Организация и управление ВЭД предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 08:24, курсовая работа

Описание работы

во-вторых, действенность механизма государственного регулирования экспортных и импортных операций. Эффективная внешнеторговая политика создает благоприятные условия для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом и внутреннем рынках, мотивирует проведение стратегии на импортозамещение, способствует формированию доходной части бюджета, в конечном счете, укрепляет экономическую безопасность страны. При этом внешняя торговля является одной из самых рискованных сфер экономики, и именно во внешнеторговой деятельности риски проявляются во всем своем многообразии. Наступление рискового события негативно отражается непосредственно на финансовом состоянии участников ВЭД, отраслей, регионов и государства в целом. Тем не менее, в настоящее время при выработке политики в области внешнеторгового и таможенного регулирования проблеме защиты от рисков уделяется недостаточное внимание.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….....2
1. Теоретические аспекты изучения внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………………5
1.1 Сущность, виды и цель внешнеэкономической деятельности государства………………………………………………………………………...5
1.2 Участники внешнеэкономической деятельности в России…………9
2. Регулирование внешнеэкономической деятельности в России……12
2.1 Таможенно – тарифное регулирование внешнеторговой деятельности……………………………………………………………………..12
2.2 Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности……………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...24

Файлы: 1 файл

курсовая по ВЭД.docx

— 73.34 Кб (Скачать файл)

 

Участниками внешнеэкономической  деятельности в России являются юридические  лица, созданные в соответствии с  законодательством РФ, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие  постоянное или преимущественное место  жительства на территории РФ и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Все многообразие участвующих во внешнеэкономической  деятельности фирм классифицируется по критерию принадлежности к тем или  иным видам ВЭД. Наибольшее распространение  из них получила внешняя торговля. По характеру объектов обмена ее можно  классифицировать (схема 1). Вторая форма  ВЭД – международное инвестиционное сотрудничество. Оно может осуществляться посредством привлечения в российскую экономику портфельных и прямых зарубежных инвестиций, вывоза российских капиталов за рубеж либо в виде сооружений объектов на условиях подряда.

В сфере  внешней торговли наиболее крупные  участники – это производители  экспортной продукции добывающих (нефтяная, газовая, угольная, алмазодобывающая и  др.) и перерабатывающих (нефтехимическая, металлургическая, машиностроительная, лесообрабатывающая и др.) отраслей материального производства. Они  в большинстве своем имеют  необходимую инфраструктуру экспортного  сбыта и самостоятельно  реализуют  свою продукцию на внешнем рынке. Эти операции являются неотъемлемым элементом их производственно-коммерческой деятельности, существенно пополняя валютную составляющую оборотных средств, что создает дополнительные возможности  модернизации экспортонаправленного  производства, повышения его конкурентоспособности.



 






 

 

 

 

 

 

 

 

Эти же фирмы  могут выступать и как прямые импортеры технологий, оборудования, сырья и материалов для указанных  нужд, привлекать иностранных инвесторов, участвовать в международной  кооперации, использовать иностранные  кредиты. Такие фирмы пользуются определенной поддержкой государства, освобождаясь, в частности, в отличии  от фирм-посредников от уплаты НДС  при экспорте продукции, от уплаты налогов  на часть прибыли, идущую на развитие производства, и некоторыми другими  льготами.

Значительную  долю в общей численности фирм внешнеторгового профиля составляют оптовые торговые предприятия, являющиеся по сути посредническим звеном. Важнейшие  из них:

 

  • Государственные специализированные объединения
  • Специализированные внешнеэкономические объединения
  • Акционерные снабженческо-бытовые компании
  • Оптово-закупочные фирмы и частные предприниматели

 

Все большее  значение приобретают российские коммерческие структуры за рубежом: филиалы российских компаний, торгово-сбытовые фирмы и  международные торговые дома с участие  российского капитала, сборочные  предприятия, сервисные центры и  представительства, осуществляющие продвижение  отечественных товаров, работ и  услуг на зарубежные рынки8.

Активно осуществляют внешнеэкономическую  деятельность российские предприятия  с иностранными инвестициями, филиалы  транснациональных корпораций, иностранные  представительства.

2. Регулирование внешнеэкономической деятельности в России

 

2.1 Таможенно  – тарифное регулирование внешнеторговой  деятельности

 

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности – совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

  1. Протекционистская функция – защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.
  2. Фискальная функция – обеспечение поступления средств в бюджет9.

Органы, регулирующие ВЭД  в России

В соответствии с законодательством Президент РФ наделен следующими функциями:

  • осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям);
  • подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;
  • регулировать военно-техническое сотрудничество;
  • определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов10.

Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств.

C точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

  • Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин;
  • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  • Таможенная процедура;
  • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности11.

Таможенные тарифы – инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности12.

В РФ Таможенный тариф представляет собой ТН ВЭД РФ и ставки таможенных пошлин к каждой товарной позиции. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.

Изменения в Таможенный тариф вносятся Постановлениями Правительства РФ, которые обязательно публикуются в Российской газете.

В настоящий момент в РФ действует таможенный тариф введенный постановлением Правительства РФ от 26.11.2006 №718, но в течение 2007–2010 в Постановление было внесено много редакций.

Таможенная декларация – документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров13.

Согласно п. 27 ст. 4 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее ТК ТС) таможенное декларирование представляет собой заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Таможенному декларированию подлежат товары:

  • перемещаемые через таможенную границу;
  • при изменении таможенной процедуры (например, таможенной процедуры временного ввоза на процедуру таможенного склада);
  • являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;
  • являющиеся остатками ввезенных товаров для переработки и не использованных в производственном процессе при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;
  • являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенной процедуры уничтожения;
  • незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ и приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению.

Таможенная процедура – совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за её пределами (пп. 26 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Согласно ст. 202 таможенного кодекса таможенного союза существует 17 видов таможенных процедур:

 

Таблица 2.1. Виды таможенных процедур

выпуск для внутреннего  потребления;

экспорт;

таможенный транзит;

таможенный склад;

переработка на таможенной территории;

переработка вне таможенной территории;

переработка для внутреннего  потребления;

временный ввоз (допуск);

временный вывоз;

реимпорт;

реэкспорт;

беспошлинная торговля;

уничтожение;

отказ в пользу государства;

свободная таможенная зона;

свободный склад;


 

В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров.

Важнейшими из них являются:

  1. Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ).
  2. Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
  3. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП.
  4. Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле).

2.2 Нетарифные методы регулирования  внешнеэкономической деятельности

 

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности – совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования14.

Цели и задачи введения нетарифных мер

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

  1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка
  2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
  3. Выполнение международных обязательств
  4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров
  5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер
  6. Защита общественной морали и правопорядка
  7. Защита культурных ценностей15.

Классификация нетарифных методов

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием.

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г.

Лицензирование предполагает, что на экспорт и / или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

  1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
  2. Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
  3. Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники);
  4. Выполнение Российской Федерацией международных обязательств16.

Информация о работе Организация и управление ВЭД предприятия