзников.

Данное  положение можно проиллюстрировать  недавним примером краха, казалось бы, эффективно действующего, приносящего огромные прибыли стратегического союза между компаниями Honda и Rover. Honda владела 20% акций компании Rover. В 1994 году British Aerospace, владелец Rover, решила продать ее стратегический пакет акций. Поскольку японский партнер объявил о неготовности приобрести предлагаемый пакет акций, англичане продали его немецкой компании BMW. Японские партнеры были предельно возмущены этим шагом, а руководители British Aerospace не могли сдержать удивления по этому поводу, считая, что все их действия были направлены на соблюдение интересов своих акционеров. Столкнулись интересы представителей двух не понимающих друг друга культур.

Многие альянсы  распадаются или ликвидируются, если один из партнеров принимает решение о приобретении другого. Проведенный в 1990 году анализ 150 компаний, состоящих в стратегических альянсах, которые впоследствии распались, показал, что в 75% всех альянсов партнеры были поглощены участниками альянсов и, прежде всего, японскими компаниями. В целом отмечается, что японские фирмы по сравнению с европейскими и американскими более активно действуют, внедряют опыт, приобретенный в рамках стратегического альянса.

Порой участники  альянса намеренно (изнутри зная его сильные и слабые стороны) ставят партнера в безвыходное положение, когда он не способен противостоять поглощению своей компании партнером по альянсу.

Так, например, стратегический альянс между Fujitsu и International Computer Ltd (ICL), просуществовавший  в течение 9 лет, завершился приобретением Fujitsu 80% акций британской компании ICL. Первоначально Fujitsu была поставщиком комплектующих для компьютеров ICL, но по мере развития сотрудничества превратилась в единственный источник технологий для этой компании. Когда же англичане, учитывая безрадостные прогнозы о финансовом состоянии компании, вынуждены были ее продать, то они смогли найти только одного покупателя своей компании - партнера по стратегическому альянсу - фирму Fujitsu. И многие специалисты убеждены, что Fujitsu все это было подстроено преднамеренно.

Во многих альянсах наибольшая опасность заключается  в том, что участвующие в них  компании могут достаточно хорошо изучить  операции других партнеров, скопировать  порядок их действий и стать успешными  конкурентами.

Говоря о недостатках  стратегических альянсов, следует отметить, что эффективная координация  деятельности самостоятельных компаний является сложной задачей (учитывая различную их мотивацию и порой  противоречащие цели). Будучи в значительной степени независимыми, партнеры в состоянии принимать решения, неоптимальные в плане интересов стратегического альянса в целом. Его участники постоянно вынуждены находить формы разрешения противоречий между задачами, стоящими перед стратегическим альянсом в целом и отдельными его партнерами. Приходится преодолевать также языковые и культурные барьеры. Результаты анализа функционирования стратегических альянсов показывают, что около половины из них не дают ожидаемой отдачи, а их участники зачастую оказываются в сложном положении, подчас жертвуя своими преимуществами.

Для того, чтобы  положительный эффект вступления компании в стратегический альянс превалировал над отрицательным, необходимо учитывать  следующие моменты:

партнер по стратегическому  альянсу должен быть совместимым с данной компанией;

наиболее успешные альянсы характеризуются тем, что  товары и позиции на рынке партнера дополняют товары и позиции данной компании, а не конкурируют с ними;

в рамках стратегического  альянса опасно передавать партнеру информацию, которая может сказаться на конкурентной ситуации;

не следует  ждать от альянса немедленной  отдачи, во многом результат зависит  от доверия, существующего между  компаниями;

при заключении стратегического альянса рекомендуется  быстро и детально ознакомиться с  основными идеями и практикой партнера в области технологии и управления и внедрить в свою деятельность наиболее рациональное из этого;

стратегический  альянс необходимо рассматривать как  временное соглашение между партнерами, если он становится невыгодным, его  целесообразно сразу же расторгать.

В заключение представим результаты сравнительного анализа  рассмотренных в статье организационных  форм интеграции компаний в виде табл.1 и табл.2.

Таблица 1 - Сравнительный  анализ интеграции сфер хозяйственной  деятельности при различных формах объединения компаний

 

Сферы деятельности

Kонцерн

Kонгло-мерат

Kонсорциум

Синдикат

Ассоциа-ция

Трест

 

Производство

+

--

--

--

--

+

 

Маркетинг, сбыт

+

--

--

+

--

+

 

Финансы

+

+

--

--

--

+

 

Учет

+

+

--

--

--

+

 

Бизнес-планирование

+

+

+

+

--

+

 
               

Условные обозначения:

(+) -- централизация  данной сферы деятельности в  рамках организационной формы  интеграции компаний;

(-) -- децентрализация  данной сферы деятельности в  рамках организационной формы  интеграции компаний.

Таблица 2 - Сравнительная характеристика основных организационных форм интеграции компаний

 

Отличительные признаки

Концерн

Конгломерат

Консорциум

Картель

Синдикат

Пул

Трест

Страт. альянс

Ассоциация

 

1. Степень юридической  самостоятельности объединяемых  компаний:

0 -- потеря юридической самостоятельности;

1 -- сохранение  юридической самостоятельности;

2 -- возможность  и сохранения, и потери юридической  самостоятельности

2

2

1

1

1

1

0

1

1

 

2. Наличие производственной  общности объединяемых компаний:

0 -- отсутствие  производственной общности;

1 -- наличие производственной  общности;

2 -- производственная  общность не является обязательной

1

0

2

1

1

2

1

2

2

 

3. Степень объединения  хозяйственной деятельности:

0 -- объединение  отдельных сторон хозяйственной  деятельности;

1 -- объединение большинства сторон хозяйственной деятельности

1

0

0

0

0

0

1

0

0

 
                     


Информация о работе Организационные формы интеграции компаний