Организация как хозяйствующий субъект рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение организации как хозяйствующего субъекта в рыночной экономике.

Содержание работы

1.Введение ………….…………………………………………...……....…...……3
2. Понятие предприятия и его сущность………… ….……………...…… ……5
2.1. Организация предприятия ………...….…………....………………….….7
2.2. Основные функции предприятия………………………………………....9
2.3. Производственная и организационная структура предприятия………11
2.3.1. Производственная структура………..………………….……….....11
2.3.2. Организационная структура…………………………..……………15
2.4. Инфраструктура предприятия………………………………….………..17
3. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночных отношений..…..….19
3.1. Классификация предприятий….……………………...……...………….21
3.2. Организационно-правовые формы хозяйствования
юридических лиц………………………………………………………….. 23
3.3. Порядок образования и ликвидации предприятия…………...………...29
4. Заключение……………….……………………………………………………31
Список использованной литературы...................................................................33

Файлы: 1 файл

!!!!курсовик по экономике готовый!!!!!.docx

— 57.59 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный  торгово-экономический университет»

(ФГБОУ «СПБГТЭУ»)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Организация (предприятие) как хозяйствующий  субъект рыночной экономики.

 

                                                                   Выполнила: 

Студентка Абазова Виктория Ю.

Группы 3ТО-450

                                                                                                                                               ____________________

                                                                                                                                               (подпись)

 

 

 

Руководитель курсовой работы Павлова Светлана А.                                  ____________________

                                                                                                                                               (подпись)

 

Зав. Отделением менеджмента Павлова Светлана А.                                    ____________________

                                                                                                                                               (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Санкт-Петербург

                                                                    2013

                                                     

Содержание:

 

1.Введение ………….…………………………………………...……....…...……3

2. Понятие предприятия и его сущность………… ….……………...…… ……5

2.1. Организация предприятия ………...….…………....………………….….7

2.2. Основные функции предприятия………………………………………....9

2.3. Производственная и  организационная структура предприятия………11

   2.3.1. Производственная  структура………..………………….……….....11

   2.3.2. Организационная  структура…………………………..……………15

2.4. Инфраструктура предприятия………………………………….………..17

3. Предприятие как хозяйствующий  субъект рыночных отношений..…..….19

3.1. Классификация предприятий….……………………...……...………….21

3.2. Организационно-правовые  формы хозяйствования

 юридических    лиц………………………………………………………….. 23

3.3. Порядок образования  и ликвидации предприятия…………...………...29

4. Заключение……………….……………………………………………………31   

Список использованной литературы...................................................................33

 

 

1. Введение

 

 

Предприятие – это самостоятельный  хозяйствующий субъект, созданный  предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения  прибыли. Различают государственные, муниципальные, коллективные, индивидуальные( семейные, частные) предприятия. Современный предприниматель должен быть компетентным в избранной сфере деятельности, гибко реагировать на изменение ситуации, обладать целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учиться и делать выводы из своих ошибок.

Предприятия являются основными  источниками формирования бюджетов всех уровней, выступают связывающим  звеном для всех субъектов рыночных отношений. Эта тема всегда актуальна  для экономики каждого государства.

Основные проблемы начинающих предпринимателей: поиск своей "хозяйственной  ниши", определение специализации  предприятия, выбор формы предпринимательства, формирование производственной базы, привлечение финансовых средств. Движущая сила рыночного общества - конкуренция. Она стимулирует расширение производства, повышение качества и снижение цены продукта, заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять современную технику, технологию, прогрессивные методы организации производства и труда. Значительными преимуществами по сравнению с крупными фирмами обладают малые предприятия. Им свойственна высокая динамичность, маневренность, конкурентный характер производств и его демократизация.

Целью курсовой работы является рассмотрение организации как хозяйствующего субъекта в рыночной экономике.

Задачами курсовой работы является:

- рассмотрение понятия  предприятия (организации), его признаков  и порядка создания;

- изучение предприятия  как хозяйствующего субъекта  рыночных отношений.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

2. Понятие предприятия

 

Предприятие представляет собой  хозяйственную единицу экономической системы страны.

Предприятие – основное звено национальной экономики, самостоятельный  хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно - исследовательскую  и коммерческую деятельность с целью  получения соответствующей прибыли (доходов).

Согласно изложенным положениям предприятие представляет собой  хозяйствующий субъект, имеющий  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающий по своим обязательствам этим имуществом.

Характеристика предприятия предполагает определение его основных черт, выделяющих его в самостоятельный субъект рыночных отношений. Такими чертами являются:

-производственно-техническое единство, предполагающее общность процессов производства, капитала, технологии;

-организационное единство. Предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;

-экономическое единство, выражающееся в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также экономических результатов работы.

При характеристике понятия  предприятия важен учет цели его  деятельности. В статье 50 ГК РФ указано: «Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли  в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Каждое предприятие, как юридическое лицо, действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

В перечисленных документах указывается предмет и цели деятельности предприятия. Анализ этих документов свидетельствует  о том, что особенностью современных  предприятий является их многопрофильность. В этой связи на практике имеется необходимость определять основной вид деятельности по следующим критериям:

-удельному весу в выручке от реализации продукции (работ, услуг);

-удельному весу прибыли от реализации продукции (работ, услуг).

Важным признаком предприятия  как юридического лица является способность  выступать на рынке от своего имени. Оно, в соответствии с законодательством, может заключать все виды гражданско – правовых договоров с другими хозяйствующими субъектами (потребителями продукции, поставщиками всех фактором производства, с другими юридическими и физическими лицами).

Любое юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно –  правовую форму. В статье 54 ГК РФ указано, что наименование некоммерческих и  коммерческих организаций должно содержать  указание на характер деятельности юридического лица. Во всех случаях предприятия  указывают в учредительных документах место своего нахождения.

 

2.1. Организация предприятия

 

После создания предприятия  исключительно важное значение имеет организация его деятельности. Под организацией предприятия понимается пространственно- временная структура производственных фондов( рабочей силы, средств производства, материалов) и их взаимодействие для достижения высоких количественных и качественных результатов за определенный период времени при минимуме затрат факторов производства.

Организация должна строиться  с учетом следующих основных правил:

-наличие высококвалифицированных кадров и менеджеров, необходимой информации и возможностей ее своевременной обработки;

-объединение через организацию всех процессов хозяйственной деятельности и достижение на основе их взаимодействия поставленных целей и эффективности;

-обеспечение функционирования предприятия при изменяющихся или непредусмотренных условиях на основе гибкости управленческих решений и многих других.

На организацию в предприятиях большое влияние оказывают различные  внутренние и внешние факторы. Анализ деятельности предприятий позволяет  выделить в качестве основных следующие: размер предприятия ( в крупных предприятиях уровень специализации и высокая степень разделения труда, а в малых каждый работник должен быть компетентен в широком круге вопросов); применяемая технология (производство одиночных изделий и малых серий организованно по принципу цехов, а больших серий или массовое производство по предметному принципу); окружающая среда предприятия(влияние внешних факторов весьма многообразно- учет конкурентов, хозяйственная и правовая система страны, налоги и др.).

 

Для предотвращения банкротства  предприятие должно закрывать нерентабельные производства, проводить реструктуризацию задолженностей, осуществлять перепрофилирование деятельности, уменьшать дебиторскую  задолженность и принимать другие антикризисные меры.

Принцип получения прибыли  отражает высшую цель деятельности коммерческих предприятий (предпринимателей) в условиях рыночной экономики. Производство по количеству и ассортименту (номенклатуре), а  также реализация организуются таким  образом, чтобы обеспечить прибыль  и рентабельность.

Величина прибыли (убытка) определяется как разница между  выручкой от реализации товаров, продукции, работ и услуг и затратами.

Таким образом, предприятие  – основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий  уставный субъект, обладающий правами  юридического лица и осуществляющий производственную, научно - исследовательскую  и коммерческую деятельность с целью  получения соответствующей прибыли (доходов). К числу важнейших элементов, которые обладают определенной стойкостью и оказывает заметное влияние на структуру предприятия относятся:

1) постановка высших целей; 

2) определение регионального  местоположения и правовой формы  предприятия; 

3) форма собственности  и характер связи с другими  предприятиями; 

4) оснащение предприятия производственными факторами и их количественное разграничение, что выражается в размерах предприятия. Под организацией предприятия понимается пространственно- временная структура производственных фондов (рабочей силы, средств производства, материалов) и их взаимодействие для достижения высоких количественных и качественных результатов за определенный период времени при минимуме затрат факторов производства.

2.2. Основные функции предприятия

 

          Высшая цель предпринимательской деятельности — превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

         Для достижения поставленной цели предприятия должны:

1) выпускать высококачественную  продукцию, систематически ее  обновлять и оказывать услуги  в соответствии со спросом  и имеющимися производственными  возможностями;

2) рационально использовать  производственные ресурсы с учетом  их взаимозаменяемости;

3) разрабатывать  стратегию и тактику поведения  предприятия и корректировать  их в соответствии с изменяющимися  обстоятельствами;

4) систематически  внедрять все новое и передовое  в производство, в организацию  труда и управление;

5) заботиться о  своих работниках, росте их квалификации  и большей содержательности труда,  повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально  – психологического климата в  трудовом коллективе;

6) обеспечивать  конкурентоспособность предприятия  и продукции, поддерживать высокий  имидж предприятия;

Информация о работе Организация как хозяйствующий субъект рыночной экономики