Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 02:06, реферат
Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается по крайней мере на протяжении последнего столетия. В мировой практике сложились разнообразные типы интеграции фирм, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы и т.п.
Так, General Motors использовала союзы для преобразования своего бизнеса. Эта компания создала обширную сеть связей с автомобильными компаниями и поставщиками в Европе и Азии, а также в Северной Америке. Некоторые альянсы должны были улучшить продвижение продукции на зарубежный рынок, другие предполагали обмен технологиями, третьи призваны были обновить ассортимент General Motors, четвертые - изучить производственные методы и т.п.
Исторически компании развитых стран, ориентированные на экспорт, искали возможности альянса с компаниями менее развитых стран, чтобы импортировать и продвигать на местный рынок свою продукцию - такие соглашения часто были необходимы для получения доступа на рынки менее развитых стран. В последнее время ведущие компании из разных частей света создавали стратегические альянсы для усиления своих совместных возможностей по обслуживанию целых континентов и продвижению к еще большей вовлеченности в деятельность на мировом рынке. Как японские, так и американские компании создавали альянсы для укрепления своей конкурентоспособности на рынке стран Европейского Союза и освоения открывающихся рынков восточноевропейских стран.
Крупные компании
создают множество
альянс со шведской компанией Ericsson, одним из крупнейших в мире производителей телекоммуникационного оборудования, в целях разработки нового оборудования средств связи;
партнерство с Sun Microsystems, лидером по производству микропроцессоров для рабочих станций, с целью разработки портативных модификаций рабочих станций для Sun и использования оборудования компании Sun в продукции Toshiba по контролю энергосистем, дорожного движения и автоматизированному мониторигну производственных процессов;
стратегический альянс с компаниями IBM и Siemens с целью разработки и производства чипов памяти DRAM емкостью до 16Гб для использования в больших компьютерах;
совместный
проект с подразделениями компании
Time Warner по разработке новой интерактивной
кабельной телевизионной
Примерами стратегических союзов могут служить и соглашения между IBM и Mitsubishi, альянс между IBM и Apple.
Непременными условиями эффективного стратегического альянса являются долгосрочное планирование, координация политики, укрепляющие доверие партнеров, и стремление к сотрудничеству высшего и среднего менеджмента компаний-союзников.
Данное
положение можно
Многие альянсы распадаются или ликвидируются, если один из партнеров принимает решение о приобретении другого. Проведенный в 1990 году анализ 150 компаний, состоящих в стратегических альянсах, которые впоследствии распались, показал, что в 75% всех альянсов партнеры были поглощены участниками альянсов и, прежде всего, японскими компаниями. В целом отмечается, что японские фирмы по сравнению с европейскими и американскими более активно действуют, внедряют опыт, приобретенный в рамках стратегического альянса.
Порой участники альянса намеренно (изнутри зная его сильные и слабые стороны) ставят партнера в безвыходное положение, когда он не способен противостоять поглощению своей компании партнером по альянсу.
Так, например, стратегический альянс между Fujitsu и International Computer Ltd (ICL), просуществовавший в течение 9 лет, завершился приобретением Fujitsu 80% акций британской компании ICL. Первоначально Fujitsu была поставщиком комплектующих для компьютеров ICL, но по мере развития сотрудничества превратилась в единственный источник технологий для этой компании. Когда же англичане, учитывая безрадостные прогнозы о финансовом состоянии компании, вынуждены были ее продать, то они смогли найти только одного покупателя своей компании - партнера по стратегическому альянсу - фирму Fujitsu. И многие специалисты убеждены, что Fujitsu все это было подстроено преднамеренно.
Во многих альянсах наибольшая опасность заключается в том, что участвующие в них компании могут достаточно хорошо изучить операции других партнеров, скопировать порядок их действий и стать успешными конкурентами.
Говоря о недостатках стратегических альянсов, следует отметить, что эффективная координация деятельности самостоятельных компаний является сложной задачей (учитывая различную их мотивацию и порой противоречащие цели). Будучи в значительной степени независимыми, партнеры в состоянии принимать решения, неоптимальные в плане интересов стратегического альянса в целом. Его участники постоянно вынуждены находить формы разрешения противоречий между задачами, стоящими перед стратегическим альянсом в целом и отдельными его партнерами. Приходится преодолевать также языковые и культурные барьеры. Результаты анализа функционирования стратегических альянсов показывают, что около половины из них не дают ожидаемой отдачи, а их участники зачастую оказываются в сложном положении, подчас жертвуя своими преимуществами.
Для того, чтобы положительный эффект вступления компании в стратегический альянс превалировал над отрицательным, необходимо учитывать следующие моменты:
партнер по стратегическому альянсу должен быть совместимым с данной компанией;
наиболее успешные альянсы характеризуются тем, что товары и позиции на рынке партнера дополняют товары и позиции данной компании, а не конкурируют с ними;
в рамках стратегического альянса опасно передавать партнеру информацию, которая может сказаться на конкурентной ситуации;
не следует ждать от альянса немедленной отдачи, во многом результат зависит от доверия, существующего между компаниями;
при заключении
стратегического альянса
стратегический альянс необходимо рассматривать как временное соглашение между партнерами, если он становится невыгодным, его целесообразно сразу же расторгать.
В заключение представим результаты сравнительного анализа рассмотренных в статье организационных форм интеграции компаний в виде табл.1 и табл.2.
Таблица 1 - Сравнительный анализ интеграции сфер хозяйственной деятельности при различных формах объединения компаний
Сферы деятельности |
Kонцерн |
Kонгло-мерат |
Kонсорциум |
Синдикат |
Ассоциа-ция |
Трест |
|
Производство |
+ |
-- |
-- |
-- |
-- |
+ |
|
Маркетинг, сбыт |
+ |
-- |
-- |
+ |
-- |
+ |
|
Финансы |
+ |
+ |
-- |
-- |
-- |
+ |
|
Учет |
+ |
+ |
-- |
-- |
-- |
+ |
|
Бизнес-планирование |
+ |
+ |
+ |
+ |
-- |
+ |
|
Условные обозначения:
(+) -- централизация данной сферы деятельности в рамках организационной формы интеграции компаний;
(-) -- децентрализация данной сферы деятельности в рамках организационной формы интеграции компаний.
Таблица 2 - Сравнительная характеристика основных организационных форм интеграции компаний
Отличительные признаки |
Концерн |
Конгломерат |
Консорциум |
Картель |
Синдикат |
Пул |
Трест |
Страт. альянс |
Ассоциация |
|
1. Степень юридической
самостоятельности 0 -- потеря юридической самостоятельности; 1 -- сохранение юридической самостоятельности; 2 -- возможность и сохранения, и потери юридической самостоятельности |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
|
2. Наличие производственной
общности объединяемых 0 -- отсутствие производственной общности; 1 -- наличие производственной общности; 2 -- производственная
общность не является |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
|
3. Степень объединения хозяйственной деятельности: 0 -- объединение
отдельных сторон 1 -- объединение большинства сторон хозяйственной деятельности |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
|
Информация о работе Организационные формы интеграции компаний