Организация оптовой торговли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ организации и совершенствование коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли. Для реализации цели в процессе работы поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотрена сущность оптовой торговли, роль в экономике;
Изучены типы и виды оптовых торговых предприятий;
Выявлена методика оценки эффективности коммерческой деятельности оптовых предприятий;
Приведены современные подходы к организации оптовой торговли;
Рассмотрена организационно-правовая характеристика предприятия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты организации оптовой торговли……………………..5
1.1.Сущность оптовой торговли, роль в экономике .………..……………………5
1.2. Типы и виды оптовых торговых предприятий ………………………….....…8
1.3. Методика оценки эффективности коммерческой деятельности оптовых предприятий………………………………………………………………………..12
1.4. Современные подходы к организации оптовой торговли…………………16
2.Организационно-экономическая характеристика предприятия…………….19
2.1. Организационно-правовая характеристика ООО «Три течения»……….19
2.2. Экономическая характеристика ООО «Три течения»…………………….22
2.3. Анализ конкурентоспособности ООО «Три течения»…………………….28
3. Совершенствование организации оптовой торговли ООО « Три течения»…31
3.1. Анализ складских помещений и производственных возможностей
ООО «Три течения»………………………………………………………………31
3.2 Анализ оптовой продажи товаров и оказания услуг предприятием
ООО «Три течения»……………………………………………………………….36
3.3 Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности
предприятия ООО «Три течения»……………………………………………….41
Заключение…………………………………………………………………….…...47
Библиографический список…………………………………………...................49

Файлы: 1 файл

КД КУРСОВАЯ.doc

— 615.00 Кб (Скачать файл)

Основной организационно-правовой формой оптовых предприятий общенационального уровня являются акционерные общества открытого типа с заметной долей участия государства в их уставных капиталах. Это могут быть и государственные концерны, занимающие крупную торговую долю на рынке страны.                                                                                                             
        Оптовые предприятия общенационального уровня в перспективе должны составить основу формирования торгово-финансово-промышленных, торгово-финансовых групп и транснациональных компаний.

2) оптовые предприятия регионального масштаба. Эта структура представляет основу национальной оптовой торговой системы, ее внутренний контур (оптовые структуры регионального уровня).  Они закупают товары непосредственно у товаропроизводителей и у оптовых предприятий общенационального уровня, доводят их до любых оптовых покупателей в зоне своей деятельности. Главной задачей этого оптового звена является обеспечение товарами региональных товарных рынков и стимулирование формирования таких видов организаций, которые максимально удовлетворяли бы требования товаропроизводителей.

В эту группу оптовых предприятий могут включаться автономные оптовые структуры и  сбытовые подразделения промышленных предприятий, а также оптовые  структуры крупных розничных  предприятий. Эти предприятия функционируют преимущественно в виде хозяйственных товариществ и акционерных обществ. 
На региональном уровне должны получить распространение различного рода объединения. Они могут формироваться как в виде оптовых торговых компаний, так и в виде добровольных оптово-розничных цепей.

Наряду с независимыми оптовыми структурами в стране функционируют региональные оптовые торговые системы, которые создаются в виде сбытовых подразделений местных промышленных предприятии и оптовых структур местных крупных розничных организаций, в том числе и потребительской кооперации. В соответствии с требованиями товаропроизводителей (при выборе ими того или иного канала продвижения своей продукции на рынок) и с учетом опыта стран активной рыночной ориентации структура оптовой торговли развивается на основе выделения в ее составе:

- самостоятельных  хозяйствующих субъектов, то есть  специализирующихся на оптовой торговле предприятий, осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар;

  • посреднических оптовых структур, не использующих в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры, дистрибьютеры и т. п.);
  • организаторов оптового оборота, абсолютно не работающих с товаром (ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки).

 

Специализирующиеся  на оптовой торговле предприятия (независимые  оптовые торговцы) должны составить  основу системы оптовых структур на потребительском рынке. Их главной задачей является создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок преимущественно крупных товаропроизводителей и розничных торговцев. Это могут быть как специализированные на отдельных товарах, так и универсальные оптовые торговцы. Они могут иметь различный набор оказываемых услуг.

 Посреднические оптовые  структуры  могут выступать в качестве предприятий-брокеров, предприятий-агентов (дистрибьюторов). Действуют они по поручению клиента и преимущественно за его счет. В качестве основного предмета их деятельности выступает информационное обеспечение.

 Организаторы  оптового оборота - товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки. Они являются важным элементом оптовой инфраструктуры, и основной их задачей является создание условий для организации оптовой торговли. Но они не выступают в качестве субъектов оптовой торговой деятельности.

Из указанных  трех видов оптовых структур основными  на российском потребительском рынке должны стать самостоятельные хозяйствующие субъекты, предприятия, специализирующиеся на оптовой торговой деятельности. Они представлены как специализированными на отдельных группах товаров, так и универсальными предприятиями и могут использовать различные методы обслуживания клиентов и предоставлять им разные виды оптовых услуг.

Факторы, влияющие на оптовый товарооборот:

А) Внутренние

- обеспеченность  и использование товарных ресурсов,

- обеспеченность  трудовыми ресурсами

- состояние,  развитие и использование материально-технической  базы оптовой торговли

Б) Внешние

- законодательное регулирование,

- возможности  кредитования,

- наличие складских  помещений,

- наличие поставщиков  и условия работы с ними,

- наличие платежеспособного  спроса,

- конкуренция  на рынке и др.

 

    1. Методика оценки эффективности коммерческой деятельности оптовых предприятий.

 Независимо от выбранной стратегии развития и методов ее реализации, главной целью каждой коммерческой организации является получение прибыли. В конечном итоге, осуществление любых коммерческих операций должно привести к получению фирмой положительного финансового результата. Таким образом, коммерческая деятельность тесно связана с конечными результатами работы торговой организации – чем эффективнее коммерческая деятельность, тем лучше конечные результаты, и наоборот. Поэтому необходимо не только непрерывно вести коммерческую работу по установлению хозяйственных связей, оптовым закупкам, формированию ассортимента, управлению товарными запасами, оптовой продаже товаров, стимулированию продаж, но и постоянно проводить оценку ее эффективности. Это позволит своевременно выявлять «слабые места» и разрабатывать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности фирмы и повышать ее эффективность.

В настоящее  время не существует единой системы  показателей, по которым можно наиболее полно провести оценку эффективности коммерческой деятельности торговой организации. Исходя из сущности и содержания коммерческой деятельности, целесообразно проводить оценку ее эффективности, основываясь на оценке эффективности каждого из ее элементов. Оценив эффективность коммерческой деятельности по каждому из направлений, можно сделать вывод о том, насколько эффективна коммерческая деятельность торгового предприятия в целом.

При оценке эффективности  договорной работы оптовой торговой организации принимается во внимание не только количество заключенных договоров с поставщиками и покупателями, но и их качество, т.е. оценивается, насколько выгодны для организации условия договора, изучается степень и методы контроля исполнения договорных обязательств, как партнерами, так и самой организацией.

Выгодными условиями  считаются те, которые способны сократить  затраты фирмы по совершению сделки, выиграть время в случае финансовых затруднений, снизить риск, связанный с неоплатой товара и т.д. Поэтому специалист по коммерческой деятельности должен стремиться заключить договор на максимально выгодных условиях, что позволит достичь более высоких результатов. Однако что выгодно для одной стороны, чаще всего не совсем выгодно для другой. Договор – это всегда компромисс, одна сторона идет на уступку другой стороне, соглашаясь на ее условия в части договора, взамен на возможность диктовать свои условия в другой части договора. Поэтому для оценки эффективности договорной работы необходимо соотнести прибыль от сделки с затратами на ее совершение, определить насколько обоснованны затраты, предусмотренные условиями договора.

В случае неисполнения обязательств по договору, фирма может  понести значительные убытки вследствие недополучения денежных средств за товар, выплаты штрафов, пени, потери деловой репутации и т.д. Оперативный контроль исполнения договоров поможет избежать данных последствий. Степень контроля исполнения своих договорных обязательств можно оценить, отследив количество и характер неисполненных организацией обязательств; затраты, понесенные в связи с нарушением условий договора – уплаченные штрафы, пени, неустойки.

Основным показателем  при анализе закупочной деятельности является объем закупок. Поэтому  для оценки эффективности деятельности оптовой торговой организации в данном направлении, в первую очередь, необходимо проанализировать динамику общего объема закупок и его структуры. Структура объема закупок должна быть представлена как в разрезе товарного ассортимента, так и по каждому из поставщиков.

Во многом эффективность  закупочной деятельности зависит от выбора поставщиков. Оценить, насколько этот выбор правильный, можно с помощью следующих показателей:

  • частота и характер неисполнения (ненадлежащего исполнения) поставщиком договорных обязательств;
  • количество и удельный вес поставок некачественного товара;
  • нарушение установленных сроков поставок по вине поставщика;
  • количество и удельный вес поставок товаров в ненадлежащем количестве и ассортименте;
  • устойчивость условий договора – наличие внесения изменений в договор по наиболее значимым пунктам (цена, ассортимент, сроки и количество);
  • доходность сделки с данным поставщиком (определить сумму валового дохода от продажи товаров данного поставщика, удельный вес в общей сумме валового дохода, долю затрат на совершение сделки в сумме валового дохода от сделки).

Расчет данных показателей необходимо проводить  по каждому поставщику отдельно, что позволит при сравнении результатов выявить наиболее надежных и выгодных партнеров.

В качестве показателя эффективности работы с поставщиками может выступать наличие необоснованной и/или просроченной кредиторской задолженности, так как своевременная оплата товаров и услуг говорит об удовлетворительном финансовом состоянии организации, что характеризует его как надежного партнера, позволяет прибегнуть к услугам банка по кредитованию оборотных средств и наладить новые деловые контакты.

Одним из основных направлений закупочной деятельности является формирование ассортимента. Эффективность данной работы определяется в первую очередь таким показателем, как рентабельность ассортимента. Под рентабельным ассортиментом понимают такой ассортиментный набор, который в своей совокупности обеспечивает получение хозяйствующим субъектом запланированного размера прибыли.

Состояние товарного  ассортимента торговой организации характеризуют следующие показатели:

Широта  ассортимента – количество групп и подгрупп товаров, включенных в торговый ассортимент.

Глубина ассортимента – количество видов и разновидностей (наименований) товаров внутри групп и подгрупп в ассортименте предприятия.

Структура ассортимента – это соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте.

Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия товаров установленному ассортиментному перечню.

Устойчивость (стабильность) ассортимента – это бесперебойное наличие товаров по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне.

Обновляемость ассортимента – пополнение ассортимента новыми разновидностями товаров в соответствии с ассортиментной политикой предприятия.

Важнейшей составляющей коммерческой деятельности торговой организации по закупкам товаров является управление товарными запасами. От того, насколько грамотно и рационально осуществляется управление товарными запасами, зависит эффективность всей деятельности фирмы.

Одним из направлений коммерческой деятельности торговой организации  является рекламная деятельность. При оценке эффективности реализации рекламных мероприятий определяется прирост товарооборота в результате проведения стимулирующих мероприятий; сумма прибыли, полученной вследствие применения рекламы; сумма затрат на рекламные мероприятия; рентабельность затрат на рекламу.

Однако эффективность  рекламных мероприятий невозможно оценить в один момент, так как  эффект может наступить не сразу, поэтому планируя рекламную компанию, необходимо это учитывать при расчете окупаемости затрат. Кроме того, увеличение объема продаж в данный период может быть вызвано и другими факторами, которые также нужно учесть при оценке эффективности рекламной деятельности.

К основным показателям экономической эффективности коммерческой деятельности относятся рентабельность активов и оборачиваемость оборотных средств.

 

    1. Современные подходы к организации оптовой торговли.

 Развитие оптовой торговли — это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости сокращать все непрофильные виды деятельности. Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются развитием слоя посреднических предприятий оптовой торговлей, которые берут на себя роль связующего звена между производителем конечной продукции и розничным продавцом. Поэтому оптовая торговля развивается в неразрывной связи с розницей.

Появление крупных торговых сетей создает потребность в  столь же крупных оптовых поставщиках продукции. Особенно это важно для крупных неспециализированных магазинов, которые физически не могут устанавливать прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, продукция которых составляет товарный ассортимент таких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет ритейлу экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и конкурирующих брендов. Таким образом, оптовая торговля является мощным средством экономии затрат для предприятий розницы, сокращения их транзакционных и транспортных издержек.

Информация о работе Организация оптовой торговли на предприятии