Организация факторингового обслуживания коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы - выявить теоретические аспекты сущности факторинга, раскрыть особенности факторинговых операций в коммерческих банках.
Для раскрытия цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить основные понятия и виды факторинга,
2) проанализировать особенности факторинговых услуг за рубежом,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРИНГА И СУЩНОСТЬ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ...................................................................5
1.1 Понятие и преимущества факторинга…………………………………….5
1.2 Сущность и виды факторинговых операций……………………………...9
1.3 ТИПЫ ФАКТОРИНГОВЫХ
СОГЛАШЕНИЙ………………………………………………………………..15
2. ФАКТОРИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ...........18
2.1 Современное состояние системы факторинговых операций в России…………………………………………………………………………...18
2.2 Обзор зарубежного опыта по регулированию факторинга……………...21
2.3 Анализ баланса коммерческого банка
ВТБ24 (ЗАО) за 2008–2010 годы…………………………………………….
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФАКТОРИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 99.87 Кб (Скачать файл)

В Европе только в 6 странах  факторинговый рынок регулируется с помощью банковского лицензирования. Многие игроки тесно связаны с банками, являясь их дочерними компаниями, таким образом, опосредованно находятся под контролем банковского сектора.

В целом в Европе преобладают  специализированные факторинговые компании, за исключением Германии и Австрии, где существуют специализированные факторинговые банки. В Австрии это законодательное требование, в Германии, не имея банковской лицензии, нельзя заниматься факторингом с регрессом. Поэтому примерно треть факторинговых компаний Германии имеет банковскую лицензию, а две трети - нет. Но даже те, которые формально являются банками, если они работают по факторингу, то они не занимаются никакими другими видами банковской деятельности.

 

Таблица 2 - Зависимость степени  развития рынка от регулирования  факторинговой деятельности [21]

Страна

Оборот факторинга /ВВП, %

Австрия (нужна банковская лицензия для всех

видов факторинга)

1,2

Бельгия (необходимо разрешение на осуществление банковской и страховой  деятельности)

2,9

Германия

(нужна банковская лицензия  для

отдельных видов факторинга)

3,1

Франция

(банковская лицензия  не нужна, но факторинговые компании поднадзорны Банку Франции)

5,3

Италия

(государственное регулирование

существует, но не имеет отношения  к

банковскому)

7,8

Великобритания (государственное

регулирование отсутствует)

13,4


 

Современное законодательство Федеративной Республики Германия рассматривает  факторинг как сделку купли-продажи  долговых обязательств, возникающих  в процессе обращения товаров  или оказания услуг. Факторинг считается  торговой, а не кредитной операцией. В случае, если организации, специализирующиеся на оказании факторинговых услуг, имеют статус банков, то на них накладывается ряд дополнительных ограничений. В других случаях какие-либо регулирующие ограничения факторинговой деятельности отсутствуют. В настоящее время в ФРГ действует порядка 60 факторинговых организаций. Факторинг широко используется малыми и средними предприятиями более чем в 30 отраслях промышленности.

В Бельгии под факторингом  понимается форма кредитования, выражающаяся в инкассировании дебиторской задолженности  клиента, то есть покупка специализированной финансовой компанией или банком всех денежных требований клиента к  должнику. Специальных требований по получению разрешений или аккредитаций для занятий факторингом в бельгийском законодательстве не предусмотрено. Занимающиеся факторингом бельгийские банки и страховые компании получают лишь разрешения на осуществление соответственно банковской и страховой деятельности. В настоящее время в Бельгии действует ряд специализированных факторинговых организаций, которые, как правило, являются дочерними обществами известных международных факторинговых компаний. Следует также отметить, что практически все действующие в Бельгии банки и общества по страхованию кредитов предлагают своим клиентам услуги факторинга. Доля факторинга в ВВП составляет около 3% [21].

В законодательстве Великобритании под факторинговыми операциями понимается переуступка факторинговой компании неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания. Великобритания входит в число лидирующих стран в области факторинговых операций. Факторинг не попадает под разновидность так называемой "регулируемой деятельности" и на его осуществление не требуется получать специальное разрешение. Факторинговая деятельность в Великобритании осуществляется в рамках гражданского законодательства, регулирующего деятельность хозяйствующих субъектов.

Опыт отдельных стран  свидетельствует в пользу того, что  рынок факторинга лучше развивается, когда законодательное регулирование  минимально.

В целом, как показывает зарубежный опыт, рынок факторинга очень перспективный  и динамично развивающийся сегмент  экономики. Во многих экономически развитых странах деятельность по финансированию под уступку денежного требования не подлежит жесткому нормативному регулированию, и на ее осуществление не требуется специальных разрешений (лицензий). Более того, проведенный анализ международного законодательства позволяет сделать вывод, что чем более урегулирован факторинг законодателем, тем он менее развит.

 

 

2.3 Анализ баланса коммерческого банка ВТБ24 (ЗАО) за 2008–2010 годы

 

В 2009 году российская банковская система в полной мере испытала на себе воздействие мирового финансового  кризиса. Несмотря на кризисные явления, ВТБ 24 продолжил укреплять свои рыночные позиции.

ВТБ 24 в 2010 году добился существенного  роста как по объему активов и  привлеченных средств населения, так  и по объему полученной чистой прибыли, который является рекордным за время  работы Банка (рисунок 5).

За 2009 год уставный капитал  Банка вырос в 1,5 раз и составил 50,6 млрд. рублей. Прибыль после налогообложения  Банка за 2009 год составила 2,2 млрд. рублей.

Балансовая прибыль Банка  до налогообложения за 2010 год составила 22,0 млрд. руб., чистая прибыль – 16,8 млрд. руб. Чистая прибыль Банка по МСФО в 2010 году в размере 17,2 млрд. рублей также существенно превысила  аналогичный показатель 2009 года, показав  рост в 3,5 раза.

Размер собственных средств (капитала) Банка, рассчитанный в соответствии с Положением Банка России от 10.02.2003 года №215-П «О методике расчета собственных  средств (капитала) кредитных организаций», вырос за 2009 год в 1,4 раза и по состоянию  на 01.01.2010 год составил 97,3 млрд. руб., аналогично он вырос за 2010 год в 1,1 раза и по состоянию на 1 января 2011 года составил 104,1 млрд. руб.

Активы Банка за 2009 г. увеличились в 1,2 раза – с 601,6 млрд. руб. до 708,5 млрд. руб., за 2010 год увеличились в 1,3 раза – с 708,5 млрд. руб. до 900,6 млрд. руб.

Чистая ссудная задолженность  за 2009 год выросла в 1,2 раза и составила  на 1 января 2010 года 564,8 млрд. рублей (455,8 млрд. рублей на аналогичную дату прошедшего года), аналогичная тенденция наблюдается за 2010 год – выросла в 1,3 раза и составила на 1 января 2011 года 738,8 млрд. руб.

Норматив достаточности  собственных средств (капитала) Банка (H1) по состоянию на 01.01.2010 составил 15,2%, по состоянию на 01.01.2011 составил 12,9% при минимально допустимом значении (установленном нормативными документами  Банка России) в 10%.

При этом объем портфеля розничных продуктов увеличился на 2,5% с 423,3 млрд. руб. до 433,9 млрд. руб. и  до 497,9 млрд. руб. в 2010 году. Потребительские  кредиты выросли – с 129,7 млрд. рублей до 154,5 млрд. рублей и до 203,1 млрд. руб. соответственно, автокредиты –  с 38,8 млрд. рублей до 45,0 млрд. руб. и до 51,7 млрд. рублей. Ипотечный портфель увеличился с 142,6 млрд. руб. до 152,2 млрд. руб. в 2010 году (с учетом секьюритизированного портфеля он достиг 176,6 млрд. руб.)

Кредиты малому бизнесу за год снизились с 74,3 млрд. рублей до 71,2 млрд. руб. и до 63,7 млрд. руб., ипотечный  портфель – с 167,9 млрд. рублей до 142,6 млрд. рублей. Снижение портфеля ипотечных  кредитов связано с совершенной  сделкой секьюритизации ипотечного кредитного портфеля в начале 2009 г. на сумму около 15 млрд. руб.

Сформировавшаяся во время  кризиса сберегательная модель поведения  населения преобладала на протяжении почти всего 2010 года. Это выразилось в рекордных темпах прироста средств  населений в течение года. Вместе с этим стоимость привлечения  средств постепенно снижалась, что  позволило сохранить доходность бизнеса на фоне снижения ставок по кредитам.

За 2009 г. совокупный объем обязательств Банка вырос в 1,2 раза и по состоянию на 1 января 2010 г. составил 630,9 млрд. руб. За 2010 год данный показатель вырос в 1,3 раза и по состоянию на 1 января 2011 года составил 812,2 млрд. руб.

Средства на счетах клиентов по сравнению с 1 января 2009 года выросли  в 1,4 раза и на 1 января 2010 года составили 501,9 млрд. рублей (365,2 млрд. рублей на 1 января 2009 года), а на 1 января 2011 года составили 710,9 млрд. руб.

Объем срочных вкладов  населения в Банке по итогам 2009 года вырос более чем в 1,4 раза и на 1 января 2010 года превысил 363,9 млрд. рублей. По итогам 2010 года данный показатель вырос в 1,4 раза и на 1 января 2011 года превысил 523,5 млрд. руб.

В 2009 году банк эмитировал более 2,7 миллионов карт, а в 2010 году более 3,5 млн. карт. Объем эмиссии пластиковых  карт ВТБ 24 (ЗАО) с начала 2009 года увеличился на 55% и превысил 7,7 млн. штук. В течение 2010 года Банк активно развивал карточный  бизнес. Объем эмиссии пластиковых  карт ВТБ 24 (ЗАО) по итогам 2010 года увеличился на 45% и на 1 января 2011 года составил 11,3 млн. штук.

Объем выданных кредитных  карт (включая зарплатные) за 2009 год составил более 1 млн. штук.

Количество розничных  карт в обращении в 2010 году увеличилось  на 39% и на 1 января 2011 года составило 3,6 млн. штук.

В 2009 году банк выпустил 1,3 млн. зарплатных карт. В рамках зарплатных проектов ВТБ 24 (ЗАО) выпущено 48% карт от общего объема эмиссии. Количество зарплатных карт в обращении за 2009 год выросло  на 46% и на 1 января 2010 года составило  более 3,2 млн штук. В 2009 году ВТБ 24 (ЗАО) запустил 10 500 зарплатных проектов. Общее число предприятий, являющихся клиентами банка в рамках зарплатных проектов, достигло 27 000.

Присутствие ВТБ 24 на розничном  рынке росло еще более стремительно. В отличие от большинства конкурентов  ВТБ 24 (ЗАО) по итогам года смог увеличить  портфель кредитов населению (на 4%), а  рыночная доля, с учетом цессии увеличилась  на 1,5 п. п. и достигла 10,2% (10,8% с учетом секьюритизации). Объем средств населения, размещенных в ВТБ 24 (ЗАО), увеличился в 1,4 раза, а доля банка на данном рынке выросла на 0,6 п. п. и составила 5,8%. ВТБ 24 (ЗАО) упрочил свои позиции в качестве второго розничного банка страны как по объему кредитов, предоставленных населению, так и по объему привлеченных от него депозитов.

Количество клиентов увеличилось  с 4,7 млн. человек до 6,7 млн. человек, при этом количество активных клиентов достигло 4,7 млн., человек. ВТБ 24 (ЗАО) упрочил  свои позиции в качестве второго  розничного банка страны как по объему кредитов, предоставленных населению, так и по объему привлеченных от него депозитов.

Проведем анализ финансового  состояния ВТБ 24 (ЗАО) за 2008–2010 гг. и выявим, насколько эффективно работает предприятие. Информационная база анализа – данные финансовой отчетности ВТБ 24 (ЗАО) за 2008–2010 гг.

Анализ баланса начинают с анализа его структуры. Так  как в активе и пассиве одни и те же средства, находящиеся в  распоряжении банка, сгруппированы  различным способом, должно наблюдаться  соответствие их структуры.

Исследования структуры  баланса коммерческих банков следует  начинать с пассива, характеризующего источники средств и природу  финансовых связей банка, так как  именно пассивные операции в большей  степени предопределяют условия, формы  и направления использования  банковских ресурсов, то есть состав и  структуру активов. Проведем анализ динамики (приложение Д) и структуры  пассивов банка (приложение Е). Следует  обратить внимание на то, что анализ будет проводиться полностью за 2008–2010 годы.

Из таблицы 2 (приложение Д) видно, что валюта баланса выросла  за рассматриваемый период в 6,8 раз. В основном это происходит за счет роста обязательств банка, которые  выросли на 48%. Рост собственных средств  банка не такой интенсивный. Собственный  капитал вырос на 63%. В целом  можно констатировать, что банк растет.

Теперь рассмотрим на каких рынках банк привлекает средства. Объем средств, привлеченных от кредитных организаций, уменьшился за рассматриваемый период. Резко увеличился объем привлеченных от некредитных организаций средств на 95%, в том числе выросли вклады физических лиц на 107%. Эти ресурсы могут включать средства на расчетных счетах и депозиты юридических лиц. Средства на расчетных счетах клиентов – это денежные средства, которые для банка являются наиболее привлекательными, поскольку они наименее затратные (в большей своей массе они беспроцентные). Привлечение средств в депозиты увеличивает ликвидность банка. Рост вкладов населения – это уже рост дорогих ресурсов и это, скорее всего, свидетельствует о том, что банк проводит специальные программы по работе с населением. Интерес представляет рост прочих обязательств, анализ которых можно провести только уже на основе более детализированной информации.

Анализ динамики собственных  средств показал, что собственно уставный капитал банка растет очень  медленно. Основной рост происходит за счет роста прибыли банка и  резервного фонда.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что в анализируемом  периоде валюта банка выросла, что  является благоприятным изменением. Данное увеличение произошло за счет роста как заемных, так и собственных  средств. Увеличение источников собственных  средств банка также характеризуется  положительным образом, так как повышает его финансовую устойчивость. Данное изменение произошло, главным образом, вследствие увеличения прибыли банка и резервного фонда. Увеличение заемных средств произошло, главным образом, за счет роста средств клиентов (вкладов физических лиц), что является положительным моментом, так как свидетельствует о надежности банка и высокой степени доверия к нему со стороны клиентов.

Информация о работе Организация факторингового обслуживания коммерческими банками