Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 14:50, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрены такие поощрительные системы, которые увязывают основную оплату труда с уровнем выполнения и перевыполнения показателей, выходящих за пределы основной формы труда работника. К ним относятся различные премии за текущие результаты работы.
Введение ………………………………………………………………3
1. Система премирования на предприятии…………………….4
1.1 Разработка положений о премировании………………………4
1.2 Показатели и условия премирования……………………………4
1.3 Премирование рабочих…………………………………………8
1.4 Премирование руководителей, специалистов и служащих…15
2. Методика определения экономической эффективности
систем премирования………………………………………….....15
2.1 Понятие экономически эффективного премирования………15
2.2 Качественная оценка эффективности премирования…………16
2.3 Количественная оценка эффективности премирования………16
3.Практическая часть………………………………………………19
Заключение ………………………………………………………….25
Список использованных источников………………………………26
В определенных условиях производства, и главным образом при повременной форме оплаты труда, целесообразно стимулировать рост объемов и производительности труда.
Что касается
рабочих-сдельщиков, то очевидно, что
сдельная форма оплаты непосредственно
стимулирует увеличение количественных
результатов труда и, как правило,
не требует дополнительного
Для обеспечения заинтересованности в росте объемов производства и производительности труда необходимо использовать показатели (или условия) премирования, характеризующие выполнение плана производства продукции в заданной номенклатуре, нормативного объема производства продукции (работ); выполнение (и перевыполнение) установленных норм выработки; рост (прирост) объемов производства продукции; выполнение (и перевыполнение) ежедневного планового задания; выполнение работ с меньшей численностью по сравнению с нормативной и др.
При определении величины объемных показателей для бригад и отдельных рабочих нужно исходить, прежде всего из производственной программы соответствующего участка, цеха, резервов использования производственных мощностей и планов снижения трудоемкости продукции (работ, услуг).
Для рабочих,
занятых обслуживанием
- обеспечение
бесперебойной и ритмичной
- улучшение
коэффициента использования
- бесперебойное
обеспечение рабочих мест
Рабочих-контролеров
служб технического контроля следует
премировать только по показателям,
характеризующим их усилия по улучшению
качества выпускаемой продукции: отсутствие
рекламации по качеству продукции, пропусков
продукции с браком на последующие
операции или за пределы подразделения
(предприятия); выполнение плановых мероприятий
по профилактике брака; сокращение возвратов
продукции с последующих
1.4
Премирование руководителей,
В прежней
экономической системе
В этой связи главным направлением в стимулировании руководителей, специалистов и служащих должно стать премирование за фактическое улучшение результатов работы. Необходимо обеспечить заинтересованность работников в улучшении результатов труда, прежде всего на том участке производства, где они трудятся. Поэтому и в показателях премирования целесообразно учитывать непосредственные результаты деятельности соответствующих подразделений производства.
Поскольку в современных условиях на предприятии существенно возрастает значение прибыли, в премиальном положении можно предусмотреть повышение или снижение размеров премий, начисленных специалистам и служащим, при увеличении (сокращении) прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Показатели премирования руководителей, специалистов и служащих основных и вспомогательных цехов, которые в силу своего положения отвечают за результаты работы непосредственно на своем участке производства, должны отражать результаты деятельности этих подразделений.
В системах премирования работников аппарата управления, общепроизводственных служб, центральных лабораторий и других функциональных подразделений используются, как правило, показатели, учитываемые при премировании руководящих работников предприятия. Однако порой применяются и отличные от них показатели, отражающие итоги работы по тем направлениям, которые зависят от деятельности данного отдела, службы.
В определенных условиях на первый план могут выдвигаться показатели премирования, направленные на увеличение объемов производства, рост прибыли, повышение качества продукции. Обычно в системах премирования руководителей, специалистов и служащих в основных показателях премирования отражаются именно эти результаты деятельности. Для стимулирования роста объемов производства в качестве основного показателя премирования стоит использовать, прежде всего, рост (прирост) выпуска товарной продукции к соответствующему периоду предыдущего года в сопоставимых ценах.
Однако в качестве главного показателя премирования руководителей, специалистов и служащих подразделений аппарата управления и основного производства должна выступать прибыль: выполнение (перевыполнение) плана по прибыли или рост (прирост) ее к соответствующему периоду предыдущего года.
В тех цехах (участках), где нет планирования и учета показателя прибыли, в качестве основного или дополнительного условия премирования можно использовать показатель прибыли по предприятию в целом или показатель снижения затрат на 1 рубль продукции.
Требования к обеспечению высокого качества продукции и ее современного технического уровня могут быть отражены в показателе или условии премирования работников тех отделов аппарата управления, цехов и участков, от которых зависят качественные параметры выпускаемой продукции. Здесь наряду с показателями, отражающими общий уровень качества продукции, можно использовать и такие, как снижение рекламаций от потребителей, убытков от брака, процентной доли брака, возврата продукции на исправление и т.п.
Работников
службы технического контроля целесообразно
премировать исключительно за работу
по улучшению качества продукции, используя
следующие показатели: снижение против
базового года потерь прибыли от брака,
выявленного после приемки
Основанием для начисления премий являются данные бухгалтерской (и статистической) отчетности, а также данные оперативного учета.
Выполнение
запланированных показателей
Размеры премий работникам устанавливают либо в процентах к заработной плате по тарифным ставкам или окладам для сдельщиков, либо в абсолютной сумме.
Однако размеры премий можно устанавливать и в долях (процентах) от суммы экономии материалов, энергии, топлива и т.п. При производственных упущениях (ухудшении качества выпускаемой продукции (работ), нарушении технологической дисциплины, несоблюдении стандартов и технических условий, поступлении рекламаций или возврате недоброкачественной продукции, невыполнении договоров поставки и т.д.) допустимо лишение премии полностью или частично. Вопросы депремирования отдельных работников решаются чаще всего непосредственно руководителем предприятия. Вместе с тем в отдельных случаях вышестоящий руководитель может лишить конкретного работника начисленной ему премии полностью или частично, если по его вине были серьезные производственные упущения, не принятые во внимание непосредственным руководителем, или, наоборот, дополнительно поощрить члена коллектива за успехи, не отмеченные им.
2.
Методика определения
2.1
Понятие экономически
Поскольку
премирование за текущие результаты
деятельности является основной формой
поощрения работников, а в современных
условиях зачастую и основной расходной
статьей по оплате труда, важно уметь
оценить экономическую
Экономически
эффективной можно считать
Эффективная
система премирования должна положительно
восприниматься лицами, к которым
она применяется. Еще одно непременное
условие признания премиальной
системы эффективной — ее связь
с задачами поддержания необходимых
пропорций в росте
2.2
Качественная оценка
При оценке
эффективности системы
3) Заданность воздействия на материальную заинтересованность работников в нужном направлении. При решении этого вопроса необходимо учитывать целевое назначение системы премирования.
4) Обоснованность
установления размеров
5) Правильность выбора круга премируемых. В значительной степени круг премируемых предопределяется показателем премирования, но его оценка имеет и самостоятельное значение.
2.3
Количественная оценка
Количественная
оценка является весьма важной стороной
оценки эффективности системы
Это предполагает: определение достигнутого уровня выполнения показателя премирования в период оценки эффективности, сравнение его с уровнем выполнения показателя в базовом периоде или с каким-либо другим уровнем выполнения показателя, принимаемого за базу, и определение величины изменения показателя; определение в денежном выражении эффекта, полученного от изменения показателей премирования сравнение экономического эффекта с соответствующей премиальной оплатой и определение абсолютной или относительной эффективности системы премирования.
Под абсолютной
эффективностью системы премирования
понимается разница между эффектом
от изменения уровня показателей
премирования в рассматриваемом
периоде и соответствующей
Под относительной эффективностью понимается отношение экономического эффекта от изменения уровня показателей премирования к сумме выплаченной премии. Показатели абсолютной и относительной эффективности используются для сравнения различных систем премирования и определения их выгодности для работодателя.
При подсчете
экономической эффективности
На премии как часть заработной платы иногда могут быть возложены и некоторые функции, не связанные с их основным назначением. В частности, в случае длительного применения неизменных тарифных ставок премиальная оплата используется для усиления дифференциации заработной платы работников по условиям труда, его сложности и значимости, а также для компенсации потерь их заработков в связи с изменением норм времени.
При расчете
экономической эффективности