Организация денежного оборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

С появлением и распространением денег как всеобщего эквивалента, зарождается процесс денежного оборота, заключающийся в непрерывном движении денег при выполнении ими своих функций: средство платежа, накопления, мера стоимости, средство обращения. Поэтому с момента возникновения и по сей день денежный оборот является основополагающей основой экономики. От его успешного функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………4
1 Организация денежного оборота ………………………………………6 1.1 Понятие денежного оборота, его формы…………………..
1.2 Организация налично-денежного оборота…………………………..
1.3 Организация безналичного денежного оборота………………………. 1.4 Методы регулирования денежного оборота……………………………. Проблемы и перспективы развития денежногооборота ………………2.1 Основные проблемы организации налично-денежного и безналичного оборота ………………………………………………………………………. 2.2 Направления оптимизации наличного и безналичного оборота ..Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.40 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3 Организация безналичного  денежного оборота

Безналичный денежный оборот осуществляется посредством безналичных расчетов.  
 Безналичные расчеты представляют собой денежные расчеты без участия наличных денег, проводимые либо путем списания денежных средств со счета плательщика и зачисления их на счет получателя, либо путем зачета взаимных  требований. 
 Безналичные расчеты на территории России регулируются Положением ЦБ РФ от 3 октября 2002г. «О безналичных расчетах в Российской Федерации».  Данное положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ч. 2, гл. 45 «Банковский счет», гл. 46 «Расчеты»), Федеральным законом  «О банках и банковской деятельности».  
Основными счетами для осуществления безналичных расчетов являются расчетные или текущие счета, открываемые предприятиям и организациям коммерческими банками.  
 Расчетный счет открывают юридическим лицам и гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Владелец расчетного счета имеет полную экономическую самостоятельность по расходованию средств, находящихся на счете, является плательщиком всех причитающихся с него налогов и самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками.  
 Текущий счет открывают обособленным подразделениям юридического лица, а также некоммерческим юридическим лицам. Владелец текущего счета может распоряжаться средствами, находящимися на нем только в строгом соответствии со сметой и в соответствии с перечнем совершаемых операций. Разновидностями текущего счета являются: бюджетные, инвестиционные и конверсионные счета.  
 Для открытия расчетного или текущего счета клиент должен предоставить в банк следующие основные документы: заявление на открытие счета; документ о государственной регистрации предприятия, заверенный органом исполнительной власти; копию учредительного договора о создании предприятия; копию устава предприятия; документы о подтверждении полномочий директора предприятия и главного бухгалтера, а также две карточки с образцами их подписей и оттиском печати; справку от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет и другие документы.  
 При открытии текущего счета предоставляют также устав подразделения, утвержденный головной организацией. Согласно ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» клиент имеет право на свободный выбор банка для расчетно-кассового обслуживания и может открывать столько счетов, сколько ему необходимо.  
 Открытие расчетного (текущего) счета сопровождается заключением между предприятием (организацией) и банком договора банковского счета, в котором оговариваются взаимные права  и обязанности.  
 В договоре предусматриваются: условия обслуживания счета; порядок и сроки зачисления поступающих на счет денежных средств; порядок и сроки выполнения банком распоряжений клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведение иных операций по счету.                                          После подписания договора банковского счета владелец счета вправе осуществлять любые виды операций, предусмотренные этим договором и действующим законодательством. Для осуществления операций клиент предоставляет в обслуживающий его банк расчетные документы установленного образца.  
 Расчетный документ - документально оформленное распоряжение плательщика (клиента банка) либо получателя средств (взыскателя) о списании средств со счета первого и перечисления их на счет второго.  
 При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы: платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения. 

    1. платежное поручение  – документ, предоставляемый  плательщиком  банку о переводе определенной суммы получателю.
    2. аккредитив – условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика произвести платежи получателю средств по предъявлении последним документов.
    3. чек - это разновидность переводного векселя, который вкладчик выписывает на обслуживающий банк. Это документ установленной формы, содержащий приказ владельца счёта банку о выплате держателю чека определенной суммы.
    4. платежное требование – расчетный документ, содержащий требование кредитора (поставщика) к должнику(плательщику)  об уплате определённой денежной суммы через банк.
    5. инкассовое поручение – это документ, согласно которому банк по договору с клиентом осуществляет действия, связанные с получением и зачислением причитающихся клиенту денежных средств.  

Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки, и предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов.  Списание банком денежных средств со счета производится на основании первого экземпляра расчетного документа. 
 Таким образом, формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

 
 

1.4 Методы регулирования денежного оборота

Регулирование денежного оборота состоит в увеличении или уменьшении денег в обращении в соответствии с его потребностями, которые теоретически означают достижение такого положения, когда фактическое количество кредитных денег в обращении примерно соответствует экономически необходимому их количеству или количеству золотых денег в обращении.  
 На выполнение деньгами функции средства обращения большое влияние оказывает контроль за эмиссией наличных денег, необходимых для обращения. Количество денег в обращении должно соответствовать их потребности, которая зависит от объема розничного товарооборота, уровня цен (инфляции), скорости обращения денег. В то же время потребность в наличных деньгах зависит от гораздо большего числа факторов и определить ее довольно сложно. К тому же граница между наличным и безналичным оборотом весьма подвижна, часть наличных денег обращается за пределами организованного рынка денег, подконтрольного государству.

Основными организациями, обеспечивающими денежное обращение в стране, являются Центральный банк РФ и коммерческие банки.  
 Центральный банк РФ – это организация, которая выполняет функции единого эмиссионного, расчетного, валютного и кредитного центра на рынке данной страны. 
 Задача регулирования денежного обращения в любой стране возложена на центральный банк, который выполняет ее следующими основными способами: 
1) выпуская и изымая из обращения наличные деньги; 
2) изменяя нормативы обязательных резервов коммерческих банков; 
3) покупая или продавая государственные ценные бумаги; 
4) изменяя учетную ставку процента (ставку процента, под которую ЦБ РФ  кредитует коммерческие банки) и другими.

  Методы регулирования денежного оборота могут разделяться на различные группы. В зависимости от учета экономических интересов субъектов денежного оборота выделяют административные (прямые) и экономические (косвенные) методы.

К административным методам относится использование лимитов или запретов, устанавливаемых Центральным банком РФ по отношению к количественным и качественным показателям деятельности банков.

Косвенные (экономические) инструменты предполагают воздействие Центрального банка РФ на поведение банков через использование экономических интересов, т.е. изменяя объем денежной базы (резервных денег) или проценты по рефинансированию, центральный банк изменяет спрос на кредит и величину его мультипликации в экономике.

В зависимости от объема воздействия на денежный рынок выделяются общие и селективные  методы (инструменты) регулирования денежного оборота.

Общие методы воздействуют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные методы нацелены на регулирование  конкретных видов кредита или  кредитования отдельных отраслей экономики и крупных предприятий.

К общим методам относятся:

    1. учетная политика – это один из наиболее старых методов кредитного регулирования. Это условия, на которых Центральный банк РФ покупает векселя у коммерческих банков;
    2. операции на открытом рынке – продажа или покупка ЦБ РФ у коммерческих банков ценных бумаг;
    3. установление  норм обязательных резервов коммерческих банков – это метод прямого воздействия на величину банковских резервов.

Селективные методы  включают:

    1. контроль по отдельным видам кредитов, осуществляемый  в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов;
    2. регулирование риска и ликвидности банковских операций путем установления соотношения выданных кредитов с суммой собственных средств банка;

 

  Основной целью регулирования государством денежного оборота будет являться ослабление негативных социально-экономических последствий инфляции.

  Основными в системе методов регулирования денежного оборота являются методы антиинфляционной направленности, выбор которых будет зависеть от природы инфляции, ее основных факторов, а также от главенствующей концепции антиинфляционной политики.

  Денежные реформы - это меры корректирующего характера, компенсирующие негативные последствия инфляции, но не устраняющие ее коренных причин.

   Денежные реформы предполагают частичное или полное преобразование действующей денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения денежного оборота. Эффективность денежных реформ и долгосрочность полученных результатов зависит только от своевременности и сущности инфляции проводимых мер антиинфляционного регулирования.

  Существуют следующие наиболее часто используемые методы проведения денежных реформ:

1) нуллификация, которая предполагает официальную замену старых обесценивающихся денежных знаков на новые, но в ограниченном количестве;

2) ревальвация, которая предполагает восстановление стоимостного содержания денежной единицы, или возврат ее прежнего золотого содержания, или рост курсовой стоимости национальных денег по отношению к иностранной валюте;

3) девальвация, напротив, предполагает снижение стоимостного содержания национальной денежной единицы (например, падение курсовой стоимости национальных денег или в условиях размена бумажных денег на золото - уменьшение их металлического содержания);

4) деноминация - это укрупнение нарицательной стоимости денежных знаков путем обмена их на новые денежные единицы по принятому соотношению. 

Все методы проведения денежных реформ предполагают изъятие из денежного обращения излишних денег, превышающих реальный спрос со стороны экономики. Денежные реформы как метод регулирования денежного оборота могут дать положительный эффект только на краткосрочный период. Кроме того, существенным фактором, определяющим успех (неуспех) денежной реформы, является доверие экономических агентов к политике государства в сфере денежно-кредитных отношений, а также к банковской системе.

Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования зависит от задач, которые решает Центральный Банк РФ на той или иной стадии экономического развития страны. К методам регулирования денежного обращения, принятым в мировой практике, относятся нормы обязательных резервов или политика минимальных резервных требований, регулирование учетной ставки центрального банка, операции на открытом или вторичном рынке. Кроме того Центральные банки РФ воздействуют на состояние денежного обращения посредством инвестиционных требований и установленных лимитов.

Последние два метода по воздействию на денежное обращение близки к политике минимальных резервных требований. В частности, инвестиционные требования представляют собой обязательство кредитного учреждения держать на счете в Центральном банке РФ часть суммы активов или часть их прироста за определенный период в виде государственных облигаций или ценных бумаг, выпускаемых специальными кредитными учреждениями.

Кредитные лимиты представляют собой верхние пределы общей суммы кредитов или их прироста, устанавливаемые для банков, либо лимит суммы или количества кредитов, выдаваемых одному клиенту. Это применяется тогда, когда в отдельных случаях нормы обязательных резервов не приводят к стабилизации денежной массы и сокращению кредитных вложений.

Важным методом регулирования денежного обращения является учетная (процентная) политика ЦБ РФ, относящаяся также к прямым методам регулирования. Это обусловлено тем, что в отличие от резервных требований, она представляет собой вариант прямого регулирования цены банковских кредитов. Вследствие этого регулирование учетных ставок быстрее и непосредственнее воздействует на денежное обращение.

  Суть операций на открытом рынке состоит в купле-продаже Центральным банком РФ ценных бумаг, облигаций, векселей, чеков.

Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа, где развитие процессов саморегуляции на микроуровне предполагает проведение самостоятельной денежно-кредитной политики, эффективность и результаты которой определяют как его статус, так и дальнейшую роль в банковской системе, и стимулируют конкуренцию. В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций ЦБ РФ ориентируется в основном на использование экономических методов.

Регулирование количества денег в обороте является составной частью монетарной политики ЦБ РФ.  Монетарная политика включает в себя процентную политику и валютную политику.

  Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций Центрального банка РФ, степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро-и микроуровне. 
 К административным методам относятся лимиты, устанавливаемые Центральным банком РФ в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.  
 К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление лимитов.  
 В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций Центральный банк РФ ориентируется в основном на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков. 
 В банковском законодательстве нашей страны юридически закрепляется переход от чисто административных к использованию экономических методов регулирования денежного обращения и кредитной эмиссии, уровня банковских процентных ставок. Изменены принципы взаимоотношений Центрального банка РФ с коммерческими банками: Центральный банк РФ не имеет права вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков. Это создает предпосылки для формирования совершенно иных форм взаимодействия регулирующего органа в лице государственного Центрального банка РФ и низовых кредитных учреждений. 
 

Информация о работе Организация денежного оборота